
Как особенности «альф»* изменят (и уже меняют) спрос на недвижимость, рассказала автор исследования — директор по маркетингу «Азово-Донская девелоперская компания» Юлия Лазарева.
— От каких главных особенностей поколения, идущего на смену зумерам, вы отталкивались в своих прогнозах?
— «Альфы» кардинально отличаются от предшествующих поколений отношением к технологиям. Они воспринимают цифровые устройства как естественную часть жизни, осваивая гаджеты раньше, чем учатся говорить. Поэтому можно предположить, что в недалеком будущем умные дома перестанут быть премиум-опцией и станут базовым требованием. Если сейчас около трети покупателей жилья в России готовы платить за системы «умного дома», то, когда «альфы» выйдут на рынок, среди них этот показатель приблизится к 100%.
Вторая особенность — экологическая осознанность. Экологические характеристики недвижимости будут для них ключевым фактором принятия решения о покупке. И третье — персонализация и сотворчество. Поколение А растет в мире, где каждый может настроить аватар, ленту новостей, плейлист, и они ждут того же уровня кастомизации от жилья. Сама такая возможность станет мощным драйвером их лояльности.
— Когда это произойдет и можно ли говорить о региональных особенностях в потребительском поведении «альф»?
— Старшие представители этого поколения уже на пороге совершеннолетия и станут активными участниками рынка к 2030–2035 годам. Что касается отличий, то молодежь в Ростове-на-Дону и Краснодаре демонстрирует те же технологические потребности, что и их сверстники повсеместно.
— Как компаниям необходимо перестраиваться под нужды «альф»?
— В полной мере тенденции проявится на региональных рынках лет через 5–10, и к этому моменту технологическое отставание должно быть преодолено. Базовый набор цифрового жилья в регионе должен будет включать те же элементы, что и в столичных проектах: IP-домофоны и видеокамеры, считыватели СКУД и датчики мониторинга инженерных систем, «умные» приборы учета и освещения. При этом внедрение IoT-решений потребует развития всей региональной телекоммуникационной инфраструктуры.
Теплый климат Юга дает региональным компаниям дополнительные возможности. Ключевые экотренды для Юга — это энергоэффективное охлаждение, зеленые крыши и фасады (для снижения температуры в зданиях), системы сбора дождевой воды и солнечные панели, которые у нас максимально эффективны благодаря высокой инсоляции.
— Какие форматы жилья будут максимально удовлетворять нестандартные запросы А-поколения?
— «Альфы» мобильны, и их запросам идеально отвечают коливинги и сервисные апартаменты. Первый формат объединяет индивидуальное пространство с богатой общественной инфраструктурой, дает возможность разделять рабочие места и жилье. В Ростове-на-Дону и Краснодаре формат особенно привлекателен из-за возможности круглогодично использовать открытые террасы и общественные пространства на свежем воздухе. К 2030-м годам рынок коливингов может вырасти в 5–10 раз по сравнению с нынешними показателями.
Другой перспективный формат — это апартаменты с гостиничным сервисом. Краснодар, являясь воротами на черноморское побережье, и Ростов-на-Дону в качестве крупного транспортного узла имеют значительный потенциал для развития этого формата как альтернативы традиционным отелям и аренде.
* Generation Alpha — [англ.] поколение «альфа», дети, родившиеся после 2010 года, это первое поколение, полностью сформировавшееся в эпоху цифровых технологий.