Рынок труда в Краснодарском крае переживает серьезные изменения. Так, спрос переходит от специалистов диджитально-гуманитарного профиля к рынку рабочих и инженерных специальностей. Об этой и других тенденциях рассказала владелец и руководитель сервиса «Лаборатория Карьеры» Алена Владимирская.
— В прошлом году эксперты прогнозировали массовый уход компаний, банкротства и сокращение сотрудников, уменьшение доходов. Эти прогнозы не сбылись, уровень безработицы сократился. Чем вы это объясняете?
— Мне кажется, что это говорили псевдоэксперты, которые недооценили емкость и возможности нашей экономики. Данные по безработице правильные и при этом неправильные. В прошлом году ушло очень большое количество международных компаний, многие уходили очень этично, выплачивая людям от 3 до 12 окладов. В результате довольно большое количество людей до сих пор очень внимательно присматриваются к рынку и нигде не работают, но при этом у них есть деньги и на пособие по безработице они не претендуют.
В целом ситуация не такая печальная, а в некоторых отраслях, наоборот, идут в рост зарплаты и количество вакансий для белых воротничков. Сказать, что для топ-менеджеров нет безработицы, тоже неправильно. Она выражена в том, что большое количество навыков, которые были нужны для сотрудников, всю жизнь строивших карьеру в международных компаниях, оказались не нужны российскому рынку.
— Эксперты говорят, что в России дефицит кадров колоссальный. В каких отраслях он наибольший? Как обстоит ситуация по Югу России?
— Больше всего не хватает синих воротничков, т.е. рабочих, строителей, грузчиков, водителей. Очень не хватает рук в АПК по всему Югу России. Не хватает как профессиональных сотрудников — ветеринаров, агрономов, инженеров сельскохозяйственной техники, так и просто рабочих рук. В России нет престижа рабочих специальностей.
Также очень нужны менеджеры по продажам, потому что все стало продаваться гораздо сложнее, есть дефицит инженеров. На рынке труда происходят тотальные изменения. Это переход от диджитально-гуманитарного рынка к рынку рабочих и инженерных специальностей.
— Прогнозируете ли вы рост уровня зарплаты по «дефицитным» отраслям и как сильно?
— Тектонический сдвиг меняет и зарплаты. Чем профессия дефицитней, тем получают больше. Хорошие рабочие 4–5 разряда получают больше, чем «воротнички». Если такой специалист работает в крупном промышленном городе, он может получать 200 тыс. рублей. Диджитальные профессии будут по-прежнему востребованы, но зарплаты перестанут расти, а где-то вовсе начнут падать.
— По вашему мнению, насколько лучше на Кубани ситуация с кадрами, учитывая миграционный прирост?
— На самом деле ситуация обстоит хуже, чем во многих регионах. Дело в том, что едут люди старше 40–45 лет и те, кто за свою работу не очень держатся. Это не всегда лучшие профессионалы. Есть большой перекос: люди хотят работать в Сочи и на Кубани в отелях и образовательных учреждениях с хорошей зарплатой, а региону нужны аграрии и рабочие. Не могу сказать, что в регионе ситуация по кадрам хорошая, скорее плохая.
— Какие специалисты будут наиболее востребованы в 2023 году?
— Это рабочие, инженеры, любого уровня менеджеры по продажам и финансисты, умеющие работать с кредитными историями оставшихся банков. Также нужны будут операционные менеджеры и директора, которые могут работать быстро в прибыль и выводить компанию из непростой ситуации.