Динамика развития туристической отрасли на Юге РФ в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Все опрошенные эксперты прогнозируют рост турпотока на российском Юге. Власти вложили немало средств в развитие и популяризацию южных курортов, и теперь макрорегион ожидает бум туристов, несмотря на тревожную повестку, считают они. Так, по словам председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрия Барзыкина, 2023-й станет для российского Юга годом перспективного развития.
«Основные тенденции прошлого года будут повторяться и в этом году. При этом 2022-й был годом восстановления. Мы практически вышли на уровень доковидных показателей. 2023-й станет годом развития. Те основы, тот потенциал, в том числе госпрограмм, субсидирования, кредитов, которые выделялись, в этом году должны сыграть свою роль», — сказал Барзыкин.
Надежды на полеты
Эксперты не оставляют надежд, связанных с возможным открытием не действующих на время СВО аэропортов. Вице-президент Альянса туристических агентств России (АТА) Алексан Мкртчян считает, что в случае, если произойдет открытие южных аэропортов, туристы массового поедут в направлении западной части Черноморского побережья, которая сегодня проседает в показателях из-за неудобств в логистике.
«Сейчас идет жуткий дисбаланс из-за единственного работающего аэропорта на побережье — в Сочи, и жители Сибири и Дальнего Востока не имеют никакой возможности попасть в Крым, Краснодар, Адыгею, Тамань, Анапу или Геленджик авиапутем. Сегодня эти направления недобирают туристов», — сказал Мкртчян.
Юрий Барзыкин считает, что, несмотря на закрытые аэропорты, в основном на Юге России, коллапса не случилось. Тем не менее он допускает, что возможностей по приему туристов авиапутем может стать больше в 2023 году.
«Транспорт — это 60% в турпродукте. Мы с прошлого года говорили о том, чтобы открыть или Ростов, или Краснодар (для приема воздушных судов — прим. ред.). Надо понимать, что Сочи не закрывает полностью эту нишу, эту проблему. РЖД и автомобильный транспорт тоже ее не решают. Более 30% туристов прибывают на отдых авиатранспортом, и этот вопрос необходимо решать. Если на то будет воля Минобороны и Минтранса, то в 2023 году аэропорт Геленджика сможет принимать туристов», — сказал эксперт.
Прогнозы растут за туристами
Все эксперты сходятся во мнении, что российский Юг ожидает еще больший поток отдыхающих, чем в прошлом году. Эти прогнозы уже отчасти подтверждают цифры по раннему бронированию. Если в 2022-м сокращение горизонта планирования было связано с особенностями международной обстановки, то в этом году ситуация кардинально изменилась, подтверждают участники рынка.
По данным на февраль, в отеле «Вертикаль» (курорт «Архыз») 68% гостей при выселении бронируют проживание на следующий сезон. Управляющий отелем, председатель гостиничного хозяйства и ресторации Карачаево-Черкесии Константин Голубенко подчеркнул, что тенденция идет к повышению этой доли.
«У нас в отеле более 70% гостей приезжают во второй и третий раз. Спрос выше, чем в прошлом году, минимум на 10–15%», — подтвердили в отеле.
По данным пресс-службы ГТЦ «Газпром», глубина бронирования по сравнению с 2022 годом практически не изменилась. Она варьируется от трех до шести месяцев.
«Летний сезон обещает быть хорошим с точки зрения загрузки номерного фонда отелей курорта. На данный момент до 40% номеров уже забронированы. Этот показатель незначительно отличается от летнего сезона 2022 года, так как в последние годы курорт ориентируется на всесезонность. И это дает свои плоды. Мы наблюдаем рост туристического потока не только зимой», — рассказали в пресс-службе горного курорта.
На Юг за здоровьем
«Во всем мире 50% людей, приезжающих к морю, не купаются в самом море. Они купаются в бассейнах, которые находятся при отелях. Некоторые отели наполняют бассейны морской водой, различные предложения есть, но вот СПА-процедуры или банные комплексы — то, что мы очень любим, но то, что не получило большого развития у нас. Если мы возьмем Финляндию, например, то на 5 млн жителей там приходится 2,3 млн саун», — рассказывает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров.
По его мнению, санаторно-курортный отдых способен достаточно серьезными темпами привлечь своего потребителя и требует развития на Юге. Об этом говорит и председатель профильного комитета ТПП РФ Юрий Барзыкин.
Он также считает, что сегодня отдых на Черноморском побережье постепенно заменяют СПА, оздоровительными и лечебными услугами. Это требует от бизнеса более емких финансовых и ресурсных затрат, но расход оправдан, поскольку потребитель оценил важность этого направления для себя, пояснил он.
По словам Константина Голубенко, после локдауна резко вырос спрос на услуги всей курортной зоны.
«Два ущелья, которые совпадают, и тот черноморский воздух мешается с горным воздухом, который идет с холодными ветрами, вместе создают уникальнейшие условия для бальнеологии. Это для астматиков, аллергиков и т.д. И это можно использовать как инструмент. Люди сейчас к нам поехали издалека лишь только для того, чтобы пожить здесь с детьми, набраться фитонцидов, чтобы последующие 9–10 месяцев жить без болезней», — отметил Голубенко.
Эксперт пояснил, что на данный момент курорт с его новыми открытыми возможностями требует развития и более внимательного отношения со стороны управляющей компании.
Цены зарядили по полной
Тарифы на отдых сегодня вынуждают туристов задумываться о качестве предоставляемых услуг и искать альтернативные варианты, даже если они не будут связаны с отдыхом у моря, считают эксперты.
«В текущей ситуации у русского Юга все еще складывается такое мнение, что раз сегодня некуда ехать, давайте мы поднимем цены. Давайте поднимем, конечно. Смысла нет желать того, чтобы гостиница у тебя заполнилась на 100% по низкой цене. Лучше, чтобы она заполнилась на 50%, но по высокой цене. Здесь и прибыль, и добавленная стоимость будет больше, а расходов на персонал и на разные расходные средства меньше. Югу нужно понимать, может ли он сегодня дать сервис тем потребителям, которые могут сравнивать. Например, люди ездили в Куршавель, а теперь они приехали на наши склоны», — рассуждает Бухаров.
По его мнению, такая позиция станет ошибкой для российского Юга. В России достаточно альтернативных возможностей для отдыха, которыми воспользуются другие регионы.
Статистика, приведенная Юрием Барзыкиным, говорит о том, что около 75% россиян, несмотря на ненавязчивый сервис и низкое качество услуг, ежегодно возвращаются на Черноморское побережье. Это побуждает отельеров и владельцев гостевых домов повышать цены снова.
Эксперты сошлись во мнении, что факторов, способствующих снижению цен на отдых, у российского Юга в 2023 году не существует. Тренд на стабильное повышение цен, начавшийся в пандемию, продолжится в 2023 году, подтверждают игроки рынка.
В гостинице «Вертикаль» («Архыз») сообщили, что уже подняли цены по сравнению с прошлым годом на 15–20%, на некоторые позиции — до 30% (повышенные категории или самые популярные категории).
В летнем сезоне цены здесь вырастут еще на 15–20%. Но, по словам управляющего гостиницей «Вертикаль», председателя гостиничного хозяйства и ресторации Карачаево-Черкесии Константина Голубенко, рост цены на лето связан только с увеличением себестоимости как продуктовой корзины, так и по материально-техническому обеспечению.
Информационный обзор редакции