— В прошлом году на II ежегодном онлайн-форуме по женскому предпринимательству стало известно, что выросла доля предпринимательниц в общем количестве ИП. На данный момент это 41%, или 1,4 млн женщин. Как сегодня обстоят дела с развитием женского предпринимательства?
— Внешние ограничения и уход зарубежных компаний многие российские женщины восприняли как стимул для развития и окно новых возможностей. Почти 50% женщин-предпринимателей получили дополнительное образование. По итогам 2022 года индекс женской деловой активности в России достиг исторического максимума — 74%. При этом треть женщин-предпринимателей отмечают весомую роль их участия в различных объединениях при органах государственной власти. Статус одной из главных диалоговых площадок уже завоевал Евразийский женский форум, его работа призвана укрепить роль женщины, в том числе и в предпринимательском сообществе.
74% — индекс женской деловой активности в России достиг исторического максимума по итогам 2022 года.
Мужское/ Женское
— Известно, что в прошлом году увеличилась доля женщин-предпринимателей в таких отраслях, как IT-индустрия, химическая промышленность и строительство. Как вы думаете, когда мы сможем отойти от такого стереотипа, что у женщин лучше получается строить бизнес или карьеру именно в социальной сфере?
— У социального предпринимательства, действительно, женское лицо. Женщины более чутко понимают специфику этой сферы. Неслучайно доля женского предпринимательства здесь достигает 90%. В сфере услуг эта цифра равна 58. При этом, женщины развивают свое дело и в сферах высоких технологий и креативных индустрий. В нашей стране доля женщин, участвующих в развитии креативного сектора, уже составляет почти 60%. Более трети занято в атомной промышленности и электроэнергетике. В таких сегментах как биотехнологии и селекционные технологии женщинами основано более трети стартапов. Думаю, нет такого начинания, с которым бы не справилась женщина. Вопрос времени.
— Августовский номер журнала РБК+Юг приурочен ко Дню Строителя- сфере, очень развитой на Юге. Эта сфера, традиционно мужская. По вашим оценкам, почему в ряде специальностей гендерный паритет достигается не так быстро? С чем это связано?
— На мой взгляд, границы исключительно «мужских» и «женских» профессий размываются. Например, быть «правой рукой» капитана атомного ледокола в Арктике — уже не кажется чем-то сверхъестественным. Я знаю об этих сильных девушках. Медиа-проекты, подобные вашему, помогут людям больше узнать о представительницах таких, казалось бы, не свойственных женщинам специальностей и, не исключено, мотивировать кого-то на исполнение мечты.
— По данным доклада Mastercard Index of Women Entrepreneurs, вышедшего в марте 2022 года, Россия находится лишь на 29-м месте из 58 в списке самых благоприятных стран для женщин в бизнесе. Как вы думаете, почему получился такой показатель?
— Государство выстроило системную поддержку предпринимательского сообщества. Благодаря такой работе, доля женщин-экспортеров впервые, за 2022 год выросла с 21% до 23%. Снижается регуляторная нагрузка, отдельные решения для стимулирования деловой активности принимаются на уровне регионов, действуют специальные программы. Это и образовательные, и акселерационные продукты, привлекательные банковские и кредитные решения, различные гранты и конкурсы.
Новый тренд
— Правительство в начале года утвердило Национальную стратегию действий в интересах женщин. Можем ли мы сказать, что за последние годы возможностей для реализации женщин в политике или бизнесе стало больше?
Да, в этом направлении удалось серьезно продвинуться. В нашей стране во многих сферах женщины становятся драйверами экономического роста. Эта тенденция набирают силу. Что касается политики — доля женщин в российском парламенте возросла. Да, дисбаланс сохраняется, но динамика есть. Участие женщин в законотворчестве акцентирует внимание государственной политики на человека, качество его жизни, образование, охрану здоровья, поддержку материнства и детства. Так, за весеннюю сессию Совета Федерации одобрено порядка 500 законов, около 80 из них — социально значимые. А объем «детского бюджета» в совокупности удалось довести почти до 2,5 трлн рублей. Это серьезные, на мой взгляд, цифры.
60% - доля женщин, участвующих в развитии креативного сектора в РФ
— Несмотря на то, что развитие женского предпринимательства сегодня является одним из важных мировых трендов, 71% россиян разделяют мнение, что главное предназначение женщины — быть матерью и хорошей хозяйкой. Как вы думаете, почему настолько большие цифры и сталкивались ли вы с подобными стереотипами?
Быть матерью, хорошей хозяйкой и успешной женщиной — это новый тренд. Таких примеров немало. Наши женщины красивые, сильные, наполнены яркими идеями и стремлениями создавать лучшее. Они обладают значительным образовательным, деловым и профессиональным потенциалом. Они не должны выбирать между самореализацией и семьей. На создание таких условий нацелена работа государств.
Этот и другие материалы читайте в августовском выпуске журнала РБК+Юг