#4 Журнал РБК+Юг, 23 декабря 2022
Тенденции , Краснодарский край ,  
0 

Кубанские вина идут в рост

Леонид Попович, фото: РБК
Леонид Попович, фото: РБК
РФ может производить 85% вина из южного винограда

Текущий год выдался урожайным для российских виноградарей. О том, как эти региональные показатели cкажутся на российском виноделии, конкуренции внутри отрасли, продвижении южного продукта, рассказал винный эксперт, научный руководитель программы МБА «Виноградарство и виноделие» Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Попович.

— С какими проблемами столкнулась отрасль в 2022 году? Какие задачи предстоит решить виноделам в следующем году?

— Во-первых, сегодня все еще очень многие называют вино алкогольной продукцией. С моей точки зрения, алкоголь — это водка, а вино — это продукт для получения удовольствия. Когда происходит такая путаница, то это никак не способствует пропаганде продукта.

Во-вторых, под конец этого года оказалось, что мощностей емкостного парка стало ужасно не хватать. Некоторое время назад расчет и регламентация мощностей для винограда были введены в законодательные рамки. С моей точки зрения, там есть цифры, которые сегодня препятствуют развитию емкостного хозяйства предприятия. Правда, виноделы все равно обходят эти правила, но такое препятствие существует.

С другой стороны, сегодня мы делаем емкости из нержавеющей стали. Это дорого. Сегодня инвесторам одновременно надо вкладываться в виноградники, что тоже достаточно дорого, и развивать свое емкостное хозяйство.

Недостаток денег — это тоже препятствие. Кредиты банка достаточно дорогие. Ставки запредельны. Субсидии помогают лишь частично.

Третья сложность — это техника для виноградарства и виноделия. Так случилось, что небольшой объем винограда и вина, производимого в России, не позволял производить большое количество этой техники. В то же время итальянские, французские, испанские производители могли уменьшать себестоимость, и поэтому мы использовали импортную технику. Сейчас предпринимаются попытки, для того чтобы технику и запчасти к ней делать в России. Но это очень серьезная проблема, она требует времени, денег и будет решаться в течение не одного года.

— Сколько вина смогут произвести виноделы Краснодарского края, учитывая собственный урожай и виноград, полученный из других южнороссийских регионов?

— Если говорить о тихом вине, то в прошлом году страна произвела 30 млн декалитров вина. Половину, как мы уже сказали, произведет Краснодарский край, или даже больше. Я думаю, что регион сможет произвести вина на уровне выше прошлогодних показателей на 10–15%.

Однако необходимо понимать, что все вино не попадет на рынок в следующем году. Вино становится лучше, когда лежит и созревает. Часть из того, что будет произведено, будет залито в дубовые бочки. Эти вина будут продаваться через год, два, три.

— Как южнороссийские вина будут конкурировать с импортом в будущем году?

— Да, в последние год или два импортеры вздрогнули, но, мне кажется, импортеры уже приспособились, и объем ввоза импортных вин будет достаточно большой. Понимаете, мы являемся очень конкурентным рынком, и нам предстоит ценовая конкуренция за покупателя. Покупатель сегодня обращает внимание на цены. А снижения у нас не может быть.

За последние два года за счет того, что мы отказались от импортного материала и стали производить вина из своего винограда, произошел дефицит винограда, который, в свою очередь, привел к росту цен на виноград, что повлекло за собой рост себестоимости итогового продукта. Сегодня вино получается дороже практически в два-три раза, чем два-три года назад. Но за счет того, что цена бутылки складывается не только из винограда, себестоимость итогового продукта поднялась только на 30%.

— Повысилась ли лояльность рестораторов к российским винам? Как изменилось качество вина за последние два-три года?

— Ресторанам деться некуда. Россиянам все больше нравятся российские вина. Их спрашивают. Сейчас очень многие, если не большинство ресторанов, ввели в свои винные карты продукцию из России. Это то, что сегодня, по крайней мере, становится модным.

Если говорить об объеме, то в ресторанах продается небольшая доля в 4–5%. Наша основная реализация — это магазины. Рестораны — это такая же пропаганда, агитация и продвижение продукта.

Объемы собранного винограда на территории Краснодарского края в 2018–2022 гг.:

2018 ― 209 тыс. тонн
2019 ― 212 тыс. тонн
2020 ― 193 тыс. тонн
2021 ― 203 тыс. тонн
2022 ― 280 тыс. тонн

Источник: министерство сельского хозяйства Краснодарского края

Экспертиза Регионы Юга и Кавказа: от демонтажа до перестройки
Содержание
Закрыть