— Как родилась идея создать свой бизнес?
— Все предприниматели начинают с чего-то малого. Уволившись из прокуратуры в 2007-м, я запустил консалтинговую деятельность. А потом увидел массу возможностей — уже в сфере предпринимательской деятельности. Первым строительным проектом был ЖК «Зеленый квартал». Так родилась компания «Неометрия».
Дальше все уже зависело от меня и моей команды — а она подобралась очень сильная. Многие из этих людей со мной работают уже более десяти лет. Все проекты в области строительства были успешные, все сдавалось в сроки, мы ни разу не подвели наших покупателей, поэтому имеем хорошую клиентскую базу и партнеров.
— Как из одной фирмы выросла целая группа компаний «Элиас»?
Я не строитель, я предприниматель и не привязан к какой-то конкретной отрасли. Мне всегда было интересно пробовать что-то новое. Но где-то 2,5–3 года назад мы осознанно приняли решение, что станем инвестиционной компанией и будем работать в разных сферах.
От появления идеи до ее воплощения прошло какое-то время. Мы создали ее структуру, юридически все подтвердили. Одним из первых проектов стало строительство маслоперерабатывающего комплекса. Мы его успешно реализовали, вышли на прибыль.
Сейчас мы рассматривает ряд приоритетных для себя сфер деятельности. Это общественное питание, сфера коммерческой недвижимости и сельхозпереработка. Мы уже начали реализацию проектов в двух последних отраслях. В частности, ранее презентовали крупный завод по производству макаронных изделий.
— В 2021 году «Неометрия» стала лауреатом трех престижных премий в сфере строительства. Как этого удалось достичь? В чем секрет успеха?
— Это признание — результат многолетнего планомерного труда всей моей команды. В ней нет ни одного человека, который не поддерживал бы принципов нашей работы.
По всем нашим проектам с самого начала мы несли все гарантийные обязательства. Ни разу более чем за десять лет работы компании нашим клиентам не ответили, что они должны сделать что-то на общей территории за свой счет.
Да, мы получили меньше прибыли, чем другие застройщики. Это был осознанный выбор — в «Неометрии» мы ориентируемся на качество, а имя и репутация приносят нам добавленную стоимость. В последние три года, где бы мы ни строили, наше жилье продается дороже, чем у наших коллег строителей. И к нам приходят, и у нас покупают.
— Расскажите, какие новые строительные технологии планирует использовать на своих объектах СК «Неометрия»? Чего ждать клиентам?
— Мы применяем что-то новое постоянно, отслеживаем все тренды строительной отрасли, посещаем международные выставки, форумы и пр. И это касается не только строительства, но и безопасности наших объектов. Например, система «Умный дом» уже стала обычным делом: закрытые дворы, свободные от машин, круглосуточное видеонаблюдение, возможность слежения за детьми, играющими на площадках, с помощью приложения в смартфоне и многое другое.
Если же говорить именно о строительстве, то мы сейчас активно разрабатываем переход на BIM-технологии (Building Information Modeling), то есть информационное моделирование зданий. Это создание интеллектуальных 3D-моделей, с помощью которых специалисты по архитектуре и строительству могут не только точнее планировать, проектировать и строить, но и эффективнее эксплуатировать здания и объекты инфраструктуры. Я считаю, это будущее строительства. Уверен, что постепенно на эти технологии перейдут все застройщики, проектировщики. Можно будет, нажав на одну кнопку, увидеть весь дом и вносить корректировки на этапе проектирования.
— Стоимость жилья в Краснодарском крае, и в Краснодаре в частности, в этом году растет. На ваш взгляд, продолжится ли рост цен на недвижимость?
— Падения цен ожидать не стоит. Возможно, будут какие-то корректировки в пределах 5%, но вряд ли. Отталкиваться нужно от объективных предпосылок. Рост цен на краснодарском рынке жилых новостроек вызван, во-первых, планомерным сокращением количества предложений. Во-вторых, кратным увеличением стоимости строительных материалов. В-третьих, изменением градостроительной политики в регионе.
— Вы состоялись во многих сферах: в бизнесе, в политике как депутат Законодательного Собрания Краснодарского края. Кроме того, вы занимаетесь благотворительностью. На ваш взгляд, какой из сторон в вас больше?
— Я не привык разделять эти вещи. На мой взгляд, бизнесмен должен участвовать в жизни общества, чтобы не отрываться от реальности. Тем не менее, я не буду осуждать предпринимателей, которые говорят: «Я занимаюсь бизнесом, создаю рабочие места, плачу налоги, огромные средства вкладываю в экономику нашего государства, не трогайте меня больше». Но у меня другая точка зрения, хотя только вести бизнес — уже благое дело.
Конечно, как для делового человека, для меня получение прибыли предприятием стоит на первом месте. А если бизнес эффективен, почему бы не заняться благотворительностью. Разумеется, я не говорю о том, что нужно просто раздавать всем деньги. Помогать необходимо действительно тем, кто нуждается в этом.
Кроме того, я придерживаюсь мнения, что крупный бизнес должен благоустраивать город, район, в котором ты родился/живешь, ведешь свою деятельность. Так что я совмещаю предпринимательскую деятельность с общественной, для меня оба эти направления важны, я не отделяю одно от другого.
— Вы рассказали о бизнесе и благотворительности. Что для вас значит законодательная деятельность?
— Она играет в моей жизни большую роль. Отмечу, что я освобожденный депутат, то есть не получаю за депутатство зарплату, а потому имею право заниматься предпринимательской деятельностью. При этом я осознанно не пошел в строительный комитет, а выбрал комитет по финансово-бюджетной, налоговой и экономической политике. Мне не хотелось, чтобы сложилось впечатление, что я пошел в ЗСК из-за каких-то своих коммерческих интересов. Нет, у меня другие намерения, и они направлены на общественную деятельность. Я не задавался целью оказаться в кресле депутата краевого парламента, чтобы пользоваться его благами в собственных интересах, мне это не нужно.
— Судя по тому, что вы сейчас находитесь в числе самых обеспеченных депутатов края, это действительно так.
— Я дорожу своей репутацией и не скрываю свои доходы, как и то, что я бизнесмен. Я работаю «вбелую», создал тысячи рабочих мест в своих компаниях, плачу все налоги, так чего мне утаивать? Мои доходы — это показатель эффективности как предпринимателя, и я горжусь этим. Как я отношусь к людям, которые уклоняются от уплаты налогов? Как к преступникам. Для меня, как для юриста, это очевидно: не уплатил налоги — будь готов ответить за это. Не понимаю тех, кто до сих пор так поступает: работать честно — выгоднее всего.
— В селе Урмия Курганинского района, откуда вы родом, вы построили стадион для детей и парк. Эти вложения наверняка не окупятся. Это и есть благотворительность для тех, кому она нужна?
— Разумеется, мои объекты не так велики, как стадион и парк, которые построил в Краснодаре Сергей Галицкий, но созданные нами объекты действительно можно назвать одними из лучших сельских стадионов и парков. Я жил в поселке до 9 лет, потом с родителями переехал в город, но каждое лето приезжал к бабушке и дедушке. Я люблю Курганинский район, хочу и дальше помогать ему. Уверен, что наша компания будет расти, появится больше финансовых возможностей для осуществления таких проектов.
— Расскажите, какие направления благотворительности еще охвачены вашей компанией?
— Сейчас мы на постоянной основе работаем с краевым фондом «Край добра», оказываем помощь больным детям из Краснодарской городской общественной организации инвалидов детства и детей-инвалидов «Помоги и обретешь». С этого года также работаем с организацией «Дети-лучики», которая объединяет семьи, в которых воспитываются ребята с синдромом Дауна. Я сам на них вышел и захотел познакомиться.
Для меня это вообще личное: у родного брата моего отца — моего дяди — болезнь Дауна. Я с ним вырос, и знаю проблемы, с которыми сталкиваются и родители таких деток, и сами ребята. Любить детей здоровых и умных каждый может. Но настоящее проявление любви — это когда ты любишь всех детей и помогаешь тем, кому особенно нелегко в этом мире. Я также хочу поднять вопросы образования и реабилитации таких деток на уровне ЗСК и попытаться изменить здесь что-то в лучшую сторону.
— То есть депутатство, общественная деятельность — это ваше призвание?
— Я получаю от этой работы огромное удовлетворение, особенно когда мне звонит председатель ЗСК Юрий Александрович Бурлачко и сообщает, что в мой адрес пришло столько-то писем с благодарностями. Мне приятно получать обратный ответ от своих избирателей — значит, работаешь не зря, твою помощь ценят, она нужна. И мне приятно видеть детвору, которая играет на площадках, которые ты построил, или радостных местных жителей, отдыхающих в парке, который ты создал. Что касается денег, то мои помощники в отчетной деятельности для ЗСК посчитали, что за три года я использовал около 51 млн рублей собственных средств