#19 Журнал РБК+Юг, 17 сентября
Инструменты , Краснодарский край ,  
0 

Новое монументальное

Новое монументальное
Как граффити и муралы становятся визитной карточкой южных городов

Для гармоничного включения муралов в городскую среду необходимо более глубокая проработка проектов и увеличение бюджетов для их реализации. Об этом РБК+ Юг и Северный Кавказ рассказали уличные художники юга России

Граффити VS муралы

«Граффити — это способ взаимодействия граффитчиков между собой, уличная культура, которая не является созидательной: она не несет такой цели. Другое дело — муралы, это уже более продуманные вещи. В этом случае художники в команде с теми, кто утверждает эти работы, берут на себя ответственность перед городом и жителями за то, что будет изображено на стене, за то, как это будет влиять на окружающих», — прокомментировала профессиональный художник-оформитель, иллюстратор, участница стрит-арт-фестивалей Stenograffia и «Ничего страшного» и автор работы на обложке журнала «РБК+ ЮГ и Северный Кавказ» Анастасия Бабич.

Ее работа «Царевна-лягушка» превратила газораспределительную станцию около отеля Don Plaza в Ростове-на-Дону в городскую сайнс-специфическую инсталляцию.

«Граффити и муралы, несмотря на разную направленность, меняют городской облик, оказывают влияние на формирование городской среды. Муралы — это то, мимо чего не пройдешь. Со временем они могут стать «маркерами» микрорайонов. Если изображения выполнены гармонично, то они могут стать точками притяжения и знаковыми элементами города», — пояснила Бабич.

Русская идентичность и герои нашего времени

В работах Анастасии Бабич мы встречаем не только героев русских сказок, но и участников стройотрядов, космонавтов, а также представителей фауны, характерных для южных широт. Сама художница объясняет такой выбор персонажей связью с ее личной историей, историей ее семьи и своей локальной идентичностью.

«Тема «русскости» для меня — это не о патриотизме. Быть русской — это значит знать себя и понимать, кто я в этом мире, какие у меня корни. Еще во времена учебы в университете для меня очень большую ценность имели русские национальные орнаменты. В советское время рабочие, колхозники и строители были героями монументальных росписей, потому что это был госзаказ. Современные муралы — это тоже госзаказ. Иногда в положениях о конкурсах четко прописано, какими должны быть персонажи — художники далеко не всегда сами выбирают своих героев», — отметила Бабич.

Новое монументальное

Андрей Кулагин, художник из Дербента

Граффити — это то, что делают нелегально. Здесь, как и через муралы, можно самовыражаться как художник. Мое творчество — о человеке и природе, о том, как важно не забывать о ней. Мы живем в каменных домах, больших мегаполисах и мало внимания уделяем природе. Я считаю, что муралы — это «уличный психолог», который вытаскивает из человека то, чем он наполнен, чем он живет, что его триггерит — добро или негатив, и он это показывает. Я как художник могу заложить один смысл, но зритель увидит это по-своему.

Лучшее, что может быть для города — это муралы и скульптуры. Скульптуре сейчас мало уделяют внимания. Но и мурал должен сочетаться с городской средой, нести что-то полезное для человека. На художнике лежит большая задача своим творчеством воспитывать вкус зрителей.

Новое монументальное

Олег Калиниченко, ростовский граффити-художник, основатель фестиваля стрит-арта «Про любовь»

Мы выбрали муралы в качестве инструмента для передачи мифов и легенд Ростова-на-Дону как культурного наследия. Как и наш стрит-арт фестиваль «Про Любовь», мы пропагандируем тему мифологии нашего города, наши мифы и легенды, интересные истории из нашего детства, которые историки обычно не пропускают, потому что нет подтверждающих фактов.

Как искусство и архитектура, муралы и городская среда могут органично сочетаться. Хороший мастер легко впишет мурал в среду — нужно лишь хорошо подготовить фасад, проработать макет и немного увеличить бюджет для реализации всех возможностей.

Новое монументальное

Георгий Куринов, художник-монументалист (Краснодар)

Граффити — это относительно закрытая субкультура. Зритель, он же случайный прохожий, выступает в основном на втором месте, если не на третьем. А в стрит-арте, в монументальной живописи самое важное — это прежде всего диалог со зрителем посредством визуального искусства — как на созидательные темы, так и на деструктивные. Героями нашего времени, про которых хочется рассказать в картинах, для меня являются люди с высоким интеллектом, сделавшие много добра для своей малой родины, города или улицы: ученые, космонавты.

Новое монументальное

Никита Мареев, граффити-художник из Ставрополя

Сейчас общество стало более лояльно к граффити. Лет 10 назад и представить себе нельзя было, что в офисе банка появится роспись в уличном стиле. Раньше все боялись граффити, потому что не понимали этого искусства. Сейчас люди не считают граффити вандализмом, они не против того, чтобы граффити появлялось у них в интерьере. Граффити позволяет многим бизнесам сделать аутентичный интерьер, отличающийся на фоне конкурентов. Если убрать роспись из ресторанов, кафе и фитнес-клубов, они станут похожи друг на друга. Но сегодня многие посетители ходят в рестораны именно ради красивых интерьеров.

Муралы, которые мы видим в центре городов — это зачастую согласованные изображения, подготовка к созданию которых занимает месяц-два. Они воплощаются благодаря администрациям городов.

Новое монументальное

Ника Каото, ростовская междисциплинарная художница

Граффити и муралы — это один из самых простых и бюджетных способов трансформировать ткань города в лучшую сторону, если использовать это правильно. Они подходят как к купеческим дворам, создавая интерес туристов и повышая ценность двора для жильцов, так и к современным домам, формируя большую персонализацию пространства однотипного района. В наши дни в стрит-арте есть две тенденции. Первая — это коммерческие заказы от государства или компаний, которые предлагают такие темы, как врачи, военные, семья, День Победы. Компании зачастую делают отсылки на бренд и его эстетику. Вторая тенденция — это стрит-арт как современное искусство. Такие работы чаще создаются в рамках фестивалей под присмотром кураторов или известных независимых художников. Проводятся отборочные конкурсы, выбираются художники с неповторимым стилем и эскизами. Такие работы в разы ценней коммерческих заказов по правилам заказчика. Если бизнес будет вкладываться во второй тип сотрудничества, то это принесет успешность и ценность проекта.

От первого лица ​Стройка: прогноз на позитив
Материалы выпуска
Инструменты РБК Юг запускает новый проект «Южный вайб: город с характером»
Инструменты «Южный вайб»: РБК Юг выпустил журнал о стиле и характере южных городов
От первого лица Достать из-под земли
От первого лица Архитектура — это не только «красота»
Инструменты Южные полисы в тренде
От первого лица Ирина Даньшина: девушки не боятся идти на следующую карьерную ступень
От первого лица Стратегии стойкости: девелоперы Кубани и эксперты назвали тренды 2025 г.
От первого лица Архитектор Вырва: строить дома в исторических стилях не имеет смысла
От первого лица Олег Колмычек: «Строительство — не просто бизнес, это ответственность»
От первого лица Город на стиле
Инструменты Вечные ценности и преходящие тренды
Инструменты КРТ как панацея
Инструменты Новое монументальное
От первого лица ​Стройка: прогноз на позитив
От первого лица Пляжи, пальмы, перспективы
Содержание
Закрыть