Расходы выше
В феврале 2023 года президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию сказал, что экспортный потенциал РФ до конца текущего сельхозгода составляет 55–60 млн тонн. Путин подчеркнул, что еще 10–15 лет назад это казалось неосуществимым планом.
Эксперты подчеркивают, такое внимание президента предприятиям АПК показывает, что сегодня их поддержка является приоритетным направлением для государства.
По данным минсельхоза России, в 2023 году господдержка АПК будет увеличена и составит 475,7 млрд рублей, эти средства пойдут на выполнение госпрограмм, цель которых — решение вопросов по импортозамещению и комплексному развитию АПК и сельских территорий.
Общий объем государственной поддержки АПК Краснодарского края в 2023 году составит более 11,5 млрд рублей. Из них самые большие объемы финансирования будут направлены на поддержку отрасли животноводства, садоводства, виноградарства, укрепление мелиоративного комплекса, производство и реализацию зерновых культур.
По словам заместителя губернатора Краснодарского края Андрея Коробки, перед кубанскими властями в текущем году стоит задача довести объем производства сельхозпродукции минимум до 590 млрд рублей, нарастить инвестиции в основной капитал АПК до 56 млрд рублей. Выйти на эти цифры, по убеждению вице-губернатора, поможет количественный рост каждой отрасли АПК в регионе.
«Если говорить о производственных показателях основных сельхозкультур — зерновых и масличных, овощей и фруктов, то планируется как минимум сохранить объемы прошлого года», — сказал вице-губернатор.
Тренды
Драйверами роста в 2023 году останутся зерновое производство, садоводство, виноградарско-винодельческая отрасль, животноводство, мелиорация, говорит Андрей Коробка.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы РФ по аграрным вопросам Юлии Оглоблиной, точками роста в агропромышленном комплексе Юга России станут предприятия, занимающиеся плодоовощеводством, виноградарством и зерновыми культурами.
«Все, что связано с плодоовощеводством и виноградарством, набирает обороты. И по зерновым мы это тоже сейчас видим. В любом случае Юг — это сегодня остается главным драйвером в АПК», — прокомментировала Юлия Оглоблина.
Коммерческий директор ГК «ТД «Сигма» Нина Литвиненко подтвердила, что сегодня, несмотря на внешние условия, сохраняется спрос на российскую пшеницу, кукурузу, ячмень, горох, а также жом и другие культуры, а темпы экспорта зерновых превышают уровни предыдущих сезонов.
«Да, несомненно, многие столкнулись со сложностями, санкционное давление, проблемы с банковскими платежами, сложности со страхованием и фрахтом судов. Но важно отметить, что спрос на российскую сельхозпродукцию остался на высоком уровне, лишь произошел процесс изменения географии отправок и пула партнеров. Несмотря на ограничения, только за последние три месяца наш объем экспортных отправок составил более 75 тыс. тонн», — рассказала топ-менеджер ТД «Сигма».
По словам директора Молочного союза России Людмилы Маницкой, одной из тенденций в отрасли станет рост спроса на собственные торговые марки ретейлеров и ускоренное импортозамещение.
«Наше развитие теперь будет происходить с опорой на собственные силы и на внутренние ресурсы развития. И молочной отрасли, и всему АПК, и всей пищевой промышленности предстоит двигаться курсом на ускоренное импортозамещение. Для устойчивого национального промышленного развития нам нужен так называемый технологический суверенитет. Для этого есть понимание необходимости и условия для осуществления, научно-производственная база», — рассуждает Маницкая.
Основные риски
Глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что основными проблемами в 2023 году будет падение внутренних цен на зерно на фоне роста издержек.
«Нынешние условия таковы, и это уже видно по стоимости земель, мы пришли к тому, что перестают подхватывать даже те, которые были замотивированы. И спрос на землю начинает снижаться, особенно это видно в регионах. <…> Это лакмусовая бумажка, которая свидетельствует о том, что интерес теряется, условия неадекватные экономические. При таких условиях мы будем терять производственную базу, будет сокращаться производство. Мы не только темпы развития потеряли, мы фундамент теряем», — считает Злочевский.
В дальнейшем, по словам Злочевского, это будет сказываться на ценах для потребителя.
«Пока у нас запас прочности очень большой и экспортные позиции самые мощные. Но как только мы потеряем лидирующие позиции по экспорту пшеницы, картина мира изменится. Мы не будем доминировать, не будем определять мировой рынок нашей риторикой», — поясняет Злочевский.
По словам Людмилы Маницкой, основные риски для АПК на Юге страны в 2023 году также связаны с тенденциями на потребительском рынке.
«Потребительский рынок, поведение потребителей, покупательная способность и спрос напрямую связаны с общей экономической ситуацией. Это снижение реальных располагаемых денежных доходов, реальных заработных плат, инфляция, параметры занятости населения. 45% населения отводят на еду больше половины своих расходов. При этом не менее 60% покупок приходится на хлеб и мясомолочную продукцию», — прокомментировала Маницкая.
Снижение продаж, а значит потребления, в частности молочной продукции, по оценкам Маницкой, составит 20–30%.
«Спрос на рынке сужается. Все без исключения обращают внимание на цены. Утешает то, что продукты питания обладают самой низкой готовностью отказа», — заключила эксперт.