#2 PRO Мягкая сила, 28 февраля
Компетенция , Краснодарский край ,  
0 

Логистика меняет вектор развития

Фотографии предоставлены ООО «Адамант Логистика»
Фотографии предоставлены ООО «Адамант Логистика»
Генеральный директор ООО «Адамант Логистика» Светлана Плехова — об изменении экспортных направлений, сложностях в отрасли и женщинах в логистике.

Целенаправленная работа по развитию брендов на юге выстраивается во взаимодействии с логистическими компаниями, играющими стратегическую роль в ключевых экспортных направлениях. При этом логистика доставки грузов претерпела значительные изменения за последние годы. Новые цепочки поставок формировались с нуля в ежедневном формате, меняя сложившиеся годами устоявшиеся маршруты. Сегодня этот процесс продолжается, при этом турбулентная ситуация успела стабилизироваться, рассказала генеральный директор «Адамант Логистики» Светлана Плехова победитель этапа ежегодной Всероссийской премии «Экспортер года» в 2023 году.

 

Смена курса

— В 2022 году изменения геополитической ситуации привели российских экспортеров к изменению структуры поставок и логистических путей. Что изменилось для вашей компании и какая ситуация прослеживается на данный момент?

— До 2022 года мы работали с Европой и странами, которые входили в Евросоюз. С февраля того же года все кардинально изменилось. Сначала ситуация сопровождалась нестабильностью, например, были случаи, когда утром заказывали машину — и уже днем заказ отменяется из-за изменения валютной ставки.

С лета все более-менее стабилизировалось, но пошли новые пакеты санкций, и тогда у нас начались сложности с банками, которые под эти санкции попали. В их числе были Альфа-банк, ВТБ, Сбербанк — по ним платежи приостановились. Это усложнило оплату и, как следствие, доставку грузов.

К осени из страны начали уходить иностранные морские операторы. Пока на рынок полностью не зашли российские компании, перевозки простаивали. В этот период большим толчком стала автомобильная логистика в страны, куда раньше она не осуществлялась, например, в Иран, Турцию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и даже в Китай. Дальше перевозки начали развиваться в направлении Среднего и Ближнего Востока.

Конечно, трудности были. Некоторые их них сохраняются до сих пор. Во-первых, речь идет о разнице в менталитете: на Востоке люди все же более импульсивные, любят работать здесь и сейчас, не рассчитывая на долгосрочные контракты. Из этого вытекают проблемы с оформлением документов и перевозками, которые могут задерживаться на таможне, если что-то не заполнили или заполнили неправильно.

В целом есть проблемы с очередями на таможенных пунктах, возникающие из-за слабой обустроенности. Когда только пошел активный поток через МТК «Север–Юг», пункты стояли, так как они не были рассчитаны на такой поток, подвисало программное обеспечение. Но сегодня все решается, работа в этом направлении ведется.

Рост расходов и зарплат

— Как в связи с перестройкой логистический цепочек изменилась стоимость перевозок? Как, на ваш взгляд, ситуация будет развиваться в дальнейшем?

— Цены на логистику росли и продолжают расти. Идет подорожание всего: товаров, топлива, запчастей, резины. В цифрах, если брать стоимость перевозок начала 2022 года по отношению к 2023 году, цены выросли на 40%. С начала текущего года показатели увеличились еще на 17%. Растут зарплаты: на данный момент эта «вилка» начинается от 120-150 тыс. руб. и доходит до 180-200 тыс. руб. «Суточные» в 2022 году были 1,7 тыс. руб., сейчас — порядка 3 тыс. руб.

Любые события, даже не связанные с санкциями, еще больше усугубляют ценовую политику. В целом, я думаю, рост продолжится минимум до 2025 года.

Дороги и море

— Какие транспортные маршруты развиваются на данный момент? Какими логистическими путями пользуются компании чаще всего?

— Это все зависит от страны поставки. Если груз едет в Китай или из него, то для транспортировки выбирают железнодорожное сообщение или — следующий по популярности вариант — грузоперевозки. По срокам это занимает порядка двух недель.

Груз из Ирана в южную часть России выгоднее доставлять морем, через порты Астрахани и Новороссийска. Если товар необходимо доставить дальше, например, на Урал или в Сибирь, стоит выбрать автомобильные перевозки из-за меньших издержек. Так как наша компания работает только на дорогах и в море, лавируем между этими способами.

В Турцию, с которой мы хорошо сотрудничаем, мы также отправляем грузы автомобильным транспортом, они быстро проходят через Азербайджан. Из Узбекистана, который становится все более активным и перспективным, ситуация та же: для этой страны актуальнее грузоперевозки.

Технологии — для женщин

— Логистика достаточно сложная сфера, которая всегда считалась «мужской». При этом многие женщины успешно развивают бизнес в этом направлении. По вашей оценке, с чем связан рост доли женщин в логистике? Какое гендерное соотношение прослеживается в вашей компании?

— Да, ранее логистика считалась «мужской» сферой, потому что она была более жесткой и неавтоматизированной. Несколько лет назад мы не могли использовать в работе CRM-системы, программы навигации и другие вспомогательные сервисы, приходилось это все вытаскивать «вручную». Однако уже с 2010-2012 годов в логистику пришла эра технологий, делая эту сферу более удобной для женщины.

Кроме того, часто в логистике могут встречаться сложные по характеру люди (например, мужчины-водители, которые порой ввиду усталости грубо выражаются или не воспринимают всерьез женщину). Но ситуация меняется. Например, в нашей компании работают женщины, которые благодаря своей мягкой силе всегда могут выслушать «боль» других сотрудников, неважно — мужчин или женщин, понять, обаять и успокоить.

Что касается нашей компании, у нас число женщин с 2020 года растет примерно на 10%. Приходят работать на разные должности, в том числе становятся водителями. Сейчас на этой должности у нас следующее соотношение: на 10 мужчин-водителей обязательно приходятся две женщины.

— Какие «женские» качества помогли вам стать руководителем логистического агентства?

— Работу в логистике я начинала с азов: сначала работала менеджером, потом руководителем отдела, затем стала руководителем компании. Думаю, я прошла все этапы становления как женщины-логиста. Терпение и чуткость, например, помогали в работе с мужчинами-водителями. В работе с заказчиками важны стрессоустойчивость, так как бывают форс-мажоры, спокойствие и стремление все довести до конца и не пустить ситуацию на самотек. Все-таки, согласитесь, мы, женщины, любим всегда все контролировать. Нам важно, чтобы все грузы были доставлены, сделки оформлены корректно, а заказчик доволен. Эти качества дают нам весомые преимущества.

— Какие планы по развитию как личные, так и компании ставите на 2024 год?

— Планы на текущий год амбициозные. У нас уже работают два филиала в Ростове-на-Дону, один из них открылся совсем недавно. В ближайшей перспективе откроем филиалы в Астрахани, где реализуется крупный проект порта, и в Екатеринбурге.

С открытием второго филиала в Ростове-на-Дону штат сотрудников вырос почти вдвое — сейчас у нас работает 24 человека. В будущем, конечно, число сотрудников будет только расти. В целом мы намерены развивать новые направления, стараться «покорить» восточные страны, которые не всегда всерьез воспринимают женщин-партнеров. Наш девиз — развиваться, идти вперед, обучать квалифицированных специалистов и поддерживать нашу страну.



 
Практика Кубань и Дон становятся отдельной fashion-территорией на карте страны
Содержание
Закрыть