В межсезонье туристов на черноморском побережье становится кратно меньше, но жизнь на курортах не замирает: работают «зимние пляжи», туроператоры организуют маршруты по объектам культурного наследия, национальным паркам и заповедникам. Местные фермеры и виноделы на ярмарках и у себя в хозяйствах встречают и угощают гостей деликатесами.
Курортные территории Кубани размывают границы сезонности, становятся круглогодичными и расширяют туристическое предложение. РБК+Юг выяснил, что интересного приготовили Краснодарский край для туристов этой зимой и как отдых в прибрежной зоне становится всесезонным.
Жарко круглый год
Концепцию развития курортов «Жарко круглый год», которая предполагает переход от понятия «сезон» ко всесезонности, в Краснодарском крае реализуют с 2021 года. Как результат, уже в 2023 году почти половина из рекордного турпотока пришлась на зиму и межсезонье: из 18,6 млн туристов 9,7 млн было принято летом, а 8,9 млн — осенью, зимой и весной.
Этой зимой курорты Кубани ожидают высокой загрузки — с декабря по март край примет порядка 2,7 млн туристов. Для них готовы около 2 тыс. гостиниц и отелей общей вместимостью 220 тыс. мест.
Чтобы создать комфортные условия для отдыха в межсезонье, с 2020 года в регионе реализуют проект обустройства зимних пляжей. На смену летним шезлонгам пришли скамейки, беседки и удобные кресла. На оборудованных площадках можно отдохнуть, подышать морским воздухом и полюбоваться красивыми пейзажами.
К зимнему сезону на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края для туристов подготовили 61 зимний пляж. Из них 33 открыты в Сочи, 16 — в Геленджике, еще по три — в Темрюкском районе и Новороссийске.
Для гостей Краснодарского края зимой действует более 700 объектов туристического показа и более 250 турмаршрутов к достопримечательностям и природным объектам. Так, гостям города-курорта Сочи предлагают познакомиться с природными рекреационными объектами Кавказского заповедника и Сочинского национального парка, посетить «Солохаул парк», экоцентр «Лаура», знаменитую Мацесту с ее целебными водами, музей-усадьбу основоположника чаеводства Иуды Кошмана, а также парки в городской черте побережья: «Ривьеру», «Дендрарий» и «Сад-музей Дерева Дружбы». Круглый год готовы принимать гостей 12 глэмпингов: «ЛЕС», «Оранжереи», «Медовеевка-Life», «Soloh Spa Village», «Дзен», «ВиллиУлей» и др.
В Туапсе любители истории и археологии приезжают, чтобы посмотреть на дольменный комплекс «Псынако» рядом с поселком Анастасиевка, на руины древней крепости около поселения Бескровный, а также на Мамедово ущелье с водопадами. Предметом турпоказа является и скала Киселева, «засветившаяся» в сцене рыбалки из фильма «Бриллиантовая рука». Привлекают туристов и курорты Туапсинского района: Лермонтово с его дубовой рощей, Небуг с оздоровительными комплексами и водопадами, Агрийский заказник и санатории в Ольгинке, а также горный поселок Агой с его субтропическим лесом Кадош, водопадами реки Паук и скалами Мышиные норы.
Геленджик знаменит своей многокилометровой набережной и большим количеством санаториев: в городе 20 круглогодичных здравниц. С 2017 года здесь реализуется программа «Южная здравница», направленная на увеличение загрузки санаториев в межсезонье. Также все больше туристов привлекает богатая культурная программа «Геленжик-Арены», где проходят выставки, концерты, кинопоказы и встречи с интересными людьми.
Ставка на променады и SPA
Инвесторы курортной зоны понимают, что для формирования устойчивого спроса на отдых в межсезонье необходимо развивать соответствующую инфраструктуру, открывать SPA-комплексы, всесезонные аквапарки, благоустраивать зимние пляжи. Рост внутреннего туризма обеспечивает стабильную загрузку гостиниц, а значит — быструю окупаемость.
По словам врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Михаила Зарицкого, самыми востребованными у туристов являются отели уровня 4* и 5* — в регионе сегодня их 321. До 2032 года в крае создадут еще 28,5 тыс. мест и 46,7 тыс. номеров.
В Туапсинском районе для привлечения туристов в любое время года разработана концепция нового круглогодичного туристического комплекса.
«В межсезонье к нам могут приезжать семьи с детьми на каникулах, пенсионеры, молодожены. И каждый гость найдет развлечения и активности для себя: в комплексе будут крытые бассейны, термальный комплекс, рестораны, детский центр и др.», — отметила генеральный директор ООО «СЗ «Гранд Отель Агой» Александра Ной. К строительству гостиничного комплекса стоимостью 8 млрд рублей инвестор, АО «Турбаза «Волна», приступил осенью 2024 года. Открыть отель планируется в 2028 году.
Концепцию всесезонного туризма реализует также расположенный в поселке Витязево курорт Miracleon, включающий шесть отелей 4* и 5*, а также спа-комплекс, зимний пляж с подогреваемой галькой, гидромассажный бассейн с видом на море. В новогодние праздники-2025 курорт планирует принять более 30 тыс. туристов.
Флагманским проектом Кубани на ближайшие семь лет станет строительство всесезонного семейного курорта «Новая Анапа». Его реализует корпорация «Туризм.РФ» совместно с администрацией Краснодарского края по поручению президента РФ. Новый курорт расположится на песчаной косе в 25 км от Анапы возле станицы Благовещенской, пляж протянется на 17 км. Проект подразумевает создание современной туристической инфраструктуры: отелей и санаторных комплексов категории 3*, 4* и 5*, морской гостевой марины, центра ветровых видов спорта, акватермального комплекса, торгово-выставочных галерей, концертного зала, конгресс-центра, оранжереи с тропическими растениями, а также многоуровневой набережной.
Михаил Зарицкий, врио главы министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края:
Курорты Краснодарского края готовы принимать туристов круглый год, и у зимнего отдыха есть свои поклонники. Гости со всей России приезжают в Краснодарский край, чтобы покататься на современных горнолыжных трассах, насладиться красотой горных вершин, пройти лечение в местных здравницах. Отдыхающих привлекают благоустроенные прибрежные зоны, наши уникальные зимние пляжи и, конечно же, термальные источники. Вместе с тем в событийный календарь региона ежегодно входит более 350 крупных деловых, культурных и спортивных мероприятий, часть из которых проходит в том числе в осенне-зимний период. Всего в зимнем сезоне, с декабря по март, планируем принять порядка 3 млн туристов.
Андрей Прошунин, глава администрации города-курорта Сочи:
Пляжные территории в зимний период — это прежде всего объекты рекреации для прогулок и оздоровления, занятий спортом на свежем воздухе и проведения семейного досуга. Зимние пляжи открыты во всех районах города, их общая протяженность — почти 10 км благоустроенной береговой полосы, обеспеченной местами отдыха и точками общественного питания, удобной выносной мебелью, спортивными и детскими игровыми зонами. Традиционно на всех зимних пляжах тренируются любители силовых видов спорта на воркаут-площадках, проводятся бесплатные занятия по йоге, любительские соревнования по пляжному волейболу, вечерние музыкальные выступления. Эта инфраструктура всегда востребована — за первый месяц работы в ноябре наши зимние пляжи посетили свыше 200 тыс. сочинцев и гостей курорта.
Александра Ной, генеральный директор ООО «СЗ «Гранд Отель Агой»:
Побережье Черного моря славится своими живописными пейзажами и обладает уникальным природным и культурным наследием. Это создает отличные условия для туризма — отдых на Юге в последние годы становится все более популярным.
Мы стремимся внести свой вклад в развитие региона, создавая новые возможности для отдыха и развлечений. Активно участвуем в благоустройстве как поселка Агой, так и северной части Туапсинского района. В селе Георгиевском реализуем уникальный проект, где хотим показать, как можно совместить сельское хозяйство и туризм, создавая новые рабочие места и привлекая туристов из разных регионов России.
Сангаджи Тарбаев, председатель комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры:
«Зимний туризм по показателям потока уже сопоставим с летним: 33 млн поездок зимой против 35 млн летом. Южные регионы, умеющие работать с летним потоком, сегодня ставят перед собой задачу перестроить туристические потоки на зимний формат. Именно поэтому сегодня есть разные инструментарии того, как поддержать зимний туризм. А дальше — это креатив бизнеса, задачи, которые стоят перед ним».