Компетенция , Краснодарский край ,  
0 

Без стереотипов: почему не стоит делить бизнес на «женский» и «мужской»

unsplash.com
unsplash.com
Эксперты и предприниматели рассказали, актуально ли сегодня делить сферы бизнеса и профессии на «женские» и «мужские», может ли пол влиять на уровень дохода и от чего действительно зависит успех

Грань между традиционными «мужскими» и «женскими» профессиями в современном обществе постепенно стирается. Сегодня женщины открывают бизнесы в сферах, которые принято было считать прерогативой сильного пола, а мужчины выбирают профессии, где подавляющее большинство специалистов — женского пола. О том, зависит ли успех бизнеса от гендера, рассказали эксперты «Деловой газете.Юг».

По мнению собственников бизнеса, хотя с трудовыми стереотипами все еще приходится сталкиваться, они являются пережитком прошлых времен и на успешность человека в той или иной сфере влияет не пол, а его мышление.

По данным руководителя пресс-службы «hh.ru Юг» Алены Манохиной, сегодня уже никого не удивить большим количеством женских резюме в IТ-сфере: дата-сайентистов, гейм-дизайнеров, разработчиков, программистов, специалистов по информационной безопасности, системных аналитиков, руководителей групп разработки.

«Есть и резюме представительниц прекрасного пола, претендующих на вакансии автослесарей, монтажников, механиков, охранников и даже сварщиков. Многие женщины претендуют на вакансии высшего менеджмента: директоров финансовых и юридических департаментов, коммерческих, исполнительных и генеральных директоров, руководителей строительных проектов», — поделилась наблюдениями Алена Манохина.

Она добавила, что тенденция интереса работодателей к соискательницам прекрасного пола только растет, причем даже в тех сферах, которые традиционно считаются «мужскими».

По данным портала hh.ru, осенью 2022 года, после объявления частичной мобилизации, в среднем по стране интерес к женщинам-кандидатам вырос на 3%, а доля женских резюме, заинтересовавших рекрутеров, увеличилась с 59 до 62% на фоне снижения доли мужских резюме. Особенно ярко этот тренд был выражен в сферах страхования, безопасности, индустрии спорта и красоты, а также среди административного персонала. В целом интерес к соискателям женского пола вырос в 21 профессиональной сфере из 28.

«Список исключительно «мужских» профессий с каждым годом становится все меньше как в рамках российского законодательства, так и на практике. Мы сегодня уже вряд ли удивимся, увидев женщину за рулем такси или даже грузового автомобиля», — отметила руководитель пресс-службы.

Она обратила внимание, что наблюдается и обратная тенденция: например, на портале встречаются резюме мужчин, которые претендуют на позиции парикмахеров, стилистов, косметологов, мастеров ногтевого сервиса и воспитателей.

«На мой взгляд, если не брать во внимание устоявшиеся стереотипы, сегодня строгого разделения на «мужские» и «женские» профессии уже нет. Единственное исключение — это виды деятельности с вредными или опасными условиями труда, где ограничивается привлечение женщин. К тому же даже этот список за последние два года сократился: сегодня женщины уже могут работать в составе экипажей речных и морских судов, водителями большегрузов и спецтехники, машинистами электропоездов и даже авиационными механиками», — сказала Алена Манохина.

По мнению бизнес-психолога и коуча Ирмы Пушкиной, разделение на «мужские» и «женские» профессии — это условность, так как многие женщины и мужчины могут одинаково справляться с идентичным функционалом. Разница же будет заключаться только в том, что в силу психологических и физиологических особенностей каждому конкретному человеку для одного и того же результата необходимо приложить различные усилия.

«Для примера возьмем двух менеджеров по продажам. У одного из них достаточно развит словарный запас и есть интерес к своему делу. У другого — много невротического стыда, мыслей, что о нем подумают другие люди, как он выглядит в их глазах. Подобный персонаж зациклен на себе, и в дополнение к стыду у него нет навыка эффективных коммуникаций. Соответственно, цена за один и тот же результат у этих людей будет разной, не важно, мужчина это или женщина», — пояснила Ирма Пушкина.

По мнению сооснователя семейного производства колбас Дарьи Фроловой, на данный момент в сфере бизнеса пока «мужскими» остаются те отрасли, где необходимо применение физической силы. Однако, считает девушка, даже эта тенденция со временем останется в прошлом.

«На самом деле, у мужа колбасу покупают охотнее, чем у меня. Наверное, потому что по нему прямо видно, что он колбасник. Я заметила, что к мужчинам больше доверия, если это касается мяса», — поделилась наблюдениями Дарья Фролова.

В то же время, отметила предпринимательница, для успеха в бизнесе важны опыт и навыки человека, а не половая принадлежность.

Основатель компании по выращиванию и продаже суккулентов Михаил Чеботарев считает, что, хотя сейчас прямого разделения на «мужские» и «женские» профессии нет, устоявшиеся стереотипы еще остались.

«Например, то же цветоводство изначально связывают с «женским» делом, но, судя по моим наблюдениям, в данной отрасли крупные заводчики в большинстве своем мужчины. Люди удивляются, что я, условно говоря, не на заводе работаю, а цветы выращиваю, но это только поверхностное знание дела», — рассказал Михаил Чеботарев.

Он отметил, что мужчину в обществе в первую очередь воспринимают как добытчика, на которого возлагается какая-то тяжелая деятельность, а растениеводство считают «легким» трудом.

По мнению Михаила, стиль ведения бизнеса в зависимости от пола все-таки различается, так как мышление мужчины и женщины разнится, соответственно, из-за этого возможные пути решения задач тоже могут быть иными. Однако на доходы компании и результат пол не влияет, все зависит от желания и стремления, считает Михаил Чеботарев.

«На мой взгляд, женщина больше отталкивается от эмоций, на их фоне может и вопросы решать, а мужчина больше отличается рациональным мышлением, но одну и ту же цель может одинаково достигнуть и мужчина, и женщина, просто немного разными путями», — отметил предприниматель.

Против разделения профессий и бизнеса по гендерному признаку высказалась и сооснователь столярной мастерской Анна Маликова.

«Я против разделения на «мужские» и «женские» профессии. Мы с мужем обсуждали, что сейчас эти стереотипы стираются. Мужчины могут заниматься чем-то «женским» и преуспевать в этом, а женщины — «мужским». Однако не все с этим согласны. Например, если я выезжаю с товарами на ярмарку, могут подходить мужчины с целью удостовериться, что деревянные изделия сделаны именно мной, а не мужем. Иногда даже просят доказать или задают наводящие вопросы. Сначала это смешно, но потом раздражает», — рассказала девушка.

По ее мнению, эти стереотипы взялись прямиком из прошлого. Так, мужчинам раньше было не принято шить и вязать, а женщинам — работать с деревом. Сейчас можно увидеть, насколько данная тенденция перевернулась, отмечает Анна Маликова.

«На бизнес-уроках нам говорили, что различия в ведении бизнеса мужчиной и женщиной все-таки есть. Моя знакомая предприниматель ведет свое дело с хорошим оборотом, но все же по-женски, немножко мягче. Мужчины, наверное, придерживаются жесткой структуры. Однако мы тоже не можем эти стереотипы навязывать, у кого-то более аналитический склад ума, а у кого-то — творческий. На мой взгляд, стереотипы должны остаться в прошлом. Я продолжаю заниматься таким «мужским» делом, ведь главное, чтобы все было от души», — поделилась Анна Маликова.

Как считает бизнес-психолог и коуч Ирма Пушкина, выбор профессии или направления для бизнеса не должен делаться на основании гендерной принадлежности. На то, какая сфера больше всего подходит конкретному человеку, указывают его психофизиологические особенности.

«Мы растем, воспитываемся и обучаемся в разных условиях. Если сделать ставку на себя и на свои сильные стороны, тогда вопрос о «женских» и «мужских» профессиях, скорее всего, не возникнет. В моем представлении — как экономиста по труду и социологии по первому образованию — данные стереотипы взялись из удобства. Ведь для того, чтобы управлять большим количеством людей, нужно было максимально показать человеку его место. Место мужчины одно, женщины — другое, и время на обретение себя не тратится. Есть определенный пункт, из которого нужно выбрать», — рассказала бизнес-психолог.

Если рассуждать о взаимосвязи гендера и дохода, по мнению Ирмы Пушкиной, здесь может иметь место влияние менталитета и традиций.

«Исходя из моего опыта работы с клиентами за рубежом, люди не понимают, что кто-то на основе гендерной принадлежности может получать больше. Однако есть и обратные истории, когда крупные корпорации некоторых стран поддерживают выбор на руководящие посты именно женщины, чтобы показать равенство и привилегии, конечно, в хорошем смысле. Если же затронуть страны третьего мира, а также мусульманское культурное пространство, то наткнемся на совершенно другую историю. По этой причине, конечно, гендер может влиять на доход, но это зависит от менталитета страны и уровня ее развития», — поделилась Ирма Пушкина.

Она добавила, что за 15 лет работы наблюдает колоссальный прогресс в уровне мышления людей.

«История стереотипов стирается. Думаю, что через какое-то количество лет мы увидим в нашей стране хорошую динамику развития в этой области», — заключила эксперт.

Компетенция Руслан Сырцов: «Мы хотим стать амбассадором Краснодара в регионах России»
Материалы выпуска
Инструменты Построение диверсифицированного инвестпортфеля: выбор инструментов
Инструменты «Рождественское ралли»: как заработать в новогодний сезон
Инструменты «КЛЮЧАВТО Автомобили с пробегом» готовит кадры в новых реалиях рынка
Инструменты «Консалтинг ЮК» проведет экспертный форум в Ростове-на-Дону
Инструменты Мастер-класс «Квантовый рост бизнеса» проведут в Краснодаре
Инструменты В бизнес-премии «Герои городов» участвуют почти 130 городов
Практика Инвесторы из Анапы стали участниками премии «Герои Городов»
Инструменты В Ростове прошел «Экспортный лифт»: успешные кейсы и новые возможности
Инструменты Как инвестировать в экологические проекты?
Инструменты Скандинавский стиль и тренд на упрощение: какая мебель актуальна в 2023 г
Инструменты Эффективный интерьер: как дизайн помещений решает задачи бизнеса
Компетенция Вместо IKEA: что происходит в мебельной отрасли
Компетенция Без стереотипов: почему не стоит делить бизнес на «женский» и «мужской»
Компетенция Руслан Сырцов: «Мы хотим стать амбассадором Краснодара в регионах России»
Содержание
Закрыть