Ростовская область является южными воротами России, через которые туристы проезжают по пути на пляжи Черноморского побережья. Однако транзитный туризм — это не единственный инструмент, способный нарастить потенциал региона.
Ростовская область в 2022 году, несмотря на закрытый аэропорт Платов, вошла в топ-5 регионов, сумевших не потерять турпоток. Министр экономического развития региона Максим Папушенко объяснил, что это связано в первую очередь с переориентацией с авиапутешествий на автомобильный трафик. Вторая причина — многолетнее развитие бренда региона «Вольный Дон».
«Огромный поток поехал на Юг по трассе М-4 и через Ростов. Учитывая то, что мы все эти годы активно продвигали «Вольный Дон», наш бренд, локации, дестинации, туристы не просто проезжали мимо, а планировали и останавливались на одну и более ночей — и по дороге на море, и по дороге обратно. Все это дало нам очень хорошую загрузку, потому что у нас летом загрузка в большинстве отелей, которые тоже занимались продвижением, была порядка 100%. Это ключевой фактор», — рассказал Максим Папушенко.
Здесь и сейчас
Донские туроператоры подтвердили, что после закрытия аэропорта главными гостями региона стали автотуристы, которые приезжают в Ростов как транзитники. Они останавливаются в южной столице и иногда посещают близлежащие города —Азов, Таганрог, Новочеркасск, станицу Старочеркасскую.
«Сейчас тренды — гастрономия, интерактивные туры с вовлечением или погружением в культуры региона. Например, у нас есть тур, когда мы показываем за несколько дней несколько культур — казачью, армянскую и еврейскую культуры, кухни», — рассказала генеральный директор туристической компании «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.
Целью всегда остается развитие
Гастрономия, экология и интерактивные туры не единственные направления, в которых возможен туризм на Дону. Министр экономразвития региона отметил, что в Ростовской области необходимо также развивать отрасли водного, круизного, исторического и патриотического туризма.
«За последние годы создано много объектов по-настоящему федерального, национального уровня. Музеи и туроператоры предлагают новые продукты с погружением — инверсивные экскурсии. Если мы говорим о Таганроге, то в турах герои из рассказов Чехова сопровождают туристов. Ретропоезд — классная история, которая вызывает массу откликов туристов, как местных, так и приезжих», — рассказал Максим Папушенко.
В компании «Рейна-Тур НТВ» добавили, что одной из точек развития туризма в регионе может стать деловой туризм, который сейчас трудно развивать из-за транспортной логистики. По словам Татьяны Нечепаевой, в Ростовской области расположено много площадок для конференций, креативных арт-пространств, а также стадион и аэропорт, не использующиеся в полной мере.
«К точкам роста относятся и водные путешествия, но для этого нужны современные теплоходы, оборудованные причалы и, если глобально, серьезная конкретная программа по развитию туризма в регионе, с четкими задачами, сроками, финансированием. И конечно, продвижение региона как туристического кластера. Регион у туристов вызывает очень хорошее впечатление, и это надо использовать», — поделилась генеральный директор «Рейна-Тур НТВ».
В свою очередь в корпорации «Туризм.РФ» рассказали, что одной из точек роста, имеющих большой потенциал, может стать создание эногастрономического кластера и развитие винодельческих хозяйств в долине Дона — от Цимлянского водохранилища до окрестностей Ростова-на-Дону.
Что мешает?
На сегодняшний день полноценному развитию туризма в регионе препятствует закрытый аэропорт и отсутствие авиасообщения. По мнению вице-президента Альянса туристических агентств России Алексана Мкртчяна, без налаживания авиасообщения стопроцентное развитие туризма невозможно.
По мнению министра экономразвития Ростовской области, открытое небо смогло бы увеличить турпоток в регион. Для его наращивания также необходимо развитие не только придорожных полос, но и всей рекреационной зоны вдоль Дона, побережья Азовского моря, Таганрогского залива.
Вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян:
«Визитные карточки региона — два направления, и они не поменяются. Это будет и сегодня, и через 20 лет. Первая — гастрономия, вторая — казачество. Вот это два основных конька, которые помогают Ростовской области раскрывать, понятно, что не в полной мере, но на 80% свой туристический потенциал.
У Ростова есть большое преимущество в том, что можно жить в Ростове и делать вот такие радиальные выезды в тот же Старочеркасск, Новочеркасск, Азов, Таганрог без ночевки в этих городах. Это мало где такое возможно. Например, в Краснодаре такое невозможно, там такого нет».