Перспективные экономические зоны
― Какие из особых экономических зон, которые сейчас существуют на территории ЮФО и СКФО, наиболее перспективны?
― С этой точки зрения абсолютным лидером является Ставрополь, поскольку здесь есть ряд уникальных производств, которые сегодня оформлены промышленными кластерами и особыми зонами. Они действительно являются одними из ведущих производителей, и даже санкции не повлияли на международных заказчиков, с которыми коллеги работают.
Что касается ЮФО, то здесь мы связываем большие надежды с ОЭЗ в Новочеркасске Ростовской области. На площади почти 310 га будет создано около 50 новейших производств в течение пяти лет. Это, безусловно, может стать мощнейшим драйвером для макрорегиона.
Традиционно Юг России, конечно, славится АПК, и понятно, что макрорегион исторически очень привлекателен для российского и зарубежного туриста. Сегодня и Сочи, и Красная Поляна, и другие наши уникальные курорты уже востребованы практически круглый год.
― Какие из направлений сегодня являются нетипичными, но тем не менее набирающим обороты в экономике макрорегиона?
― Если говорить о каких-то новых направлениях, сегодня в РФ активно развиваются креативные индустрии, создаются креативные кластеры. В Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке они существуют на протяжении последних 1,5 десятков лет. Однако эти проекты не получили широкого распространения по всей стране.
Я считаю, что на Юге креативные кластеры имеют очень хороший потенциал. Уже известны такие проекты, как «Лофт 1890» в Волгограде или «С52» в Ростове. Мы сегодня работаем над законопроектом, который бы регулировал эту сферу. Мы рассчитываем ввести соответствующие ОКВЭДы и дальше уже постараемся через механизмы господдержки предложить такие конструкции, которые будут стимулировать рост индустрии. Я считаю, что это одна из больших возможных ниш для мощного роста Юга России и СКФО.
Научный потенциал и беспилотники
― Законодатели выступили с инициативой ввести такое понятие, как территория с высокой концентрацией научно-технологического потенциала. Что под этим подразумевается и где подобные территории могли бы появиться на Юге?
― Я предлагаю дать такое понятие, как территория с повышенным научным, технологическим и человеческим потенциалом. Речь идет о территориях, где присутствуют компании ― национальные чемпионы. Регионы присутствия этих компаний считаю необходимым поддерживать государству. На Юге России такие развивающиеся агломерации есть, ― например, Сириус, Сочи или Каспийск в Дагестане. Мы считаем, что государство не должно оставаться в стороне и должно поддержать развитие таких территорий. В том числе помочь работодателю привлечь высококвалифицированных специалистов независимо от того, где бы они ни находились.
― Мы проходим кризис намного лучше, чем предполагалось изначально. Но тем не менее бизнес сталкивается со многими проблемами. В частности, на Юге России это вопрос с малой авиацией и беспилотниками. Какие есть варианты решения проблемы?
― Надо признать, сегодня эта сфера растет достаточно активно. Мы смотрим на нее комплексно и в первую очередь анализируем систему спроса. В вопросе внедрения активную позицию занимают сельхозпроизводители, потому что по ряду работ они вынуждены задействовать авиацию. Наша задача сегодня разделить беспилотники на категории, дать соответствующее определение и создать условия для внедрения. Как только мы такие условия создадим, мы стабилизируем спрос и предложение. Очевидно, что большая часть беспилотников и технологий в этой сфере сегодня носит двойное назначение, что особенно актуально в условиях СВО. Уверен, что достаточно быстро сможем привести законодательство в порядок, чтобы снять те барьеры, которые сегодня возникают перед бизнесом.