
В 2025 году в градостроительной политике Ростовской агломерации произошли серьезные изменения. Весной глава региона Юрий Слюсарь создал и возглавил градостроительный совет. Теперь все заявленные в Ростовской агломерации крупные девелоперские проекты будут рассматриваться градостроительным советом на предмет надлежащего архитектурного облика, учитывающего исторические и территориальные особенности, а также обеспеченности социальной инфраструктурой (этому предшествовала ситуация, когда в конце 2024 года выдача разрешений на строительство была приостановлена).
Градостроительный потенциал Ростовской агломерации
По состоянию на начало июня 2025 года градостроительный потенциал строительства многоквартирных жилых домов Ростовской агломерации составлял 11,2 млн кв. м. По данным фонда «Института экономики города», в 2024 году (по предварительным оценкам специалистов) ни одна агломерация РФ не относилась к категории рынка жилья «жилье доступно». К категории «жилье не очень доступно» относилось 10 агломераций, включая Ростовскую (в сравнении 2024 года к 2023 году в донском регионе рост доступности жилья составил 3,1%).
Как отметил директор компании «СЗ «Твой Дом» и член общественного совета при Минстрое Ростовской области Владимир Дорошенко, в Ростовской области порядка 450 тыс. га относятся к категориям земель населенных пунктов.
«То есть в агломерации будет больше 80% этого земельного фонда. Это, конечно же, большой потенциал и при этом огромная ответственность. 2 миллиона человек, проживающих на территории этой агломерации. Это практически половина населения области. Поэтому к большому потенциалу в данном случае нужно отнести еще большую ответственность и компетенции тех людей, которые будут работать в развитии этой агломерации. Я бы сформулировал миссию агломерации следующим образом. Это создание комфортной, благоприятной среды для проживания», — поделился Дорошенко.
По мнению заместителя генерального директора по инвестиционным проектам АО «Региональная корпорация развития» Игоря Далаксакуашвили задача, в том числе и с вопросами, связанными с КРТ — это формирование единого пространства, хотя бы для начала в ядре агломерации. Эксперт считает, что те территории, которые удалены, их надо «подтягивать».
«Например, Таганрог можно подтянуть к центру агломерации. Каким образом? Таганрог останется на месте. Но вот смотрите, построили музей «Самбекские высоты» 5 лет назад, и вот уже Таганрог стал ближе на 12 километров к Ростову. Появится какая-то ещё активность на этом протяжении, на трассе Ростов-Таганрог — а они там, несомненно, появятся — еще ближе станет», — выразил мнение Далаксакуашвили.
По словам главы донского региона Юрия Слюсаря, сегодня Ростовская агломерация остро нуждается в развитии своих транспортных коридоров и общественного транспорта. Впереди работа по созданию в агломерации сети транспортно-пересадочных узлов, завершение обхода Ростова (так называемое Ростовское транспортное кольцо), создание транспортных обходов Новочеркасска и Азова, упорядочение системы региональных и межмуниципальных дорог, которые связывают центр и периферию Ростовской агломерации. Кроме того, Слюсарь заявлял, что необходимо развивать агломерацию через формирование природно-экологического каркаса — высадку городских лесов с учетом русел разлива Дона.
Почему возникла Ростовская агломерация
Есть два сценария возникновения агломераций. Первый — так называемый сценарий «от района», когда она образуется на территории, на которой разрабатываются какие-либо ресурсы. Примеры в России — это Кемеровская, Новокузнецкая агломерации, а также агломерация Кавказских Минеральных вод.
Вторая модель развития — «от города». Именно она характерна для Ростовской агломерации и большинства других. Суть ее в том, что крупный город (будущее ядро агломерации) сталкивается с недостатком территориальных ресурсов, ухудшением экологической ситуации и увеличением нагрузки на инфраструктуру. Пытаясь решить эти проблемы, город выносит часть своих наиболее территориально-емких и экологически-критичных функций за пределы городской черты.
По мнению заместителя директора направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города» Романа Попова, по такому принципу ядро будущей агломерации начинает «наращивать» вокруг себя населенные пункты-спутники.
«Имеется и встречный поток: он образуется жителями и инвесторами, которые стремятся обосноваться на территории города, но по каким-то причинам у них это сразу не получается (например, из-за высоких цен на землю и жилье) и они как бы «оседают» на подступах к этому городу. На пересечении этих потоков формируется агломерационная зона. В этом смысле какой-то принципиальной разницы между Московской, Ростовской, Петербургской агломерациями нет», — объяснил эксперт.
Экономически-социальный «портрет» Большого Ростова
По информации министерства экономики Ростовской области, сегодня в состав Ростовской агломерации входят 5 городских округов (Ростов-на-Дону — ядро агломерации, Азов, Батайск, Новочеркасск, Таганрог) и 29 поселений четырех муниципальных районов (Азовский, Аксайский, Мясниковский и Неклиновский). Площадь территории в границах перечисленных районов составляет 769,2 тыс. га.

«Ростовская агломерация является важным мультимодальным транспортным узлом со значительным международным транзитным потенциалом. Половина всего экспортируемого российского зерна проходит через порты, расположенные в Ростовской агломерации. В агломерации производится 2/3 от областного объема отгруженной инновационной продукции», — сообщили РБК Ростов в региональном минэкономразвития.
В границах Ростовской агломерации действует значительное число промышленных предприятий, являющихся флагманами индустриального развития в своих секторах. В их числе производитель сельхозтехники «Ростсельмаш», авиастроительное предприятие «Роствертол», «Новочеркасский электровозостроительный завод» («НЭВЗ»), один из крупнейших на юге России производителей мясной продукции «РКЗ-Тавр», ПКФ «Атлантис-Пак», заводы «Бонум», «Тагмет», «ТКЗ Красный котельщик» и ряд других предприятий.
Инвестиционные планы по реализации новых проектов в Ростовской агломерации достаточно масштабны, отмечают в минэкономразвития. В числе крупных реализуемых проектов: создание производства компьютерной техники «Бештау» (объем инвестиций в проект порядка 8 млрд руб.), строительство распределительного центра «Вайлдберриз» (11,5 млрд руб.), застройка микрорайона «Левобережье» в Ростове (22 млрд руб.), застройка старого аэропорта в донской столице (132 млрд руб.), строительство тепличного комплекса «Ольгинский» (22,7 млрд руб.) и др.
Суммарный вклад только 17 крупнейших агломераций-миллионников РФ в ВВП страны к 2004 году достиг 48%, поделился Роман Попов. И тут есть особенность. Внутри этих 48% наибольший вклад вносят Московская и Петербургская агломерации: примерно 24% и 7% соответственно. Все прочие — от 1% до 2%.
Что же касается «исторического лица», то тут Ростовская агломерация является весьма отличающейся от большинства ей подобных, отметил директор НПО «Южный градостроительный центр» Сергей Трухачев. По его словам, Ростовская агломерация — это научно-культурный центр всего региона, а каждый из образующих ее городов обладает собственной аутентичностью.
«К сожалению, это у нас не так часто встречается, потому что во многом агломерация растет вокруг города-центра. Как пример — это Новосибирск, который является научно-промышленным центром и все к нему подтягиваются. Нижний Новгород, агломерация которого тоже формируется по принципу спутников […] Но Новочеркасск нельзя назвать спутником Ростова, так как расстояние между городами достаточно большое. Вместе тем, это особая традиция. Батайск, как пример, тоже обладает своим «лицом», так как это жизнь на «своем» участке. Это то, что отличает Ростовскую агломерацию от очень многих агломераций, которые сформировались в России», — поделился Трухачев.
Население
По данным Росстата, к 1 января текущего года общая численность населения Ростовской агломерации составляла 2,127 млн человек. Большая часть проживала в Ростове-на-Дону — 1,143 млн человек. В Азове — 79,8 тыс., в Батайске — 125,3 тыс., Новочеркасске — 161 тыс., Таганроге — 240 тыс., в Аксайском районе — 126,1 тыс., Азовском — 106,2 тыс., Мясниковском — 56 тыс., Неклиновском — 89,7 тыс.
Примечательно, что общая динамика роста населения на этих территориях практически не изменилась с 2023 года. Так, за два года численность проживающих на территории Ростовской агломерации выросла чуть менее чем на 0,5%.
Как отметили в «Институте экономики города», в 14 из 25 крупнейших российских агломерациях, включая Московскую и Санкт-Петербургскую, уровень недооценки численности населения на периферии выше, чем в ядре. Более того, в некоторых агломерациях периферия превосходит ядро и по абсолютной численности неучтенного населения. Так, в Ростовской агломерации один только Азовский район концентрирует больше неучтенного населения, чем Ростов-на-Дону: 8 тыс. человек против 7,5 тыс. человек (показательно, что территория непосредственно примыкает к ядру агломерации).
В этих демографических вопросах важным аспектом становится система деления жителей агломерации и тех, кто находится на ее периферии. Традиционное разделение городского и сельского расселения, которое в целом постепенно уходит в прошлое, в пределах агломераций тем более утрачивает смысл, считают специалисты «Института экономики города». Житель села или деревни, входящих в состав агломерации, по образу жизни ближе к жителю города в составе той же агломерации, чем к проживающему вне агломерации сельскому жителю.
«Если нас беспокоит будущее сел и деревень, то более критичным в этом смысле является будущее тех сел и деревень, которые в агломерациях не находятся. Мы знаем, что российские не только села и деревни, но и малые города испытывают серьезные проблемы из-за оттока трудоспособного населения. Но если село, поселок находятся в составе агломерации, эта проблема стоит существенно менее остро. Например, молодому человеку нет возможности найти работу в своей деревне, и он ищет ее в соседнем городе, и при этом ему не нужно из этой деревни уезжать. Он будет приезжать домой ночевать, а на работу ездить в город. Агломерация дает ему такую возможность», — заключил Роман Попов.