Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе рассказала о предварительных итогах по турпотоку в южных регионах, нонсенсе с бронированием новогодних праздников и перспективах отрасли.
— Каким 2022 год был для туристической отрасли Краснодарского края и Юга России в целом?
— В начале 2022 года еще были надежды на возобновление прямого сообщения с основными странами, которые интересовали наших туристов, были надежды на снятие всех ковидных ограничений внутри страны. Но все эти ожидания ничем не закончились, и мы практически вернулись к тому, что было в 2020 году, с той лишь разницей, что потребительское поведение стало еще более осторожным.
Мы совершенно точно увидели определенное снижение спроса, связанное со снижением доходности. В 2020–2021 гг. спрос был потенциально выше, чем рынок мог его удовлетворить.
В 2022 году мы отмечаем немного разнонаправленную картину на рынке. Спрос выше, чем имеющееся предложение. Кроме того, люди стали бояться планировать что-то наперед. В сегодняшних условиях понятно, что горизонт планирования совсем сократился. Это сказывается и на потребительском поведении, и на стратегии бизнеса.
Несмотря на это, уже открыты акции раннего бронирования, на летний сезон в том числе. И это немного нехарактерная картина для того поведения потребителя, которое мы наблюдаем. У рынка есть надежды, что кто-то из туристов будет планировать свое лето уже сейчас. Даже некоторые авиакомпании открыли акции раннего бронирования билетов на осень 2023 года, что тоже выглядит каким-то абсолютно перпендикулярным движением по отношению к тому, что происходит на рынке.
Если резюмировать, чем отличается 2022 год от пандемийного периода, то можно сказать, что это катастрофическое сокращение любых стратегических планов, очень осторожное поведение потребителей, безусловное снижение доходности и, соответственно, снижение продаж практически по всем направлениям. Ни о каком более-менее значимом туристическом потоке в южном направлении из других регионов говорить не приходится.
В целом по стране объем туристов, путешествующих внутри России, по предварительной оценке, где-то будет на 8–10% выше, чем в 2021 году. Это неплохой результат, но ожидания были существенно больше. Ожидалось, что мы на 20–25% превысим прошлогодние показатели.
— Какие прогнозы по итогам года можно дать по Югу России?
— До тех пор, пока аэропорты закрыты, пока существуют определенные режимы реагирования на разные обстоятельства, понятно, что это будет влиять на планы и поведение туристов. Радует то, что туризм в этих регионах не упал до нуля. Сегодня закрытие аэропортов существенно влияет на географию приезда и, соответственно, на аудиторию, которая может приехать.
В 2022 году спрос снизился в этих регионах, это факт. По нашим оценкам, он сократился где-то на 30–50%. Мы говорим про Ростов, Калмыкию, Волгоград, тот же Крым — здесь снижение 30–50% в среднем.
Довольно интересная картина в Ставропольском крае, который просто был абсолютные рекорды и весной 2022 года, и летом в связи с тем, что аэропорт здесь открыт. И вот там будет превышение показателей больше, чем на 10%. Это больше, чем в среднем по рынку. Ожидается, что рост составит 20%, может быть 25%. Примерно такая же картина в регионах Северного Кавказа.
Очень многие туристы долго ждали, когда аэропорты Юга летом будут открыты. Когда стало понятно, что, скорее всего, этого не произойдет, то люди поехали на море на поездах. Поэтому нельзя сказать, что сильное снижение спроса произошло в Анапе и Геленджике. Здесь тоже достаточно неплохо продавались гостиницы.
В целом по Югу картина разная, единой картины у нас вести не получается, слишком большой контраст.
Цифры разные, но получается, что в целом на Юге выигрывают горные регионы Северного Кавказа и Сочи. Там тоже ожидается рост на 20%.
— Что вы можете сказать о стоимости бронирований и загрузке номерного фонда на новогодние праздники?
— Мы не проводили опросов, но есть ощущение, что люди ждут, что цены начнут снижаться ближе к Новому году, потому что спрос не очень высокий.
На данный момент Новый год в ЮФО забронирован не на 100%. На наших основных курортах места найти еще можно как в дорогом сегменте, так и в бюджетном. Их не так уж много, нельзя сказать, что курорты пустуют, но картина нехарактерная, в аналогичный период предыдущих лет такого не было.
Новогодние праздники этого года являются ярчайшим примером того, как сократился горизонт стратегического планирования у туристов. Этот показатель сократился максимум до одного месяца. Шестимесячного и трехмесячного планирования на сегодняшний день не существует.
Обычно на топовых точках внутри станы, которыми являются «Красная Поляна», «Роза Хутор», все горнолыжные курорты Краснодарского края, уже к концу октября было забронировано больше 60–70%. Мы к середине ноября не видели никакого ажиотажа, места есть. И только сейчас эти продажи активизировались. Интервал в 1–1,5 месяца мы сейчас наблюдаем. И это нонсенс. В предыдущие годы такого не было.
— Почему это происходит?
— Кроме того, что люди не понимают, что будет завтра, есть еще один традиционный момент — повышение цен на новогодние праздники. Это происходит всегда, потому что новогодние праздники — это пик спроса. Повышение цен происходит на всех направлениях от 15% до 25%, зачастую до 30%. Этот год не исключение, цены тоже выросли. Не так существенно, как это обычно было, т.е. плюс 25% мы не наблюдаем, но рост в 15–20% имеет место быть.
— Как вы считаете, насколько номерной фонд в регионах актуален и насколько российских туристов удовлетворяет то качество номерного фонда, которое представлено на курортах Юга?
— Номерного фонда однозначно хватает. Ажиотажа, аншлага и рекордов нет. Но вопрос в дальнейшем развитии. Проблема в целом нехватки инфраструктуры, в первую очередь в южных регионах, которые являются сегодня точкой концентрации туристических потоков для всей России, конечно, никуда не делась.
Если мы говорим о каком-то качественном дальнейшем развитии, то, безусловно, возникает вопрос создания и развития не просто гостиничного сегмента, а крупных резортов с территорией, где могут комфортно отдыхать семьи с детьми, где все члены семьи могут найти для себя варианты досуга. Этого не хватает. Не хватает отелей, работающих по системе all inclusive. Их остро не хватает именно в регионах ЮФО.
Есть проблемы с дорогами. Участники рынка Краснодарского края, да и сами жители жаловались на то, что в связи с транспортными ограничениями многие туристы направлялись на автомобилях, и не важно, что для этого приходилось преодолевать половину страны. Проблема с пробками и, соответственно, загруженностью дорог на курортах тоже существует.
Совершенно очевидно, что все эти проблемы не решатся к следующему сезону. Здесь нужна какая-то другая история, немножко другое планирование.
— Насколько велика доля «серого» отельного рынка в Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае, если у вас есть такие оценки? Какие меры, на ваш взгляд, будут эффективными для легализации этого сегмента?
— Это один из довольно сложных вопросов, который поднимается не первый год. И универсального решения на сегодняшний день так и не найдено. Я думаю, эта цифра составляет около 50%, как в Краснодарском крае, так и в Крыму и Ростове.
Я не готова сейчас озвучивать какие-то варианты предложений, потому что все они сегодня кажутся малореализуемыми. И вообще, в контексте всей ситуации, когда мы говорим о снижении доходности, какие-то жесткие меры по «обелению», боюсь, что не найдут отклика ни в одном регионе. Здесь нужен какой-то более гибкий, комплексный подход, и, наверное, его надо долго обсуждать, чтобы выйти с какими-то решениями. Эта проблема возникла не вчера, ей много лет, и решение так и не было найдено.
— Поговорим о глэмпингах. Насколько это востребованный вид отдыха в текущих условиях? Насколько такие средства размещения могут быть финансово успешными в ближайшей перспективе?
— Есть иллюзия, я бы сказала, неправильное представление о том, что глэмпинг — это очень дешевый отель, поскольку это некапитальное строение, которое стоит на некой территории, это как бы «апгрейд» палатки.
Но это не так. Глэмпинг — это объект размещения, который позволяет остановиться на ночь в труднодоступных местах, где сложно и долго что-то строить. Однако в эти места хотят добираться довольно обеспеченные туристы.
Средняя стоимость размещения в глэмпинге связана именно с той аудиторией, которая готова добраться до этого места и хочет комфортно при этом жить — не в палатке, а в комфортном средстве размещения, с туалетом, с обслуживанием, с питанием и т.д.
С экономической точки зрения я не вижу никаких угроз для глэмпинга, потому что у нас много мест в стране, куда сложно добраться, но где хотелось бы остаться на ночь. Есть вполне обеспеченные люди, которые хотели бы в эти точки добраться и комфортно там жить. Стоимость глэмпинга ― от 4 до 8 тыс. рублей в сутки, я и 12 тыс. рублей видела за глэмпинг, и они заполнены. У них нет проблем с загрузкой. И да, это окупается.
— В контексте изменения доходов жителей и страны можно ли говорить о смещении спроса на какие-то новые форматы туризма в будущем?
— Мы видим следующую картину. Средний ценовой сегмент туристического отдыха в наших южных регионах сильно сократился. А бюджетный сегмент перешел в мегаэкономный сегмент. Туристы экономят буквально на всем — сокращается количество экскурсий, сокращается количество дополнительных услуг, которые берут на месте туристы.
То, что раньше было экономом, бюджетным, вымылось более чем на 60%. Ушли ли эти люди в палатки или в какие-то самостоятельные походы, сказать сложно. Сектор невозможно отмониторить.
При этом мы видим, что остается стабильным премиальный класс. И это довольно серьезное подспорье для многих участников рынка, работающих в сфере туризма в южных регионах. Премиальный класс отдыха, даже несмотря на повышение цен, не сокращается.
Те люди, у которых серьезно упали доходы, принимают решение вообще никуда не выезжать либо создают иллюзию выезда. Я имею в виду выезд на выходные в своем регионе на какую-то турбазу. Люди не воспринимают такой выезд как отдых, но все равно это туризм. Ввиду этого общее количество путешественников по стране особо не сокращается, по крайней мере по итогам 2022 года.
Сложно сказать, что будет в 2023-м, потому что падение доходов стало ощущаться именно осенью 2022 года. Летом оно было не так ощутимо, летом скорее влияла неуверенность в завтрашнем дне, чем нехватка денег на отдых. Осенью мы увидели, что у туристов появилась следующая аргументация: лучше мы сейчас никуда не поедем, будем копить, чтобы суметь отправиться в путешествие летом следующего года.