К осени этот сегмент АПК начал оправляться от шока. Авральное импортозамещение, новые каналы поставки, надежда на партнерство Китая ― эти факторы позволили почувствовать хрупкое равновесие. При этом, считают участники российского рынка сельхозмашин, уже очевидно: путь к новой стабильной структуре рынка сельхозтехники не будет быстрым.
Проблема поиска альтернатив импортной технике коснулась сельхозпредприятий Юга России в разной степени. Менее всего ее почувствовали фермерские хозяйства, где доля зарубежных машин, согласно данным ассоциации «Народный фермер», примерно 20%. Что касается крупных сельхозпредприятий, то у них доля импортных комбайнов и тракторов может достигать 70% (такие данные о составе своего парка сельхозмашин приводит, например, ГК «Концерн «Покровский»).
Европейская и американская техника годами приобреталась сельхозпредприятиями с большими посевными площадями, где требуется скорость и эффективность рабочих процессов. В ближайшие время, по словам представителей гигантов АПК, полностью отказаться от использования таких машин не представляется возможным.
Гиганты АПК: прежняя парадигма в новых жестких рамках
В рамках жестких санкционных ограничений крупные гиганты АПК не только сохраняют парк сельхозмашин в работоспособном состоянии, но и находят возможность обновлять его импортной сельхозтехникой. Один из примеров ― ГК «Концерн «Покровский», агропромышленные активы которого консолидированы в Краснодарском крае. «Покровский» владеет 242 тыс. га земли. Технический парк группы компаний насчитывает более 1500 единиц самоходной техники, 7600 единиц прицепных орудий, 540 единиц грузовых машин разных классов. Только треть от этого количества ― российского производства. Остальное ― иностранная техника. Ее доля в парке составляет 65–70%.
«В этом году, несмотря на сложности с логистикой, мы продолжаем программу модернизации парка, приобрели несколько импортных посевных комплексов, тракторов и почвообрабатывающих машин. Это те же производители, известные бренды, но сборка данных моделей локализована не в ЕС, а в России или Турции. Проблем с поставками импортной техники и запасных частей нет. Поставщики готовы контрактовать 2023 год и гарантировать поставки к началу весенней посевной», ― рассказывает главный инженер ГК «Концерн «Покровский» Константин Ершов.
В концерне отмечают: сроки доставки запасных частей увеличились. Цена на них выросла почти в два раза. Дилеры и официальные дистрибьюторы рассчитали ее в марте по курсу 120 рублей за доллар. С тех пор цены не меняются, что поставщики объясняют сложностями логистики.
«В этом году мы идем на дополнительные расходы и закупаем все необходимое по такой стоимости, но по следующему году есть вопросы. И главный даже не в размере наценки, а в том, сколько вообще будет стоить импортная техника, учитывая рост цен на энергоносители в странах Европы», ― комментирует Ершов.
Если оценивать положение с точки зрения целого региона, например Краснодарского края, то ситуация оказывается более проблемной.
«С одной стороны, разрушились цепочки поставок, с другой — резко выросли цены. В тяжелой технике у нас 40% приходится на американский бренд John Deere. Их сегодня не ввозят, также как и детали, импорт полностью остановлен. Сроки доставки по схемам параллельного импорта увеличились до 2–4 месяцев, иногда до полугода. Запасные части выросли в 2–3 раза. То есть не вся техника может быть использована в полном объеме, возможны простои из-за поломок», ― комментирует ситуацию на Кубани вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка.
На этом фоне отечественные производители сельхозтехники говорят о том, что уход западных поставщиков открывает для российских компаний новые перспективы.
«Ту нишу, которую занимал John Deere, 40% на Кубани, он больше занимать не будет. Эта ниша будет занята компанией «Ростсельмаш», плюс есть сильные производители в Беларуси. Есть фирма немецкая, тоже хорошо представленная в Краснодаре, которая старается сохранять свое присутствие в РФ. Поэтому доли рынка будут распределены, а у крестьянина все равно останется выбор, останется доступ к технике», ― комментирует совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.
Свято место пусто не бывает
По данным, которые приводит ассоциация «Росспецмаш», рост объема производства отечественной сельхозтехники произошел уже в первом полугодии 2022 года. За этот период он увеличился на 6% в сравнении с первым полугодием 2021 года. Что касается отгрузки российских сельхозмашин на внутренний рынок России, то с января по июнь 2022 года она выросла на 22% в сравнении с аналогичным прошлогодним периодом.
«Наша доля на рынке комбайнов, конечно, выросла — была 65%, сейчас порядка 75%. Остаются белорусы, немцы, появляются китайцы, чего раньше не было. В тракторах у нас есть две сильные компании, производящие крупные тракторы, — это «Ростсельмаш» и Кировский завод. Мне кажется, мы в этом году заняли 100% рынка, может быть, 99,9%», ― рассказал совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.
Существенный рост объема производства отмечает еще один крупный донской производитель сельхозтехники ООО «Лилиани».
«Говорить об итоговых объемах по году пока рано, но мы уже увеличили объемы производства на 50% за счет переоснащения нашего производства новым оборудованием и повышения производительности труда», ― комментирует заместитель директора по развитию ООО «Лилиани» Юрий Игнатов.
Что касается спроса на отечественную технику, то в случае «Лилиани» фиксируется его увеличение от 50% до 100% ― в зависимости от вида техники.
Некоторые сегменты рынка российским компаниям заполнить пока не по силам. Это, к примеру, селекционные комбайны ― штучные машины со специальными требованиями. Вообще, на пути импортозамещения «подсаженность» российских производителей на готовые западные решения ― проблема, которую приходится решать в том числе и на производственных площадках.
Импортозамещение на производстве: аврал заканчивается?
Весна этого года была самым сложным периодом для российских производителей высокотехнологичных агромашин. Ввоз импортных комплектующих в страну был остановлен, в оперативном порядке приходилось решать вопросы альтернативных путей поставки, организовывать собственное производство, менять логистику. Кое-где даже пришлось приостанавливать производство сельхозтехники. Так было на «Ростсельмаше», где доля импортных комплектующих составляла примерно 10%.
«Это вызвало шок, вызвало необходимость работы наших конструкторов, наших снабженцев. Они активно искали партнеров, готовых поставлять коробки передач, шестерни для коробок передач, гидростатические трансмиссии, компоненты электроники. Эта работа в достаточно стрессовом режиме шла в мае, июне», ― рассказывает совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.
О производстве необходимых компонентов удалось договориться с российскими предприятиями, которые нарастили объемы выпуска комплектующих в два, а некоторые и в семь раз. Кроме того, налажены поставки из восточных стран. Новые детали пока еще требуют доработки: их необходимо «обкатать», доведя до полной надежности. На первом этапе еще могут возникать вопросы с обслуживанием техники, какие-то дефекты проявляются в ходе эксплуатации. Но в случае с «Ростсельмашем» благодаря ускоренному импортозамещению удалось вернуться к тем объемам производства, которые были год назад.
«Я уверен, что уже к новому году вопросы будут полностью решены. И мы будем в спокойном режиме работать, не в авральном. Будем в нормальном темпе наращивать объемы производства, будем расширять модельный ряд, уже будучи полностью независимыми от наших западных партнеров», ― комментирует Константин Бабкин.
О необходимости расширения модельного ряда говорят и российские дилеры сельхозтехники. По их словам, сейчас многие агротехнологические процессы в полях жестко коррелируют с фактором наличия импортных машин.
«В части модельного ряда необходимо создавать и расширять предложение тракторов средней мощности, телескопических погрузчиков, мощной уборочной техники, широкозахватных сеялок под пропашные культуры и целого ряда иных машин. В этих нишах мы сильно зависимы от привычной западной техники», ― рассказывает Александр Алтынов, председатель правления ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход».
По оценке дилеров, чтобы приблизить независимость от импорта, предприятиям необходимо также сфокусироваться в ближайшие годы на развитии собственной компонентной базы.
«Мы должны думать о кратном увеличении производства. Речь, прежде всего, о технически сложных компонентах: двигатели, трансмиссии, гидравлические узлы, электроника и так далее. Их разработка требует немалой экспертизы, времени и инвестиций», ― комментирует Александр Алтынов.
Еще один шаг к импортозамещению, как показывает опыт этого года, ― увеличение уровня локализации продукции, когда большая часть комплектующих производится на площадках одного предприятия. Компания «Лилиани» с перебоями импортных поставок столкнулась еще в пандемийном 2020 году.
«Наша продукция всегда имела высокий уровень локализации. Незначительный объем комплектующих, закупаемых за границей, начал нам создавать проблемы еще в 2020 году, в период массовых коронавирусных локдаунов. В это время мы локализовали ряд комплектующих, в частности организовали у себя производство шнеков», ― рассказал заместитель директора по развитию ООО «Лилиани» Юрий Игнатов.
Кстати, в этой компании полностью не отказались от использования импортных комплектующих. Их запас поддерживается в увеличенных объемах, что гарантирует возможность без потерь в динамике производства переключиться на альтернативных поставщиков. В качестве таковых сейчас рассматриваются в том числе китайские производители.
Китай: путь на восток не будет быстрым
С новой силой о «восточном» векторе внешнеэкономических связей эксперты заговорили еще в первые недели после обрушившейся на Россию лавины санкций. Производственная база Китая ― одна из самых мощных в мире. И в какой-то момент восточный сосед казался едва ли не панацеей от самого широкого спектра проблем, с которыми столкнулась экономика РФ после ухода западных компаний. По прогнозам российских дилеров сельхозтехники, поставки из дружественных стран, особенно по линии китайского направления, будут увеличиваться. Однако надежда на новое партнерство пока довольно осторожная.
«Существенного значения это пока иметь не будет, хотя Китай, несомненно, способен обеспечивать большие поставки. По новым брендам еще предстоит создать соответствующую инфраструктуру, поддерживающую работоспособность оборудования», ― считает Александр Алтынов.
Крупные сельхозпроизводители Юга России в отношении китайских поставок техники, по сути, сейчас занимают выжидательную позицию. Европейские и американские машины, несмотря на связанные с ними сложности, еще нескоро покинут российские поля.
«Мы пока не планируем переориентироваться на китайскую технику. Китайские производители совсем недавно зашли на российский рынок, они с февраля проходят необходимую сертификацию в надзорных органах и пока представляют только презентационные образцы», ― рассказывает главный инженер ГК «Концерн «Покровский» Константин Ершов.
Специалисты крупных российских предприятий, выпускающих агромашины, считают, что китайские заводы еще нескоро смогут составить конкуренцию отечественному производителю. Это связано с тем, что технологическая инфраструктура АПК азиатов выстроена вокруг выращивания риса, а не пшеницы.
«Маленькие фермы, маленькие поля, соответственно, маленькая техника. У них мощность самого большого трактора ― 50 лошадиных сил. А мы самые маленькие трактора выпускаем с такой мощностью. В нише «Ростсельмаша» они пока незаметны», ― комментирует совладелец завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.
Не расценивая китайские компании как серьезных конкурентов, российские производители сельхозтехники тем не менее отметили их выход на наш рынок. Пока на этапе участия в выставках. Эксперты прогнозируют рост китайской доли рынка в сегменте небольшой техники. Еще один небольшой шажок для российского АПК от хрупкого равновесия к стабильности.