— Что изменилось в части спроса на сельскохозяйственную технику в лизинг в 2022 году? Какими были приоритеты аграриев Юга России, с чем они чаще всего обращались?
— Основным отличием по сравнению с 2021 годом, конечно же, стал сам ряд доступной техники. Импортной сельхозтехники в России в наличии никогда не было много, а в первой половине 2022 года ее практически не осталось. Сегодня приобрести новую иностранную технику из Европы или США практически невозможно. Соответственно, имеющийся спрос закрывается либо российской, либо произведенной в странах СНГ, реже — в Китае.
Что касается поведения аграриев, то спрос в целом сохранялся, однако был более сдержанным, чем в 2021-м. И примерно соответствовал уровню предложения, незначительно его превышая. Основное влияние на спрос оказал рост цен — причем на всю технику без исключения.
Также стоит отметить, что уже наступил четвертый квартал года, когда сельхозпроизводители традиционно начинают готовиться к посевной следующего года. Но сейчас закупок техники практически не происходит. Связано это в первую очередь с глобальным кризисом на рынке зерна и практически отсутствием привычного экспорта этой продукции из России.
Сейчас многие заняли выжидательную позицию. Хотя, на мой взгляд, это не самая продуктивная стратегия, потому что никто не понимает, чего нужно дождаться и сколько это продлится.
— Когда, по вашим оценкам, аграрии выйдут из этого режима ожидания и стоит ждать повышения активности на рынке лизинга?
— Думаю, это продлится примерно полтора-два месяца, к концу 2022 года сельхозпроизводители активизируются, так как сыграет свою роль усталость от ожидания высокой цены на продукцию либо ее нехватка на внутреннем рынке и, соответственно, рост цен.
Кроме того, никто не отменял посевную, и в 2023 году аграрии должны будут иметь в распоряжении всю необходимую технику.
«Аграриям особенно важны сроки платежей»
— Как лизинговые компании строят свою политику в новых реалиях, есть ли сложности, связанные с нехваткой техники зарубежного производства?
— Доля зарубежной техники на российском рынке была заметной, но не определяющей. Подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей сегодня пользуются российской. Мы в свою очередь продолжаем работать над повышением доступности и удобства лизинговых продуктов для клиентов. К примеру, сегодня они могут заказать технику с поставкой на весну и гарантировать себе ее наличие в нужное время. А чтобы сделать период ожидания более комфортным, наша компания предлагает нулевые авансы и сезонные графики с различными вариантами срока платежей — в частности, предусмотрена возможность совершить платеж после продажи следующего урожая, то есть через год.
И мы видим спрос на такие условия со стороны аграриев, потому что им удобно совершать оплату в определенные периоды, не отвлекая на это оборотные средства в самый ответственный момент.
— Претерпевает ли сегодня глобальные изменения рынок лизинга сельхозтехники?
— Он напрямую зависит от ситуации на сельскохозяйственном рынке России, который сегодня достаточно устойчив. На протяжении многих лет мы видим стабильную положительную динамику урожайности. Так что и говорить о создании каких-то дополнительных инструментов снижения рисков на лизинговом рынке не приходится, это просто неактуально. Отрасль чувствует себя уверенно.
Мы движемся в другом направлении — повышения гибкости наших продуктов, в первую очередь в подходе к срокам сделки. Если раньше средний срок лизинговой сделки на комбайн или трактор составлял три года, то сейчас он возрастает до четырех или пяти лет. Связано это с ростом стоимости техники, а также желанием сельхозпроизводителей снизить свою долговую нагрузку в моменте.
«Рисков по запчастям нет»
— Возрастает ли спрос на технику с пробегом?
— Спрос на нее всегда был высоким, однако этого нельзя сказать о предложении. Как я уже сказал, АПК в нашей стране достаточно стабилен, и в силу этого мы не видим частых банкротств предприятий, которые могли бы выставить на продажу большие объемы бывшей в употреблении техники. Кроме того, сельскохозяйственная техника может эксплуатироваться довольно долго, и, если что-то и продают, то обычно со сроком эксплуатации более 10 лет, просто потому что такие машины уже не нужны даже их владельцам.
Однако наша компания, безусловно, работает с этим сегментом, насколько это позволяет наличие б/у техники.
— Есть ли какие-то существенные риски в части сервиса, связанные с санкциями?
— Мы с такими рисками пока не сталкивались. Да, были опасения, что на фоне санкционной политики могут возникнуть сложности с запчастями и комплектующими. Однако крупнейшие российские производители сельскохозяйственной техники имеют достаточно высокую степень локализации, так что в этом плане всего хватает.
«Выгоды по сравнению с кредитованием очевидны»
— Эксперты рынка сегодня отмечают рост популярности возвратного лизинга. Согласны ли вы с этой оценкой, с чем это, по вашему мнению, связано?
— Действительно, спрос на него вырос, и в первую очередь это связано со скоростью различных изменений в экономике страны, а также возросшими требованиями к скорости реакции на эти изменения. Поясню, о чем я говорю.
Возвратный лизинг сегодня является важным альтернативным способом пополнения оборотных средств компании. Основным его отличием, помимо льготного налогообложения, является скорость. Оформить имеющуюся технику в возвратный лизинг и получить деньги на расчетный счет можно в пределах недели или даже быстрее. А оформить кредит в банке в такие сроки практически невозможно.
Есть существенная разница между залоговым подходом банков и нашим подходом к компенсации рисков. Мы оцениваем реальную рыночную стоимость техники без применения дисконтов и используем стандартный аванс. К примеру, если мы говорим про комбайн, купленный два года назад, сегодня владелец, с учетом повышения стоимости, сможет реализовать его за ту же цену, за которую он его ранее приобрел. При этом при определенных условиях мы готовы заключить такую сделку даже с нулевым авансом. То есть клиент получит 100% стоимости имущества в виде свободных для использования денежных средств, а техникой продолжит пользоваться, как прежде, выплачивая лизинговые платежи по удобному графику.
— Что ждет российский рынок лизинга в целом? При условии, что ситуация не будет кардинально меняться в течение следующего года.
— В 2023 году нас так или иначе ждет восстановление рынка легкового транспорта и лизинга специальном техники. Вероятнее всего, мы увидим стабильную динамику и на рынке грузовиков. Можно ожидать роста в сегменте строительной техники, что в основном связано с включением в состав России новых регионов, где нужно будет восстанавливать инфраструктуру.
Мы не ждем бума на рынке оборудования, по крайней мере в нынешних реалиях. Однако в целом надеемся, что российский лизинговый рынок в 2023 году покажет рост, на который все надеялись в 2022-м, но который по понятным причинам не случился.
Впрочем, если говорить о нашей компании, то мы и сегодня не испытываем дефицита клиентов и видим приток нового бизнеса. А также отмечаем увеличение количества повторных обращений от уже действующих партнеров. Динамика роста бизнеса компании «Интерлизинг» на Юге в 2022 году составила +30% по отношению к 2021-му. И в 2023-м мы планируем расти дальше и увеличивать объемы и территории нашего присутствия в стране.
Реклама, ООО «Интерлизинг», 4CQwVszH9pQNrmUSugs