В июне текущего года в Госдуме предложили проводить Дни фермеров в крупных сетевых магазинах минимум раз в месяц. Такие акции включают в себя организацию специальных полок с фермерской продукцией, акциями и дегустациями. О том, как реализуется инициатива, рассказала заместитель председателя комитета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ Юлия Оглоблина.
— Получали ли уже парламентарии какую-то обратную связь от ретейлеров по поводу Дней фермеров?
— Получили обратную связь, запустился в этом году в пилотном варианте проект по открытию таких фермерских уголков, островков в сетевых магазинах «Пятерочка» и «Магнит». Этот проект запущен вместе с Корпорацией малого и среднего бизнеса. Уже организовано 19 торговых площадок в 14 регионах страны. В южном регионе Краснодарский край, Ростовская область и Республика Крым первыми вошли в число пилотов. Со следующего года эту практику хотят распространить во всех регионах.
После нашего обсуждения в Госдуме пошли новости, что «Азбука вкуса» начала делать по выходным такие презентации фермерской продукции. К сожалению, широкой практики пока это не находит, но постепенно сети начинают разворачиваться в сторону малых сельхозтоваропроизводителей. Например, возле торговой сети «Лента» летом они предоставляли места прямо перед магазинами в выходные дни. Фермеры и ЛПХ могли приехать со своей продукцией. Мне кажется, это плюс не только фермерам, но и самим торговым сетям.
— Какие еще меры по поддержке ЛПХ, КФХ мы можем отметить за последнее время? На уровне инициатив в том числе.
— Мы добились того, чтобы в этом году ЛПХ включили в систему льготного кредитования. У сельхозтоваропроизводителей появилась возможность брать кредиты под 5%. И в этом году были увеличены средства на это направление. Также удалось принять отдельную программу по овощеводству и картофелеводству, за что спасибо Минсельхозу России, сделана большая работа. В эту программу они допустили к участию ЛПХ и делают упор именно на них. Она стартует со следующего года, средства в федеральном бюджете заложены — 5 млрд рублей.
С начала этого года внесли изменения в госпрограмму развития сельского хозяйства, и регионы их внесли уже в свои, региональные программы. И теперь по правилам из этого общего котла финансирования регионы могут предоставлять поддержку личным подсобным хозяйствам. Но для этого, конечно, нужно не только внести изменения, нужно довести это информацию до ЛПХ. Потому что тоже часто бывает у нас — меры поддержки есть, но мало кто о них знает.
— Госдума разработала законопроект, который разрешает строительство туристических объектов на виноградопригодных землях. Это особенно важный законопроект для Кубани. Какова сейчас позиция парламента по этому вопросу?
— Этот законопроект сейчас отправлен на доработку. Но что хочу отметить — инициатива очень правильная. Лично я ее поддерживаю. Я думаю, что такие объекты сельского туризма нужны не только тем, кто занимается виноградарством и виноделием. Для всех аграриев это дополнительный импульс к развитию своего сельхозпроизводства, потому что это помогает развивать бренд. Если у вас будет возможность привлекать туристов, появляется дополнительный источник продвижения и реализации своей продукции.
Здесь как раз можно сделать следующий шаг по размещению туристических объектов на сельхозземлях. Я думаю, что мы это сделаем. Мы приняли закон о сельском туризме, но сейчас мы понимаем, что этого недостаточно. Чтобы он заработал в полную силу, надо разрешить строить туристические объекты, иначе смысл теряется.
— Какие основные направления АПК вы считаете главными точками роста отрасли на ближайшие годы?
— Думаю, что с присоединением новых территорий Россия на международном рынке еще больше усилит свой экспортный потенциал по зерну. Мы активно развиваем рынки сбыта, и, на мой взгляд, самой активной точкой роста является зерно.
Важно развивать переработку и поставлять не только зерно, но и переработанную продукцию — муку, комбикорм. На мой взгляд, развитие молочного и мясного скотоводства тоже в приоритете, было и останется. Наиболее стабильно чувствуют себя организации, которые имеют животноводческие предприятия внутри — занимаются не только растениеводством, но и переработкой, животноводством.
Поэтому в комитете коллеги поднимали вопрос о принятии отдельной программы по молочному животноводству. Тоже будем эту тему дальше продвигать. Я также вижу большой потенциал по фруктам, у нас есть подотрасль, где еще далеко до полного импортозамещения, но господдержка увеличивается, и как раз за счет южных регионов мы сами сможем полностью закрыть потребность в тех фруктах, которые растут в наших климатических условиях.