Целенаправленная работа по развитию брендов на юге выстраивается во взаимодействии с логистическими компаниями, играющими стратегическую роль в ключевых экспортных направлениях. При этом логистика доставки грузов претерпела значительные изменения за последние годы. Новые цепочки поставок формировались с нуля в ежедневном формате, меняя сложившиеся годами устоявшиеся маршруты. Сегодня этот процесс продолжается, при этом турбулентная ситуация успела стабилизироваться, рассказала генеральный директор «Адамант Логистики» Светлана Плехова — победитель этапа ежегодной Всероссийской премии «Экспортер года» в 2023 году.
Смена курса
— В 2022 году изменения геополитической ситуации привели российских экспортеров к изменению структуры поставок и логистических путей. Что изменилось для вашей компании и какая ситуация прослеживается на данный момент?
— До 2022 года мы работали с Европой и странами, которые входили в Евросоюз. С февраля того же года все кардинально изменилось. Сначала ситуация сопровождалась нестабильностью, например, были случаи, когда утром заказывали машину — и уже днем заказ отменяется из-за изменения валютной ставки.
С лета все более-менее стабилизировалось, но пошли новые пакеты санкций, и тогда у нас начались сложности с банками, которые под эти санкции попали. В их числе были Альфа-банк, ВТБ, Сбербанк — по ним платежи приостановились. Это усложнило оплату и, как следствие, доставку грузов.
К осени из страны начали уходить иностранные морские операторы. Пока на рынок полностью не зашли российские компании, перевозки простаивали. В этот период большим толчком стала автомобильная логистика в страны, куда раньше она не осуществлялась, например, в Иран, Турцию, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и даже в Китай. Дальше перевозки начали развиваться в направлении Среднего и Ближнего Востока.
Конечно, трудности были. Некоторые их них сохраняются до сих пор. Во-первых, речь идет о разнице в менталитете: на Востоке люди все же более импульсивные, любят работать здесь и сейчас, не рассчитывая на долгосрочные контракты. Из этого вытекают проблемы с оформлением документов и перевозками, которые могут задерживаться на таможне, если что-то не заполнили или заполнили неправильно.
В целом есть проблемы с очередями на таможенных пунктах, возникающие из-за слабой обустроенности. Когда только пошел активный поток через МТК «Север–Юг», пункты стояли, так как они не были рассчитаны на такой поток, подвисало программное обеспечение. Но сегодня все решается, работа в этом направлении ведется.
Рост расходов и зарплат
— Как в связи с перестройкой логистический цепочек изменилась стоимость перевозок? Как, на ваш взгляд, ситуация будет развиваться в дальнейшем?
— Цены на логистику росли и продолжают расти. Идет подорожание всего: товаров, топлива, запчастей, резины. В цифрах, если брать стоимость перевозок начала 2022 года по отношению к 2023 году, цены выросли на 40%. С начала текущего года показатели увеличились еще на 17%. Растут зарплаты: на данный момент эта «вилка» начинается от 120-150 тыс. руб. и доходит до 180-200 тыс. руб. «Суточные» в 2022 году были 1,7 тыс. руб., сейчас — порядка 3 тыс. руб.
Любые события, даже не связанные с санкциями, еще больше усугубляют ценовую политику. В целом, я думаю, рост продолжится минимум до 2025 года.
Дороги и море
— Какие транспортные маршруты развиваются на данный момент? Какими логистическими путями пользуются компании чаще всего?
— Это все зависит от страны поставки. Если груз едет в Китай или из него, то для транспортировки выбирают железнодорожное сообщение или — следующий по популярности вариант — грузоперевозки. По срокам это занимает порядка двух недель.
Груз из Ирана в южную часть России выгоднее доставлять морем, через порты Астрахани и Новороссийска. Если товар необходимо доставить дальше, например, на Урал или в Сибирь, стоит выбрать автомобильные перевозки из-за меньших издержек. Так как наша компания работает только на дорогах и в море, лавируем между этими способами.
В Турцию, с которой мы хорошо сотрудничаем, мы также отправляем грузы автомобильным транспортом, они быстро проходят через Азербайджан. Из Узбекистана, который становится все более активным и перспективным, ситуация та же: для этой страны актуальнее грузоперевозки.
Технологии — для женщин
— Логистика — достаточно сложная сфера, которая всегда считалась «мужской». При этом многие женщины успешно развивают бизнес в этом направлении. По вашей оценке, с чем связан рост доли женщин в логистике? Какое гендерное соотношение прослеживается в вашей компании?
— Да, ранее логистика считалась «мужской» сферой, потому что она была более жесткой и неавтоматизированной. Несколько лет назад мы не могли использовать в работе CRM-системы, программы навигации и другие вспомогательные сервисы, приходилось это все вытаскивать «вручную». Однако уже с 2010-2012 годов в логистику пришла эра технологий, делая эту сферу более удобной для женщины.
Кроме того, часто в логистике могут встречаться сложные по характеру люди (например, мужчины-водители, которые порой ввиду усталости грубо выражаются или не воспринимают всерьез женщину). Но ситуация меняется. Например, в нашей компании работают женщины, которые благодаря своей мягкой силе всегда могут выслушать «боль» других сотрудников, неважно — мужчин или женщин, понять, обаять и успокоить.
Что касается нашей компании, у нас число женщин с 2020 года растет примерно на 10%. Приходят работать на разные должности, в том числе становятся водителями. Сейчас на этой должности у нас следующее соотношение: на 10 мужчин-водителей обязательно приходятся две женщины.
— Какие «женские» качества помогли вам стать руководителем логистического агентства?
— Работу в логистике я начинала с азов: сначала работала менеджером, потом руководителем отдела, затем стала руководителем компании. Думаю, я прошла все этапы становления как женщины-логиста. Терпение и чуткость, например, помогали в работе с мужчинами-водителями. В работе с заказчиками важны стрессоустойчивость, так как бывают форс-мажоры, спокойствие и стремление все довести до конца и не пустить ситуацию на самотек. Все-таки, согласитесь, мы, женщины, любим всегда все контролировать. Нам важно, чтобы все грузы были доставлены, сделки оформлены корректно, а заказчик доволен. Эти качества дают нам весомые преимущества.
— Какие планы по развитию — как личные, так и компании — ставите на 2024 год?
— Планы на текущий год амбициозные. У нас уже работают два филиала в Ростове-на-Дону, один из них открылся совсем недавно. В ближайшей перспективе откроем филиалы в Астрахани, где реализуется крупный проект порта, и в Екатеринбурге.
С открытием второго филиала в Ростове-на-Дону штат сотрудников вырос почти вдвое — сейчас у нас работает 24 человека. В будущем, конечно, число сотрудников будет только расти. В целом мы намерены развивать новые направления, стараться «покорить» восточные страны, которые не всегда всерьез воспринимают женщин-партнеров. Наш девиз — развиваться, идти вперед, обучать квалифицированных специалистов и поддерживать нашу страну.