#4 Журнал РБК+Юг, 23 декабря 2022
Практика , Краснодарский край ,  
0 

Медицина — это прежде всего люди

Дмитрий Бочкарев, фото: «МастерСлух»
Дмитрий Бочкарев, фото: «МастерСлух»
Социальная борьба с нарушениями слуха сети клиник «МастерСлух»

Отрасль сурдологии в России развивается недавно. Технологии, с которыми работают специалисты, зарубежные. Социальный предприниматель Дмитрий Бочкарев рассказал о трудностях в отрасли сегодня, планах развития и итогах года.

— В 2021 году губернатор Ростовской области Василий Голубев присвоил клиникам «МастерСлух» звание «Социально ориентированный предприниматель». Как выстроена благотворительная экосистема вокруг бизнеса? Что стало предпосылками создания?

— Наша работа — это взаимодействие с людьми. А там, где люди тесно соприкасаются, всегда будут возникать не только коммерческие взаимоотношения, но и вопросы эмпатии, помощи. Наш бизнес держится на этом. Всегда есть семьи с детьми, которые не могут осилить лечение. Раньше такие ситуации решались мною лично. Их было немного, но я всегда старался помочь. Потом наступило время, когда выросли и мы как бизнес, и количество людей с такими запросами. Год назад я создал благотворительный фонд «Слышать жизнь», который помогает детям и семьям с нарушениями слуха. Он небольшой, но делает большую работу: ежегодно через фонд проходят от 20 до 100 благополучателей.

Помимо сети клиник и благотворительного фонда, часть нашей экосистемы — родительское объединение «МамУшки» и «Институт слуха и речи», который в 2022 году получил лицензию на образовательную деятельность. Отдельно работаем с жителями новых территорий, которые приезжают в Россию, по программе «Своих не бросаем».

— Помимо этих направлений, какие еще ниши социального предпринимательства вы хотели бы освоить?

— Планируем глубже погрузиться в обучение, в систематизацию накопленной базы знаний и уникального опыта. И в прошлом, и в нынешнем году мы, к примеру, провели несколько выездных образовательных семинаров в городах России для педагогов-дефектологов и учителей массовых школ. Наши специалисты в течение 1–2 дней рассказывали о том, как «опознать» патологию слуха у детей, как таким детям помогать, как учиться, развивать, взаимодействовать с родителями — до специальных педагогических аспектов. В этом направлении будем двигаться дальше. Более того, хотим организовать похожий обучающий семинар в Луганской республике в будущем году. Там, на новых территориях, есть большая потребность в такой помощи. В будущем году планируем направить внимание на новые территории России.

— Планируется ли открытие клиник на новых территориях?

— Наша специализация отличается тем, что, во-первых, это всегда очень дорогостоящая история, во-вторых, история, протяженная во времени. До 2021 года компания развивалась, открывая в среднем один центр в год. Сейчас мы на паузе. Рынок настолько непредсказуем, что открыть новые клиники в этом году не получилось. Но это не значит, что мы не думаем об этом.

Сурдологическая клиника всегда открывается под команду, под компетенции. Чтобы она работала как бизнес и приносила пользу, обязательно нужно сердце, которым и является грамотная команда.

— А насколько остро необходимы специалисты-сурдологи в новых регионах?

— Специалистов крайне мало. На Украине очередь на операции, в частности на кохлеарную имплантацию, была длиною в несколько лет. В то время как в России ежегодно проводится 1200–1500 таких операций. В Киеве оказывали эту высокотехнологичную помощь. Сейчас, конечно же, она жителям новых территорий должна быть доступна уже в России. Немало людей нуждаются в такой помощи.

— С какими трудностями в этом году столкнулась сеть клиник и как их удалось решить?

— Кризис этого года для нас уже седьмой или восьмой по счету. Он, как и все кризисы до этого, носит специфический характер, но общие черты тоже есть. Специфика заключается в том, что мы работаем с опорой на технические средства реабилитации слуха, системы кохлеарной имплантации, обслуживание речевых процессоров, с настройками. Все это европейского производства. В России таких технологий нет, и появятся они не скоро. Из трудностей — изменились логистические цепочки, ассортимент брендов, некоторые партнеры перестали с нами работать. Последний партнер сохранил около 30% прежнего объема поставок, но в 2023 году он планирует покинуть Россию. Слуховые аппараты относятся к медицинским изделиям и не попадают под санкции. Уйти с российского рынка — личная инициатива производителей.

Нам потребовалось около четырех месяцев, чтобы наладить логистику и восстановить ассортимент. Сегодня у нас есть базовые технические средства, с которыми можно работать.

— Это был, безусловно, непростой год. С какими итогами клиника его завершает? Можно ли, несмотря на все трудности, назвать его успешным?

— Если брать успешность в абсолютно финансовых выражениях, то это не тот год, в котором мы выросли на 20–30%. Если до 2020 года рост измерялся примерно в этих показателях, то в этом году не так. В марте текущего года мы наблюдали эффект отложенного спроса: пациенты, которые откладывали визит к врачу, решились обратиться за помощью. Но затем началось снижение активности, которое к сентябрю достигло пика. Мы потеряли около 20% выручки. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется.

Еще важный показатель, пусть и косвенный, — то, что мы не закрыли ни один из центров, не сократили персонал. Но мы все-таки надеемся, что ситуация станет устойчивее. В 2023 год мы смотрим с позитивом — есть новые территории и задачи. Возможно, приоритеты изменятся, но развиваться мы будем и дальше.

Тенденции Парадоксы кризиса
Содержание
Закрыть