От первого лица⁠, Краснодарский край ,
0

От зерна до мороженого: что ждет экспорт Юга

фото: пресс-служба «Агроэкспорт»
фото: пресс-служба «Агроэкспорт»
Руководитель «Агроэкспорта» Илья Ильюшин о трендах и новых рынках

Российский аграрный экспорт расширяет географию и наращивает поставки готовой продукции. Об этих и других тенденциях РБК+ Юг и Северный Кавказ рассказал руководитель Федерального центра «Агроэкспорт» Илья Ильюшин 

Сельхозатташе устраняют барьеры для экспорта

— В ряде стран появились российские представители при посольствах, которые помогают продвигать экспорт продукции АПК и решать вопросы доступа на рынки. Как «Агроэкспорт» оценивает первые результаты этой работы и какие рынки уже удалось открыть для южных производителей?

— Институт представителей Минсельхоза России за рубежом — это важнейший инструмент развития российского аграрного экспорта. Сельхозатташе содействуют устранению барьеров для отечественных экспортеров на межгосударственном уровне, выстраивая взаимодействие с государственными структурами в странах пребывания. Одновременно они помогают решать конкретные бизнес-задачи по поиску торговых партнеров, решению вопросов логистики, расчетов и многого другого. Это позволяет оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры.

«Агроэкспорт» выступает связующим звеном между российскими компаниями и сельхозатташе. Мы помогаем выстраивать коммуникацию, обеспечиваем информационно-аналитическое сопровождение и экспертизу при решении тех или иных проблемных вопросов.

Если говорить про конкретные кейсы, то в этом году при поддержке сельхозатташе на Филиппинах было получено право поставок туда российской говядины и возобновлены поставки мяса птицы. Совсем недавно при содействии нашего сельхозатташе в Египте четыре российских молокозавода получили право на поставки туда своей продукции.

Новые направления

— Какие страны и регионы сегодня особенно заинтересованы именно в продукции ЮФО и СКФО и по каким направлениям экспорт из этих территорий будет расти быстрее всего?

— Регионы Юга и Северного Кавказа — это крупные производители зерновых, растительных масел, мясной и молочной продукции. При этом они обладают выгодным логистическим расположением — рядом с портами Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Неудивительно, что АПК этих регионов, особенно Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, в значительной степени ориентирован на экспорт.

От зерна до мороженого: что ждет экспорт Юга

Помимо традиционных рынков, мы видим хорошие перспективы для развития сотрудничества со странами Африки и Юго-Восточной Азии. Это быстрорастущие экономики, наращивающие импорт сельскохозяйственных товаров и продуктов питания.

— Логистика — ключевая проблема для экспорта с Юга. Какие проекты по развитию портовой, транспортной и холодильной инфраструктуры «Агроэкспорт» считает наиболее значимыми?

— Если говорить про зерновой экспорт, я бы не сказал, что сегодня имеются серьезные проблемы с портовой инфраструктурой на Юге. Да, на протяжении многих лет существовал дефицит, но сегодня мощности по перевалке вполне адекватны потребностям отрасли и продолжают увеличиваться.

Что касается поставок растительных масел, существует необходимость расширения мощностей для их перевалки в глубоководных портах Черного моря. В настоящее время их дефицит ограничивает эффективность и масштаб экспортных операций, например, при отгрузках в Индию.

При этом надо отметить, что портовая инфраструктура региона активно развивается. До 2030 года в рамках модернизации портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна запланировано создание новых и реконструкция существующих терминалов, включая строительство глубоководных причалов. Также планируется обновить логистические подходы к портам, в том числе железнодорожные пути и дорожную инфраструктуру.

— Как «Агроэкспорт» помогает компаниям из ЮФО и СКФО обходить нетарифные барьеры: фитосанитарные, ветеринарные, сертификационные? Есть ли примеры, где удалось «пробить» рынок и где проблемы сохраняются?

— Прежде всего хочу отметить, что для заинтересованных экспортеров «Агроэкспортом» создан мощный аналитический инструментарий в виде гидов и обзоров по принципу «продукт — страна». Данные материалы включают информацию и по требованиям стран, в том числе вопросы сертификации и получения разрешительной документации. Имеются случаи, особенно среди начинающих экспортеров, когда организации не знают, с какого шага начать как в стране отправления, так и в стране получения продукции. Например, в какое ведомство или учреждение обратиться, чтобы получить сертификат или разрешение на импорт, и что нужно сделать, чтобы его получить. Именно такая базовая информация по особенностям прохождения разрешительных процедур и содержится в наших материалах, которые размещены в свободном доступе на сайте «Агроэкспорта».

Также на постоянной основе мы отслеживаем изменения законодательства различных стран, а также получаем и систематизируем сообщения от участников ВЭД по проблемным вопросам. В случае идентификации изменений, способных повлиять на условия и возможность осуществления экспортных отгрузок продукции АПК, мы оперативно доводим такую информацию до всех заинтересованных сторон и предлагаем варианты для минимизации или «купирования» возможных рисков. Это помогает отрасли оценить возможные изменения и подготовиться к ним.

Кроме того, «Агроэкспорт» находится в тесном контакте с Россельхознадзором, Минсельхозом России и его представителями за рубежом. В случае возникновения внештатной ситуации с отгрузкой мы в оперативном режиме ее рассматриваем и подключаем все заинтересованные стороны.

Рост экспорта готовой продукции

— Какие товарные группы с добавленной стоимостью (переработка, готовая продукция) вы считаете наиболее перспективными для экспорта в ближайшие годы?

— В этом году, по данным на 21 сентября, происходит трансформация структуры аграрного экспорта. Отгрузки продукции с добавленной стоимостью растут опережающими темпами. Так, экспорт готовой мясной продукции увеличился на 19% в стоимостном выражении, макарон — на 28%, мороженого — на 31%, безалкогольных напитков — на 9%, кофе — на 72%. Экспорт кондитерских изделий вырос на 6%. Поставки виноградных вин увеличились на 25%, крепкого алкоголя — на 34%, пива — на 25%. Экспорт рыбного филе вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, активно развивается экспорт животноводческой продукции. Поставки свинины и субпродуктов увеличились на 56%, в первую очередь — за счет расширения экспорта в Китай и во Вьетнам. Экспорт мяса и субпродуктов птицы вырос на 26%, мяса и субпродуктов КРС — на 8%.

От зерна до мороженого: что ждет экспорт Юга

Экспорт молочной продукции увеличился на 12%, в том числе молочной сыворотки — более чем в два раза, сыров и творога — на 19%, пастеризованного молока — на 20%, кефира и йогуртов — на 21%.

Такая динамика говорит о том, что производители мяса, молока, готовых продуктов питания все более активно осваивают зарубежные рынки. И это требует повышения эффективности работы институтов поддержки экспорта, поскольку экспорт готовой продукции требует умения грамотно позиционировать и продвигать свой бренд, удлиняет цепочку поставок и вынуждает работать напрямую с потребителями.

— Какие меры поддержки для экспортеров из южных регионов сегодня наиболее востребованы, а какие, по вашему мнению, недофинансированы?

— Как и в других регионах, из финансовых мер наиболее востребованы льготное кредитование, а также субсидирование логистики. И понятно, что денег всегда не хватает, особенно сегодня, в условиях жестких бюджетных ограничений. Тем не менее аграрии поддержку получают, что сказывается и на динамике экспорта, о которой я сказал выше.

Мировой опыт говорит о том, что без грамотной системы поддержки экспорта продовольственной продукции невозможно достичь серьезных успехов в деле освоения зарубежных рынков. При этом недавнее исследование НИУ ВШЭ показало, что своевременный доступ к актуальным знаниям и снижение асимметрии информации дают малым компаниям экономическую выгоду, сопоставимую по размеру с прямой финансовой помощью. Поэтому необходимо развивать меры как финансовой, так и нефинансовой поддержки экспортеров.

Региональные бренды

— Как вы оцениваете роль «брендирования» российской продукции АПК за рубежом и какие шаги предпринимаются? Бренды «Сделано на Кубани», «Сделано на Дону», «Сделано на Кавказе» — имеет ли такая продукция какой-то вес в экспорте, наблюдаете ли спрос на нее, насколько вообще востребована продукция с «пропиской»?

— Это, конечно, зависит от продукта. Где-то страновой бренд более важен, где-то менее, но, если мы говорим про продукты питания, про готовую продукцию на полке, там фактор страны происхождения — один из ключевых. Очевидные примеры страновых брендов: «французское вино», «бельгийский шоколад», «японская говядина вагю». Кстати, японцы раскрутили свою говядину через специализированное государственное агентство, которое занимается маркетингом японского продовольствия за рубежом. Поэтому нам тоже необходимо продвигать как бренд «Сделано в России», так и продуктовые и региональные суббренды.

От зерна до мороженого: что ждет экспорт Юга

При этом нельзя забывать, что продовольственный экспорт — это элемент мягкой силы. Еда — это то, что присутствует в жизни человека ежедневно и является важной частью его идентичности. Продвижение национальной кухни, национальных продуктов питания способно сформировать позитивное восприятие страны.

— Какие страны и регионы могут стать ключевыми направлениями экспорта в ближайшие 2–3 года?

— География российского экспорта продукции АПК охватывает порядка 160 стран мира. Можно сказать, весь земной шар. Но ключевыми для нас являются дружественные страны Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. На них приходится около 90% наших экспортных поставок.

Сегодня нам важно не столько расширять географию, сколько закрепляться на уже освоенных рынках, диверсифицировать продуктовую линейку экспорта. Например, в случае с Африкой и Южной Азией нам нужно переходить от торговли зерновыми и растительными маслами к широкой номенклатуре товаров: развивать экспорт рыбы и морепродуктов, готовых продуктов питания, мясной и молочной продукции; в случае с Юго-Восточной Азией — наращивать поставки зерновых, мяса, кондитерских изделий; в государствах Персидского залива и в Китае — выводить готовую продукцию на полки местных торговых сетей, развивать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

— Как «Агроэкспорт» оценивает готовность российских экспортеров подстраиваться под новые тренды — органика, экологичность, новые форматы упаковки?

— Глобальный рынок органической продукции оценивается в размере почти 150 млрд долларов США. Однако основные рынки органической продукции — это Европа и Северная Америка. На сегодняшний день в силу геополитических причин для российских производителей эти рынки практически закрыты. Из крупных остается Китай — на него приходится 9% мирового рынка органической продукции, или более 13 млрд долларов США в год. С ориентацией на китайский рынок мы и можем расширять органическое производство.

У России большой потенциал с точки зрения развития органического земледелия. В мире существует дефицит сертифицированной органической пашни, а у нас много земель, которые много лет не возделывались, куда не вносились минеральные удобрения. Сегодня стоит задача вернуть их в сельскохозяйственный оборот, и органическое земледелие — одно из перспективных направлений для этого.

Содержание
Закрыть