Изменился ли спрос на семена российского производства, о кардинальных сдвигах по реализации семян в южном регионе и выставку «ЮГАГРО 2023» с в интервью РБК ТВ Юг на площадке выставки «ЮГАГРО» рассказал председатель совета директоров ГК «Гавриш» Сергей Гавриш.
— Как в этом году менялся спрос на семена российского производства? Стал ли он выше за 2023 год?
— Наш Крымский селекционный центр в этом году ввел в свою теплицу светокультуру. Это позволяет нам вести селекцию именно для таких типов теплиц и показывать свои гибриды в тех условиях, в которых они должны расти. Это очень важно, потому что отечественная селекция в какой-то степени догоняла зарубежную. А сейчас мы работаем на равных. И, я думаю, количество семян отечественных гибридов растет.
Да, на рынке мы занимаем пока 20-30%. Кажется, немного. Но вы вдумайтесь — на этом рынке присутствуют десятки зарубежных селекционных фирм: голландские, французские, американские, израильские, японские, корейские. И мы на равных конкурируем с ними. Более того, мы стали поставлять свои семена в Европу — в Испанию, в Италию. Вот по Испании у нас огромный заказ на томаты. Это говорит о том, что российские гибриды востребованы не только внутри страны. Если ты делаешь хорошие гибриды, то в защищенном грунте они растут везде. Поэтому я считаю, что у нас все впереди. Мы не просто будем отстаивать свою долю рынка в России. Мы будем заполнять рынок защищенного грунта своими гибридами. Я в этом уверен.
— Какая динамика спроса на вашу продукцию была в 2022-2023 годах?
— Спрос растет, но точных цифр я не могу сейчас сказать. Наибольший интерес к огурцам. Больше продается новых гибридов, которые мы создали специально для светокультуры — и среднеплодные, и короткоплодные. Также у нас появились одни из немногих гибриды томатов. Мы не просто семена продаем — мы продаем уже эксклюзивные права на использование наших гибридов.
О рентабельности культур
— Если говорить про Юг России, какие здесь тенденции мы можем отметить? Может быть, какие-то регионы вас удивили в этом году в плане развития?
— Юг — он по-своему особенный. К примеру, томаты. Юг больше любит розовоплодные гибриды томатов. Мы имеем гибриды, не похожие на другие по многим показателям. Они обладают генетической устойчивостью к 5-7 заболеваниям. Они не просто розового цвета — они вкусные, у них высокое содержание сахаров, кислот. И Юг, как ни странно, в отличие от всей России, больше выращивает розоплодные гибриды томатов. И этот спрос на розоплодные гибриды томатов меня, действительно, удивляет. В Центральной России как-то более равнодушно к этому относятся.
А вторая тенденция – это, конечно, бугорчатый огурец. У нас был сорт «Кураж», сейчас есть «Мамлюк». Также есть новый гибрид бугорчатого огурца «Стартап». Взрывной спрос на него, потому что длина плода — 10-12 см, он крупнобугорчатый, темно-зеленый, с хорошей устойчивостью к заболеваниям. По урожаю он лучше, чем голландские гибриды. И тут даже рекламы делать не надо, потому что фермеры сразу понимают, что это тот товар, который пользуется повышенным спросом.
— Не можем не спросить у вас про прогнозы на будущий год. Какие культуры будут наиболее рентабельны в 2024 году, на какие стоит обратить внимание возможным новым игрокам рынка в 2024 году?
— Овощи всегда будут в тренде, и это та продукция, которая востребована. Хочу сказать, что по огурцам защищенного грунта Россия практически на 100% заполняет свой рынок. И, я повторяю, по этой позиции уже идет экспорт даже в Среднюю Азию. Смешно, но это факт.
По-прежнему есть нехватка томатов. Площади должны под них расти. Да, огурец был более рентабельным, но когда его достаточно, цена падает и более рентабельным становится томат. Я думаю, что в следующем году площади и объемы выращивания гибридов томата будут расти. Надо добавлять в защищенный грунт перцы, баклажаны. Надо добавлять больше салатов — зелени, базилика, кориандра. Ну, и других зеленых культур.
Это тот тренд, который становится необратимым, потому что народ начинает понимать, что салат — это не только крошенные томаты и огурцы в тарелке. Это совершенно другой уровень культуры потребления овощей. Я думаю, что этот сектор рынка неизбежно будет расти. Да, он трудоемкий, но и цена на него гораздо выше, чем на овощи, которые выращиваются в открытом грунте.
Поэтому появляется и разнообразие. Вот я отметил тенденцию, что раньше томат был только красный. А теперь черри, черри желтый, оранжевый, розовый, синий, фиолетовый. Никогда такого разнообразия томатов не было.
Потенциал отрасли
— Среднедушевое потребление овощей в России сейчас составляет 109 кг в год. Это значительно меньше — на 24%, — чем рекомендовано Минздравом. Стоит ли ждать увеличения этого показателя в ближайшие годы? Можно ли переломить ситуацию, учитывая то разнообразие овощей, о котором вы говорили?
— Есть две точки зрения на это. Потребление овощей где-то 147 кг на человека в год — это то, что должно быть, это медицинская норма. И защищенным грунтом мы это вряд ли закроем, потому что основная доля овощей производится в открытом грунте. Это так называемый борщевой набор – лук, капуста, морковь, свекла и так далее. Овощи защищенного грунта — это 10-15% от рекомендованной нормы.
Конечно, надо увеличивать производство овощей в открытом грунте. Я назову страшные цифры. Когда я смотрю потребление в Китае — там 400 кг овощей на душу населения в год. Наши 100 кг на этом фоне кажутся, в общем-то, несерьезной цифрой. Над этим надо работать, потому что овощи — это здоровье нации.
— Сергей Федорович, какие у вас впечатления от выставки «ЮГАГРО» этого года, какие тенденции можете отметить, послушав коллег, участников и экспертов отрасли? Что конструктивного уже отметили для себя?
— Очень популярная выставка. Это, действительно, единственная площадка в России такого уровня. У нас просто нет другой такой площадки, где можно было бы и увидеть что-то новое, и обменяться мнениями. Я всегда с удовольствием приезжаю на эту выставку, потому что знаю — будут конкуренты, будут новые фирмы, будем обсуждать общие проблемы, которые намечаются. Такая площадка должна быть, потому что надо смотреть, что есть у конкурентов, сравнивать с тем, что есть у тебя, слушать предложение наших клиентов. В «ЮГАГРО» мы участвуем практически с самой первой выставки, мы не пропустили, наверное, ни одного года. И мы обязаны быть здесь, потому что это прямая связь с нашими клиентами.
31-я Международная выставка сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО 2024» пройдет 19–22 ноября в Краснодаре в выставочно-конгрессном комплексе «Экспоград Юг». Узнать условия участия можно на официальном сайте выставки https://yugagro.org/.
Реклама, https://yugagro.org/ru/, 6+
Рекламодатель ООО «АйТиИ Экспо Интернешнл»