— Вы планировали открыть на Юге селекционный центр подсолнечника, начать работы в следующем году. Все ли идет по плану?
— Абсолютно точно идет по плану. Мы планируем создать в ближайшие два года суперсовременный селекционный центр. Фактически это институт нового профиля, в котором будут освоены новые селекционные приемы и работы.
— Актуальна ли ранее раскрытая сумма инвестиций в проект в размере 700 млн руб.?
— Она предварительно актуальна: скорее всего, эта сумма увеличится как минимум в 1,5 раза. И мы уложимся примерно в 1 млрд руб. с лишним. Будет построен собственный лабораторный центр, подработка родительских компонентов, хранение, а также — участки для раздельного выращивания отдельных компонентов родительских форм. Ну и, конечно же, будет современное оснащение, необходимое для селекционного центра.
— Ваше предприятие засеяло более 3,5 тыс. га участков гибридизации подсолнечников на Юге страны. Как будет развиваться это направление в следующем году? Какие планы на 2024 год?
— Мы посеяли 3650 га в этом году, уже убрали урожай и выходим на объем производства приблизительно 250-270 тыс. посевных единиц. Это примерно 550 тыс. га масличного подсолнечника.
Мы получили чуть меньше планируемых ожиданий — примерно 3 тыс. т вороха семян. Тем не менее, это близко к ожидаемому результату.
Я хочу сказать, что мы сможем разместить более 7 тыс. га и убрать хороший урожай к концу 2024 года. К 2030 году, а, может быть, и на два года раньше, мы выйдем на размещение более 15 тыс. га. Это будут Ставрополье, Краснодарский край, Ростовская, Воронежская и Белгородская области.
Курс на импортозамещение
— С 1 сентября вступили в силу изменения в законодательстве. И теперь иностранным компаниям сложнее вести бизнес в России. Как сильно это изменило рынок?
— Наверное, никто не задавался целью создать какие-то сложности для иностранных компаний, просто в наших правительственных структурах наконец-то созрела необходимая идеология технологического, семенного и продовольственного суверенитета. Идя по этому пути, невозможно оставить без внимания эту глобальную программу.
Иностранные компании имеют наконец-то возможность сдружиться. Они сейчас делают определенные положительные шаги в сторону российских селекционных компаний.
— Эксперты отрасли отмечали, что цены на химические средства защиты растений снижались в течение года. В этом контексте, какова обеспеченность аграриев химическими средствами защиты растений? И, в частности, аграриев Юга?
— Да, цены на средства защиты растений снижались. В среднем цены снизились на 18-20% относительно 2022 года. Да и сказать честно, рост цен в 2022 году был спорадический: он был спровоцирован мгновенным и в моменте кратковременным ростом стоимости доллара к рублю. И это совпало с нашими закупками сырья, совпало с тем, что я предрекал, что Китай когда-нибудь поднимет цены на действующие вещества. И он поднял ровно в 2022 году, и этот подъем совпал с подъемом курса доллара. В июле 2022 года ситуация начала отыгрываться назад. Это привело к тому, что цены 2023 года стали чувствительно ниже.
В нашей стране проблемы обеспеченности средствами защиты растений нет. Я должен сказать, что этот рынок принадлежит не поставщикам, а покупателям. Покупатель диктует, покупатель выбирает, покупатель имеет свои предпочтения.
Российская доля рынка растет. В 2023 году наша и еще пара других компаний выросли примерно на 15-20% по объемам поставок. Растет еще и потребление средств защиты растений. О чем это говорит? Привыкшие к хорошим технологиям не делают шаг назад.
Специфика Юга
— На ваш взгляд, какая конъюнктура рынка сложилась на Юге России?
— Мы преодолели на Юге барьер недоверия к средствам защиты растений российского происхождения. Мы преодолели барьер недоверия к российским семенам. Мы преодолели барьер недоверия к российским технологиям.
И когда мы видим, что на Юге России крупнейшие компании доверительно относятся к собственным российским технологиям средств защиты растений, удобрениям, технике и, конечно же, науке, то это не может не радовать.
Я в очередной раз убедился, мы выросли на рынке Краснодарского края, несмотря на то, что цены упали. При снижении цен почти на 20%, мы выросли почти на 30% в объеме поставок. Для представителей крупного бизнеса важно, что они с российскими ресурсами достигают еще лучших результатов, чем это было раньше.
— Как вы оцениваете ваше участие в 30-й Международной выставке «ЮГАГРО 2023»?
— Я скажу вам, что в этом году — это грандиозная выставка, которая поражает воображение. Колоссальный интерес говорит о том, что она дает пользу, и каждый, приходя, может увидеть, что сельское хозяйство живет и побеждает. Оно растет и поднимается. И я думаю, что именно она является успешным завершением сельскохозяйственного года, демонстрацией этого.
Реклама, https://betaren.ru/