Новости партнеров , Краснодарский край ,  
0 

Анна Роднова: «Пандемия сделала хороший интернет необходимостью»

Реклама:
Анна Роднова: «Пандемия сделала хороший интернет необходимостью»
Директор по работе с массовым сегментом макрорегиона «Юг» ПАО «Ростелеком» Анна Роднова рассказала РБК Краснодар, как пандемия изменила потребительские предпочтения и тренды на рынке цифровых сервисов

В Краснодарском крае с 31 марта 2020 года ввели режим карантина, который в итоге продлился до 21 июня. Из-за пандемии коронавирусной инфекции работа части компаний была прекращена, другие продолжили деятельность в удаленном режиме.

По оценкам экспертов, самоизоляция привела не только к росту трафика, но и к изменению потребительского поведения, а также ускоренной цифровизации.

— Как режим самоизоляции повлиял на объемы трафика в сетях «Ростелекома» на Юге России? И насколько в целом инфраструктура оказалась готова к работе в новых условиях? Потребовались ли дополнительная модернизация или донастройка?

— Трафик в сетях «Ростелекома» сильно вырос. В целом по стране — на 18%. При этом трафик в бизнес-сегменте упал из-за перехода на удаленную работу, а в домохозяйствах, напротив, повысился. На Юге рост был еще выше — до 25%. В топ вошли Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. Основная доля трафика пришлась на видеоконтент в любом формате: фильмы, мультфильмы, телевидение. Сильно выросло потребление за счет мессенджеров и онлайн-трансляций. Все это потребовало значительного увеличения пропускной способности.

Инфраструктура «Ростелекома» была готова. У нас хорошие каналы связи. Компания не ощутила значительных перегрузок. Наши сети не только успешно справились с возросшей нагрузкой, но и показали, что есть большой запас прочности.

— Насколько болезненным был переход на удаленную работу? Что делалось для оптимизации рабочих процессов? Планируется ли использовать этот формат в дальнейшем?

— На удаленную работу в «Ростелекоме» перешли более 60 тыс. человек. Большинство механизмов мы уже давно использовали, половина сотрудников применяла удаленные решения в той или иной мере, поэтому сложностей не возникло.

Как принято говорить, мир уже никогда не будет прежним. Частично мы и до пандемии готовились к такому формату. Произошедшая ситуация просто ускорила процессы цифровизации. Я думаю, мы действительно пересмотрим организацию рабочего процесса после того, как все войдет в нормальный ритм.

Что касается менеджерского состава, он частично перейдет на удаленный режим работы. Кроме того, у нас часть внутренних подразделений, таких служб, как контакт-центры, тоже апробировали механизм «удаленки». Это позволит сохранить работу из дома для части сотрудников и после выхода из карантина.

В целом, мне кажется, переход на удаленную работу станет массовым трендом. Этот формат понравился и сотрудникам, и работодателям. Офисы не исчезнут, но число тех, кто будет работать из дома, вырастет. Согласно результатам опроса Центра стратегических разработок, 68% компаний в России планируют оставить на home office часть штата. А около 5% хотят отправить на «удаленку» вообще всех сотрудников. В перспективе это означает, что спрос на дистанционные сервисы и сопутствующее оборудование останется стабильным.

— «Ростелеком» предлагает экосистему сервисов. Какие из них были более популярны в период самоизоляции? Где был самый большой прирост?

— Чем занимается человек, когда остается на долгое время дома? Смотрит телевизор, фильмы, сериалы. За время самоизоляции у нас произошли качественные изменения в структуре потребляемого контента. Выросла востребованность фильмов, сильно подросли образовательные программы.

Люди уже не просто смотрели все подряд. Доля этой категории снизилась, зрители стали более избирательными и требовательными. Мы к этому были готовы. Наша интерактивная платформа Wink показала кратный рост — число запросов увеличилось в 8-10 раз.

По нашим оценкам, причина такого роста в том, что этот сервис удовлетворяет потребности пользователей в самом разнообразном контенте. Мы его значительно дополнили образовательными передачами, досуговым программами на тему кулинарии, спорта, искусства и культуры и многим другим.

К примеру, «Ростелеком» один из первых запустил такой формат, как онлайн-концерты в виде трансляций из домов звезд. Это направление пользовалось очень большой популярностью, ведь количество развлечений в период самоизоляции было ограничено.

— Повлиял ли такой стремительный рост на позиционирование сервиса?

— Для Wink самоизоляция стала временем трансформации. Если раньше «Ростелеком» воспринимался преимущественно как телевидение, то сейчас мы встали в один ряд c онлайн-кинотеатрами.

Изначально Wink отличался от других телевизионных сервисов. В России интересная и не похожая на весь остальной мир история развития цифрового телевещания. Она вышла из кабельного телевидения, где набор каналов предоставлялся по умолчанию и никак не регулировался. Позднее самым главным конкурентным преимуществом, которое заявляли операторы, стало количество каналов. Притом, далеко не всегда было важно, каким именно контентом это достигалось, в том числа и за счет того, что было неинтересно большинству.

Мы провели масштабное исследование и поняли, что есть категории людей, которые помимо основного минимума заинтересованы в конкретном контенте. И сделали такой вариант, который позволяет попасть в 80% целевой аудитории. Тариф «Трансформер» дает возможность выбирать только то, что ему нужно, притом менять параметры и добавлять опции можно ежемесячно без увеличения цены подписки.

В итоге, за счет этого оптимизировалась стоимость для клиентов в целом. Плюс, мы сделали возможным использование этой платформы на базе интернета других провайдеров благодаря приставке Wink +.

— Какие еще тенденции во время карантина вы наблюдали, насколько те или иные сервисы стали более востребованы?

— Скорее, речь не о сервисах, а вообще об инфраструктуре. Выросла востребованность доступа в интернет. В целом не только «Ростелеком», но и весь рынок получил волну спроса на оптику. До самоизоляции многим было достаточно мобильного интернета, Wi-Fi на работе. Но когда дома находится вся семья, все пользуются гаджетами, необходимость в хорошей связи резко растет.

Мне кажется, сейчас наступил как раз тот момент, когда качественный доступ в интернет стал таким же жизненно важным и необходимым, как газ, вода и электричество. Поэтому мы наблюдали рост спроса на услуги ШПД, особенно в первый месяц.

— Как будет развиваться ситуация в дальнейшем? Популярность каких сервисов будет расти? Какие тренды могут появиться на рынке?

— Я думаю, ускорится рост тех направлений, которые набирали популярность и до самоизоляции. Если говорить про рынки товаров, то большие преимущества получили компании, которые до пандемии вложились в цифровизацию. Так, посмотрите на ритейл — выжили те организации, которые смогли быстро организовать продажу товаров в онлайне и доставку. Когда закрылись офлайн-магазины, число пользователей интернета, которые хотя бы раз в месяц делали покупки в онлайн-магазинах, выросло в два раза.

После пандемии развитие в этом направлении продолжится — сейчас интернет-магазинами занялись почти 100% компаний из сегмента непродуктовой розницы, 66% продавцов одежды и обуви и половина продуктовых сетей. Потребительское поведение продолжит меняться, а за ним будет трансформироваться рынок.

Это повлечет за собой развитие смежных направлений, в частности, доставки товаров. Будет увеличиваться конкуренция, а, значит, снижаться стоимость и расти качество.

Для «Ростелекома» это однозначно хорошая тенденция — мы рады росту интереса к онлайн-ресурсам и дистанционным сервисам и продолжим их развивать.

— Какие долгоиграющие изменения повлечет за собой самоизоляция на рынке b2c? Как изменится поведение потребителей?

— Как я уже говорила, прежде всего, люди станут серьезнее относиться к обеспечению качественного выхода в интернет. И если в сегменте многоквартирных домов все хорошо, то в частном секторе ситуация обстоит совсем иначе. Все постараются устранить этот пробел и наладить надежные каналы во всех точках присутствия.

С другой стороны, кризис и пандемия оказали необратимое влияние на потребительский рынок. В апреле, например, резко выросла активность пользователей в сети, а также изменились их предпочтения. В целом по России более чем в 8 раз увеличился трафик мессенджеров и других платформ для общения, сервисов для онлайн-конференций.

Удвоилась посещаемость образовательных сайтов и проектов, россияне стали чаще играть в компьютерные игры. Подросли, хоть и не так значительно, развлекательные сайты и новостные сервисы. В целом, каждый третий житель страны перешел на удаленную работу и начал учиться онлайн, каждый пятый — чаще заниматься спортом дома. Все это — потенциальные будущие рынки, рост которых продолжится.

На следующем этапе в онлайн продолжат переходить те сервисы, которые мы раньше воспринимали исключительно как очные. Например, обращение к врачу, образовательные программы. Будет появляться больше цифровых решений в этом направлении.

— Насколько реально дальнейшее развитие в нашей стране онлайн-образования? Что нужно для того, чтобы оно стало по-настоящему полезным и востребованым?

— Прежде всего, нужна цифровизация всей страны. Пока у нас в каждом домохозяйстве не будет подключен доступ в интернет, о глобальном распространении дистанционного образования говорить не приходится.

В целом, процесс проникновения уже начался. В период самоизоляции практически все учебные заведения страны попробовали удаленный формат. Не все было с самого начала гладко, но, главное, многие убедились в возможности применения такого подхода в масштабах страны, поэтому, я уверена, развитие продолжится и выведет процесс на качественно иной уровень. Со своей стороны, мы разработали образовательную программу «Ростелеком.Лицей». Во время самоизоляции «Ростелеком» предоставлял клиентам доступ к образовательной платформе за 1 рубль. За первый месяц количество подписчиков увеличилось в десятки раз, и динамика остается очень высокой. Наша компания также принимала участие в разработке сервиса видеокоммуникаций министерства просвещения. В перспективе он войдет в образовательную платформу «Мое просвещение».

В целом пандемия ускорила развитие этого сегмента. Так, до коронавируса онлайн-образованию обещали прирост на 20% в год. Но, с учетом последних событий, темпы окажутся значительно выше. Школы и вузы были вынуждены на 100% уйти на дистанционное обучение. Они наработали большой опыт, который будут применять и в дальнейшем.

С другой стороны, у людей появился запрос на повышение квалификации или переобучение. В первой половине мая спрос на онлайн-курсы в России вырос в 2,5 раза. А где есть потребители, появится и предложение. Главное — наличие качественной инфраструктуры. Именно она позволит развивать дистанционные сервисы.

— Вы говорите, что надо решать вопросы, начиная с инфраструктуры. Насколько велика проблема на Юге России, особенно в Краснодарском крае? Как обстоит тут дело по сравнению с другими регионами страны?

— Характерная особенность Юга — большая доля частного сектора. До какого-то времени ни один из операторов не хотел там работать. И если в многоквартирных домах охват нашей оптикой стремится к 100%, то в сельской местности ситуация обстоит иначе.

«Ростелеком» три года назад занялся масштабным строительством в частном секторе. С одной стороны, это дало толчок всему рынку, так как игроки увидели, что развиваться в этом направлении не страшно. С другой, мы поставили для себя задачу убрать все белые пятна с карты. Так, в 2020 году была расширена государственная программа по цифровизации удаленных населенных пунктов.

Мы не только занимаемся расширением нашего присутствия на новых территориях, но и улучшаем качество связи уже существующих каналов, модернизируем устаревшее сетевое оборудование и переводим клиентов с меди на оптику.

Кроме того, мы запустили с 5 июня этого года акцию для наших клиентов, у которых уже подключена услуга «Домашний интернет» по оптике. В ее рамках «Ростелеком» снял на многих архивных тарифных планах ограничения и увеличил скорость доступа в интернет до 100 Мбит/с. А для тех, кому и этой скорости недостаточно, в ближайшее время будет запущена новая акция для новых и уже подключенных абонентов с возможностью повысить скорость на сетях GPON до 500 Мбит/с и на сетях FTTb до 300 Мбит/с по специальной цене. В современном мире у пользователей увеличивается количество устройств, которым необходим доступ в интернет. Поэтому сегодня для большинства людей, чтобы комфортно пользоваться цифровыми сервисами, нужна скорость от 100Мбит/с.
Но важно еще понимать, что модернизация требуется не только сетевой инфраструктуры, но и абонентского оборудования. Мы рекомендуем нашим клиентам при проблемах со скоростью доступа в интернет обращаться в «Ростелеком» для замены роутера на более современные модели.

— На каких продуктах b2c рынка «Ростелеком планирует делать акцент в ближайшем будущем?

— В первую очередь, это все, что связано с безопасностью дома: вся экосистема, которую мы создаем для того, чтобы квартира была умной. Это целый набор продуктов, которые мы объединили под названием «Ростелеком Ключ».

На Юге уже есть реализованные проекты, где люди могут пользоваться дистанционным открытием дверей из квартиры через систему умных домофонов, наблюдением за всем периметром вокруг дома, и сервисами, связанными с приборами учетами и дистанционной сдачей показаний. Все это можно будет делать с помощью голосового управления.

В перспективе будем также развивать наше игровое направление, продукты, связанные с кибербезопасностью. Актуальность последних будет расти — выходов в интернет много, нужно сохранять свои данные и защищать смартфоны и другие устройства.

И, безусловно, мы будем дальше развивать все контентные составляющие нашей интерактивной платформы. Так, совместно с Mail.ru Group мы уже реализовали голосовое управление Wink и «Умным домом». Теперь включать сервисы и давать команды можно будет с помощью голосового ассистента «Маруся». В целом же наша основная цель — с помощью цифровых технологий делать жизнь наших клиентов проще и удобнее, поэтому мы фокусируемся на всех направлениях, где есть возможность их применения. Следите за нашими новостями, мы еще много чем сможем удивить.

Решения Как бизнесу правильно организовать удаленную работу
Материалы выпуска
Новости партнеров Мост в диджитал: перспективы Wi-Fi по направленному сигналу на Юге РФ
Новости партнеров Анна Роднова: «Пандемия сделала хороший интернет необходимостью»
Решения Как бизнесу правильно организовать удаленную работу
Экспертиза «Удаленка» под ключ: «Ростелеком» запустил сервис безопасного подключения
Экспертиза Управляй эфиром: интерактивное телевидение от «Ростелекома» для бизнеса
Компетенция В Краснодарском крае инвестиции в развитие сети Билайн увеличатся
Экспертиза «Ростелеком» подарил краснодарским предпринимателям «Бизнес-драйв»
Пресс-релизы «Ростелеком» приглашает предпринимателей на «Бизнес-драйв»
Пресс-релизы «Ростелеком», МТС и Huawei обеспечат связью удаленные поселки Кубани
Рыночный расклад Облако на аутсорсе: зачем бизнесу видеонаблюдение от «Ростелекома»
Инновации Это пять: «Билайн» впервые на Юге России представил пилотную зону 5G
Инновации 5G от Tele2: когда будущее становится реальностью
Инструменты «Умная» реклама от «Ростелекома»: от таргетинга до аналитики
Новости партнеров Вячеслав Козин: Быстрый интернет для пользователей стал обыденностью
Рыночный расклад Мобильная связь от «Ростелекома» на Юге: преимущества и перспективы
Содержание
Закрыть