#2 Журнал РБК+Юг, 16 августа
Экспертиза , Краснодарский край ,  
0 

В поисках баланса: зачем девелоперам диверсификация бизнеса

Первый вице-президент AVA Group по девелопменту Гевонд Егиазарян
Первый вице-президент AVA Group по девелопменту Гевонд Егиазарян
Строительный рынок относится к одному из основополагающих сегментов экономики. Но для сохранения устойчивости крупные девелоперы Кубани активно диверсифицируют бизнес

AVA Group летом 2022 года заявила о планах вложить в развитие агропромышленного кластера в Сочи 15 млрд рублей. Компания запускает проекты в логистике, промышленном секторе, сегменте гостеприимства, бальнеологии и ряде других направлений. Чем это помогает во время кризиса, что происходит с сегментом строительства и как санкции скорректировали планы по развитию, рассказал первый вице-президент холдинга по девелопменту Гевонд Егиазарян.

― Эксперты называют сегмент строительства одной из точек роста экономики в 2022 году. Подтверждается ли это на практике? Каким оказалось первое полугодие для AVA Group?

― Сегмент строительства ― это всегда точка роста, в любой стране, в любой кризис. У сферы большой мультипликативный эффект, затрагивающий все отрасли.

Начало первого полугодия, естественно, было стрессовым и неожиданным. Обстоятельства, в которых мы оказались, не были предусмотрены ни в текущей деятельности, ни в инвестиционных программах. Поэтому пришлось включить антикризисный режим и перейти на точечное управление проектами.

— Сказалось ли это на общих объемах строительства?

— Нет, не сказалось. Мы продолжили работы на всех объектах, которые готовились к запуску или были начаты, отдав им приоритет. Единственное, мы поставили на паузу проработку некоторых проектов, находившихся на ранней стадии подготовки.

— Повлияли ли события на себестоимость строительства?

— Повлияли, конечно. Точно рассчитать сложно, так как цены росли неравномерно, но в среднем где-то на 35%. Мы только узнаем наш рынок строительных материалов. Застройщики, оказывается, о многом не знали — какой огромный у нас потенциал и какое количество различной продукции производится. Нужно время на перестройку процессов и поиск новых поставщиков, пришлось оперативно менять параметры и формат закупок.

— Планирует ли AVA Group запуск крупных проектов в девелоперской сфере в оставшееся полугодие?

— Да, конечно. Работы как по текущим, так и по стратегическим проектам у нас идут. Представлены объекты в Москве, Краснодаре, Анапе, Сочи, Ростове.

— Какие прогнозы вы можете сделать на 2022 год? Что, по вашим ощущениям, будет со спросом?

— Я думаю, спрос в ближайшие полгода-год будет держаться на том же уровне, как и сейчас. Весной мы видели сильные скачки, в мае — падение, в настоящее время идет стабилизация.

Он упал по сравнению с прошлым годом, что было ожидаемо. Но никаких предпосылок для дальнейших резких скачков нет.

— В чем вы видите причины? Вроде бы запустили льготную ипотеку, власти говорят о стабилизации в экономике.

— В целом экономика пока не стабилизировалась. Для того чтобы мы могли говорить о восстановлении, нужно запускать собственные производства. А это 5–10 лет.

Падение в экономике в 2022 году еще будет, часть сфер ощутит кризис в полной мере ближе к концу года. Безработица уже выросла, люди теряют источники дохода. Квартира не первая необходимость, сначала обеспечивают себя, семью, и лишь потом люди думают об улучшении жилищных условий. Поэтому предпосылок для глобального роста нет.

— Означает ли, что повышение себестоимости приведет к снижению маржинальности? И не станет ли это причиной нового этапа укрупнения рынка и ухода с него части игроков?

— Скорее всего, так и будет. Я думаю, что это нормальная рыночная ситуация. Когда обстоятельства позволяют, появляются новые игроки. Если условия ужесточаются, то слабые компании уходят. При этом хорошие точечные проекты у небольших компаний будут.

Рынок Краснодарского края уникальный и стоит на одном уровне со столичными регионами — Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь постоянный приток населения, который будет всегда, вне зависимости от экономики — по причине определенных климатических и географических условий. В Краснодаре в следующие десять лет прогнозируется двукратный рост населения. Соответственно, за этим последует развитие строительного сегмента.

— Одним из трендов последних лет стал выход крупных застройщиков на Черноморское побережье. Девелоперы активно запускали новые проекты, AVA Group в том числе. Чем интересны курортные города?

— Мы определили этот сегмент как один из приоритетных, наравне со стандартным жилищным строительством. Этого требует рынок. Вся экономика направлена на развитие курортных зон, запущены полномасштабные государственные программы на федеральном уровне. А там, где вкладывают деньги в территорию, появляются возможности в разных сферах, в том числе и для девелоперов. Поэтому грех не воспользоваться этой ситуацией и не усилить свою роль в сегменте курортного строительства.

В этом ракурсе большой потенциал у апартаментов. Мы планируем развивать такие продукты, как инвестиционная недвижимость. Этот рынок только формируется, и девелоперы активно участвуют в процессе.

— AVA Group и воспринимается, и позиционируется в первую очередь как строительный девелоперский холдинг. Но за последние годы был заявлен ряд проектов в совершенно других сферах, от гостеприимства до здоровья и АПК. Судя по сообщениям СМИ, это стало общим трендом для рынка строительства. Зачем диверсифицировать бизнес?

Постепенная диверсификация бизнеса — это правильное решение акционера. Например, запуская проекты в агропромышленной сфере, мы понимаем, что ее развитие — одна из стратегических целей на уровне государства. Еще одно направление — это промышленность и производство строительных материалов. Эти рынки есть и будут, потому что в наличии спрос и большой потенциал.

То же самое касается гостеприимства и медицины. Бурный рост внутреннего туристического рынка привел к пониманию того, что есть большая нехватка хороших гостиниц, санаторно-курортных комплексов — современных, с хорошими управляющими компаниями и с качественным сервисом.

Поэтому мы идем в эти отрасли и диверсифицируем бизнес. Нельзя опираться на один сегмент и один рынок, который может пострадать во время кризиса.

— Вы говорите про сферу гостеприимства. Какие крупнейшие проекты AVA Group запустила в этой сфере?

— Мы планируем запускать проекты в ряде городов: Москве, Краснодаре, Сочи, Анапе. В прошлом году мы подписали шесть соглашений — практически со всеми крупными международными гостиничными операторами, среди которых Hilton, InterContinental, Holiday Inn и т.д. Но из-за последних событий от большинства франшиз, кроме Lotte, пришлось отказаться.

Вместо них мы создали свою профессиональную управляющую компанию, которая сертифицирована всеми международными гостиничными брендами и будет профессионально управлять нашими проектами.

— Насколько перспективно создание собственных брендов в сегменте управляющих компаний сферы гостиничного бизнеса? Можем ли мы заместить иностранных игроков?

— У нас нет выбора, так как иностранные игроки уже ушли. Мы задавали себе такой вопрос в прошлом году, когда приступили к заключению договоров франшизы. А надо ли это, не можем ли мы развивать свой собственный бренд? Хорошо, что мы пошли и тем путем, и этим. Подписав соглашения с международными операторами, мы одновременно начали развивать собственную управляющую компанию LeePrime.

Ничто не мешает оказывать услуги так же качественно, как и ушедшие игроки. Мы, в принципе, этому уже научились. Туристы знают, чего хотят, им есть с чем сравнить. Мы, в свою очередь, понимаем, что от нас требуют, и готовы это предоставить.

— Насколько велика потребность в отелях? Насколько насыщен рынок?

— Потребность в городских отелях немного упала из-за сокращения деловой активности, ухода ряда компаний. А на курортах запрос очень велик, поэтому мы сейчас делаем упор именно на них.

— Как с общей концепцией развития сегмента гостеприимства связаны проекты медицинского кластера?

— Изначально, когда мы продумывали все проекты, их концепцию и идеологию, мы исходили из тесной связки сегмента гостеприимства с медициной и здоровьем: объекты со СПА, возможностью оздоровления, тесно связанные с курортно-бальнеологической темой.

Это очень хорошая связка. Мы приобретаем категорию клиентов, которые пользуются и услугами гостиниц, и сегментом оздоровления. Наверное, именно благодаря пандемии мы ощутили, насколько эта отрасль нужна и востребована.

— Еще одно направление — это агропромышленный кластер, в частности предприятие «Хоста-чай». Почему выбрано такое направление в Сочи?

— Этот агропромышленный кластер тесно связан с агротуризмом. Эти земли направлены на привлечение новых туристических потоков, но в другом тренде и ракурсе, чем пляжный туризм. Этот сегмент также активно поддерживается государством и озвучивается как одно из ключевых направлений развития.

Мы видим там большие возможности и считаем, что услуги будут очень востребованы. AVA Group изучила опыт международных компаний, крупнейших мировых проектов. Сейчас мы находимся в стадии формирования инвестиционной программы. Первые несколько этапов собираемся реализовать в ближайшие пять лет.

— Планируется ли освоение других рынков и выход в новые сегменты в ближайшем будущем? Где еще вы видите точки роста?

— На данном этапе у нас, мне кажется, достаточно направлений. В каждом из них скрыты дополнительные резервы для развития, которые еще предстоит раскрыть. По всем приняты инвестиционные программы, есть понимание, что делать дальше.

Каждое из этих направлений: промышленность, классический девелопмент, туризм, логистика — все связаны с нынешними тенденциями роста и развития. Да, идет некая корректировка рынка, которая влияет на наши планы. Например, переориентация с Запада на Восток привела к пересмотру проектов по логистике, потому что ее потребовалось адаптировать под реалии. За 2–3 месяца транспортные потоки всей страны сильно изменились, трансформировалась структура рынка. Например, мы столкнулись с тем, что в нашем проекте мы переключились с потенциальных покупателей складского направления на арендаторов производственного сегмента.

— Какую роль во всем этом играет первичный бизнес AVA Group, с которого все начиналось, — девелопмент? Помогает ли он в реализации этих инвестпроектов, задействуются ли компетенции?

— Конечно. Любой проект — это в первую очередь недвижимость, то есть девелопмент. И логистика, и туристический сектор, и АПК. Те фундаментальные компетенции в строительной сфере, которыми мы располагаем, помогают успешно их реализовывать, не совершая большого количества ошибок.

— Планируете ли вы выходить в другие регионы?

— Все зависит от экономической целесообразности. Мы в постоянном поиске новых рынков и бизнесов. В первую очередь интересны развитые регионы, города-миллионники, все направления, где сильная экономика и ресурсы. Мы не торопимся, но рассматриваем различные варианты.

Застройщик ГК AVA Group, с проектными декларациями можно ознакомиться на сайте наш.дом.рф.

Компетенция Кирилл Шаталов: «Доля инвесткредитов в портфеле банка выросла втрое»
Материалы выпуска
Тенденции Субсидии и инвестиции: что поддержит рынок жилья на Кубани
Решения Елена Сошникова: «На Кубани есть все для роста рынка недвижимости»
Тенденции От жилья к курортам: как меняется градостроительная политика Кубани
Экспертиза Югу нужны не «свечки» в поле, а целостная городская среда
Экспертиза Антон Финогенов: «Краснодар обречен на малоэтажную застройку»
Практика Брать или не брать
Рыночный расклад Жилье на Юге: градостроительство, спрос и тренды
Экспертиза Николай Амосов: «Важно быстро реагировать на любые изменения»
Тенденции Курортный ренессанс
Экспертиза В поисках баланса: зачем девелоперам диверсификация бизнеса
Компетенция Кирилл Шаталов: «Доля инвесткредитов в портфеле банка выросла втрое»
От первого лица Юрий Поляков: «Больше чем квадратные метры»
Инструменты Жизнь на новом уровне: почему города края хотят стать «умными»
Компетенция КНГК-Групп: Успешный проект начинается с инжиниринга
Инновации Курс на «цифру»: как на Юге РФ и в СКФО вырастают «умные города»
Содержание
Закрыть