От первого лица , Краснодарский край ,  
0 

Время строить иначе

фото: РБК Ростов
фото: РБК Ростов
Как на Дону формируются новые подходы к строительству и реновации

— В нескольких городах Ростовской агломерации первое полугодие 2025 года действовал мораторий на выдачу разрешений на строительство многоквартирных домов. Сколько новых проектов получили одобрение после его отмены?

— Мы ввели новый подход к выдаче разрешений на строительство, ориентированный на комплексное развитие территорий, цель которого — ликвидировать существенное отставание в развитии социальной и инженерной инфраструктуры в целях синхронизации с высокими темпами возведения многоквартирного жилья.

Был определенный переходный период, когда мы проводили аудит уже выданных разрешений, а также разрабатывали нормативные документы, совершенствующие механизмы КРТ в регионе. На сегодняшний день основные регламенты разработаны, мы начали предоставление услуг: 22 разрешения выдано на 36 многоквартирных домов. По этим проектам планируется построить чуть более 900 тыс. кв. м жилья в Ростове-на-Дону и на территории Аксайского района.

К 2030 году в регионе будет построено 17 млн кв. м жилья, все объекты необходимо обеспечить инфраструктурой.

— Сколько активных заявок по комплексному развитию территорий находится на рассмотрении минстроя сегодня?

— На сегодняшний день в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области на рассмотрении находятся три проекта договоров КРТ. Обсуждаются различные инициативы, включая строительство жилых комплексов, коммерческих и социальных объектов, инфраструктурных решений, а также вопросы финансирования и сроки реализации.

— Каким требованиям должны соответствовать новые КРТ проекты и как проводится их оценка?

— Проекты КРТ в Ростовской агломерации должны соответствовать ряду важных требований, направленных на гармоничное и устойчивое развитие. Важным аспектом является учет транспортной инфраструктуры: необходимо создавать условия для удобных связей с внешними магистральными дорогами и обеспечивать развитие транспортных узлов, что способствует эффективному перемещению жителей и грузов. Еще один важный аспект — создание инфраструктуры для социального обслуживания, образования, здравоохранения и транспорта, что повышает качество жизни населения.

Актуальным и первым примером является заключенный с ООО Специализированный застройщик «Группа компаний «Правовой стандарт» договор КРТ по инициативе правообладателя. Территория развития в границах Аксайского поселения, которую охватывает проект, составляет 55,40 га. За счет инвестора будут построены школа, рассчитанная на 1810 мест, детский сад вместимостью 385 мест, пожарное депо и станция скорой помощи. Еще на один детский сад такой же вместимостью правообладатель подготовит проектную документацию, строительство будет осуществляться за счет местного и регионального бюджетов. Договором также предусмотрены объекты благоустройства, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе сети наружного освещения, автомобильные дороги общего пользования с сетями ливневой канализации.

— Так исторически сложилось, что в Ростовской области значительная доля в объемах ввода жилья приходится на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), что характерно для всего Юга России. Появятся ли в регионе проекты КРТ в малоэтажном строительстве, есть ли заинтересованные инвесторы?

— В настоящее время мы ведем корректировку и разработку нормативно-правовой базы Ростовской области в вопросах реализации механизмов КРТ, которая не оставляет без внимания все типы застройки, в том числе ИЖС. Перспективы в этой сфере действительно есть, регион активно работает над улучшением инфраструктуры и созданием комфортных условий для малоэтажного жилья.

Есть интерес и со стороны инвесторов, особенно в связи с ростом спроса на индивидуальное и малоэтажное жилье.

— Летом по инициативе главы региона Юрия Слюсаря проходило масштабное обсуждение обновлений в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года. В числе предложенных экспертами нововведений — цифровизация процессов КРТ. Насколько это сложный процесс и что он даст региону?

— Процесс разработки и внедрения технологических систем всегда будет сложным, так как он требует интеграции и сведения большого количества существующих систем и электронных баз данных, касающихся КРТ и правообладателей.

Одно из предложений — это создание специализированного сервиса, планируемый эффект от создания которого — это автоматический поиск территорий, а также ведение полного жизненного цикла проекта — от выбора локации до автоматического направления отчетности об этапах его реализации в контролирующие органы власти. Полноценное взаимодействие между членами комиссии и лицом, с которым заключен договор о КРТ, также может осуществляться на портале. Это должно обеспечивать прозрачность всех процедур и последующего мониторинга исполнения графиков, установленных при подписании таких договоров.

Для оценки возможности его внедрения рассматриваются финансово-экономическое обоснование и этапность реализации.

— Будет ли механизм комплексного развития территорий применяться для реновации ветхого и аварийного жилья в регионе?

— КРТ может применяться в целях реновации. В этом контексте особое значение приобретает внедрение эффективных механизмов и процедур оценки ветхости жилых зданий, которые позволяют своевременно выявлять аварийные дома и включать их в планы по реновации. Эту работу мы уже ведем и сегодня определяем необходимые критерии и нормативную базу, этапы процедуры проведения экспертизы.

Эффект от внедрения таких механизмов при реализации КРТ позволит улучшить градостроительный облик и сократить доли аварийного и ветхого жилья в структуре населенных пунктов.

Важной составляющей является мониторинг потенциально аварийного жилья, выявление такого жилья на ранних этапах и применение мер по исключению рисков, что способствует обновлению жилого фонда.

Инструменты Жаркая архитектура: как климат на Юге влияет на создание городской среды
Содержание
Закрыть