В прошлом году агропромышленный комплекс пережил множество негативных событий. Председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «АСХОД» Александр Алтынов рассказал, в каком состоянии находится отрасль сейчас и чего ожидать аграриям Юга в 2023 году.
- На данный момент, в каком состоянии находится сельхозтехника аграриев России и Юга в частности?
- Состояние сельхозпарка можно оценить как нормальное, потому что дилеры нашли возможность доставлять новые запчасти. Сезон прошлого года был стабильным. Я бы больше беспокоился о 2023 году.
На Юге ситуация с отраслью сельского хозяйства всегда была лучше, чем по стране. Здесь находится много больших и серьезных дилеров, которые в состоянии переживать трудные времена, реорганизовываться, адаптироваться под текущие условия. Поэтому в целом, я думаю, все будет нормально.
Рост цен и импортный автопарк
- Ожидается ли продолжение роста цен на технику в текущем году?
- Цены на сельхозтехнику, как отечественную, так и импортную, растут уже 3 года подряд. Сначала причины были связаны с коронавирусом — ограничения создавали проблемы с логистикой и производством. Все это приводило к тому, что производители на своих сборочных линиях часто отступали от плановых показателей на 10-20%, а иногда и на 40%, не имея возможности собирать технику в полной комплектации.
С одной стороны, все привыкли, что цены растут. С другой стороны, ключевые игроки российского рынка считают, что большая часть проблем с комплектующими либо решена, либо практически решена. Кажется, что цены должны были бы снижаться. Но по факту мы видим обратное — все оказывается дороже и надо готовиться к росту цен.
- По вашей оценке, какова сейчас доля зарубежной техники и оборудования на Юге России?
- За последние 10-12 лет импортные машины в штуках составляли в среднем 20% от всех продаваемых машин. На Юге эта доля была выше — 22-23% по самоходным машинам. С точки зрения всей страны, в Краснодарском и Ставропольском краях, а также Ростовской области концентрировалось 12-13% всех продаж импортной техники от страны. Это, надо признать, довольно много. Концентрация высокая, дилеры всегда работали интенсивно, благодаря чему они представляли устойчивые и развитые структуры. Я думаю, что с импортным автопарком на Юге все будет в порядке и он поработает еще 3-5 лет.
Взгляд на перспективу
- Как в нынешних условиях будут себя вести аграрии? Какую политику изберут в части обновления техники?
- Подход аграриев к обновлению техники будет консервативным. Ситуация будет развиваться, исходя из возможностей, не вгоняя бизнес в стрессовое состояние избыточными инвестициями. Это нормально, потому что это всегда было защитной реакцией отрасли. На фоне предыдущих трех вполне хороших лет легко можно взять паузу на год и отдохнуть.
- Какие прогнозы можете дать на 2023 год? Стоит ли ждать глобального технологического коллапса в масштабах страны?
- Точно не стоит ждать коллапса. Ситуация может быть немного лучше или хуже, но никакой драмы не произойдет. То же самое применимо к урожайности. Понятно, что ее показатели складываются из нескольких элементов — не только техники, но и семян, их качества. Я бы не ждал каких-то больших валовых рекордов по культурам, достаточно того, что они случились у нас в 2021 и 2022 годах. Наверное, если мы получим цифры немного меньше рекордных, это пойдет на благо отрасли.