#12 Журнал РБК+Юг, 27 декабря 2024
Практика , Краснодарский край ,  
0 

Новые возможности Азово-Черноморья

фото: пресс-служба ООО «СЗ “Гранд Отель Агой”»
фото: пресс-служба ООО «СЗ “Гранд Отель Агой”»
Азово-Черноморский макрорегион в ближайшее десятилетие станет одной из ключевых точек роста на карте РФ

Юг России всегда был стратегически важной территорией для страны, однако за последнее десятилетие его значение возросло кратно. Воссоединение с РФ Крыма, регионов Донбасса, Херсонской и Запорожской областей определило новый вектор развития всего российского юга на десятилетия вперед. Принципиально новым для большинства регионов Южного федерального округа стал комплексный подход к развитию — сегодня ставка делается не на отдельные территории с их конкурентными преимуществами, а на большой южный макрорегион в целом.


Новый российский Юг

Развитие Азово-Черноморского кластера как единого макрорегиона широко обсуждалось в марте этого года на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным. Тогда же были названы девять территорий, вошедшие в состав макрорегиона. Семь выходят к Черному и Азовскому морям, еще два тесно граничат с приморскими регионами и оказывают непосредственное влияние на их развитие.

«Все эти субъекты Федерации располагают большим потенциалом развития, прежде всего в реальном секторе экономики, включая металлургию, машиностроение, агропромышленный комплекс»,— отметил Владимир Путин.

По данным Минэкономразития РФ, сегодня на территории Азово-Черноморского региона сосредоточено около 12% всего населения России, здесь производится 6% всех товаров и услуг в стране.

«К 2022 году почти все южные регионы опережали среднероссийские темпы роста, быстрее росла и промышленность, и туризм, и реальные денежные доходы населения. Санкции для большинства южных регионов открыли новые возможности, которыми они активно пользуются. За последние два года все субъекты нарастили инвестиции, причём темпы роста в два раза превышают средний по России»,— отмечал в ходе совещания с главой государства министр экономического развития РФ Максим Решетников.

Мощнейший промышленный, сельскохозяйственный, транспортный и туристический потенциал южного макрорегиона отметил первый зампред Совета Федерации Андрей Яцкин. «Это важный объект, который должен быть обозначен в новой стратегии пространственного развития до 2030 года. В нем должна быть увеличена пропускная способность авто- и железнодорожных магистралей, а также морского сообщения»,— сказал он в ходе пленарной сессии выставки-форума «Россия».

По словам заместителя председателя правительства РФ Марата Хуснуллина, сегодня определены 105 основных точек роста Азово-Черноморского макрорегиона, а также 66 площадок под проекты комплексного развития территорий (КРТ), эти планы увязаны со Стратегией устойчивого развития Приазовья до 2040 года.

«Мы подошли к макрорегиону, поскольку здесь много взаимоувязанных вещей. Не получится кусками делать какие-то локальные мероприятия, чтобы все это заработало. Именно поэтому все это учтено в одном макрорегионе»,— отметил Хуснуллин, выступая на пленарной сессии выставки-форума «Россия».


Туризм на пике

Число туристов в регионы Азово-Черноморского кластера, по оценке федерального правительства, к 2030 году может достичь 20 млн человек в год. Это серьезный вызов, требующий создания новой туристической инфраструктуры.

Сегодня на Юге, по разным источникам, насчитывается свыше 100 крупных инвестиционных проектов в сфере туризма на сумму около 1 трлн рублей. За последние пять лет количество проектов в отрасли выросло в 2,4 раза. Причем некоторые из проектов, такие как горнолыжный комплекс «Лагонаки» в Адыгее или туристический кластер «Золотые пески» в Крыму, являются градообразующими для тех территорий, на которых реализуются. Для них с нуля создается новая инфраструктура: в Адыгее это горнолыжные трассы и аэропорт, в Крыму — новые дороги и огромная набережная длиною 20 км, самая большая в России.

Помимо федеральных проектов с госучастием, южные территории активно осваивают и частные инвесторы. Причем развиваются не только привычные локации — Сочи, Геленджик или Ялта, но и небольшие курортные поселки и города. Так, в Туапсинском районе Кубани строится один из крупнейших на побережье гостиничных комплексов премиум-класса — «Гранд Отель Агой Resort & SPA 5*», который сможет принимать более 500 тыс. человек в год. По данным инвестора — АО «Турбаза «Волна», инвестиции в проект составят более 8 млрд рублей.

В мае под Анапой на курорте Miracleon открылся отель люкс-класса FЮNF Luxury Resort & Spa Anapa Miracleon 5*. Как сообщил инвестор курорта Валерий Димоев, отель был построен за 1,5 года, сумма инвестиций в строительство отеля составила около 2,5 млрд рублей.

В целом в Краснодарском крае общий инвестиционный портфель туристической отрасли составил почти 700 млрд рублей — в 37 раз больше, чем шесть лет назад. Ожидается, что к 2030 году на территории региона появится 40 новых средств размещения.

По данным министерства экономического развития РФ, за первые полгода 2024 года объем инвестиций в туристическую отрасль достиг 377 млрд рублей, что на 64% больше, чем за такой же период прошлого года. Эти средства идут на строительство новых гостиниц, горнолыжных курортов, парков развлечений и других объектов, привлекающих туристов.


Регионы двух морей

Безусловно, такие капиталоемкие проекты стали возможны не только в силу переориентации ресурсов инвесторов на внутренний рынок. Предпосылкой для их возникновения стала масштабная модернизация коммуникаций на Юге и Кавказе — дорожных, коммунальных, социальных. Однако стремительный рост внутреннего туризма и необходимость развития новых территорий подталкивают власти к поиску более системных мер в масштабах макрорегиона.

«Мы видим большую перспективу развития именно ещё и новых территорий в увязке со всей прилегающей территорией. Мы видим, что градостроительный потенциал у нас вырастет почти до 100 млн кв. м»,— отметил на совещании, посвященном инфраструктурному развитию Азово-Черноморского кластера, Марат Хуснуллин. Сейчас этот показатель составляет 54,6 млн кв. м, но уже в 2030 году увеличится на 70%.

Вице-премьер напомнил, что президент России Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию поручил определить не менее 2 тысяч опорных населенных пунктов в стране и разработать 200 мастер-планов. К этой работе приступили именно на примере регионов Азово-Черноморского кластера. Его создание позволит координировать усилия всех участников рынка и повысить эффективность инвестиций, отметил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач.


Магнит для инвесторов

За счет транспорта, АПК, обрабатывающих производств, туризма, а также программ развития новых регионов экономика Азово-Черноморского региона продолжит расти быстрее, чем в среднем по России, уверены в федеральном правительстве. По словам министра экономического развития РФ Максима Решетникова, рост будет продолжен, если регионы и бизнес будут активно использовать доступные меры господдержки: реструктуризацию, инфраструктурные бюджетные кредиты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений и другие преференции. По программе льготного кредитования сегодня строятся 17 крупных отелей на 6 тыс. номеров. В рамках нового этапа получили заявки еще на 24 проекта на 7 тыс. номеров.

По словам Марата Хуснуллина, активно развивается «инфраструктурное меню» — набор инструментов, позволяющих направить средства на реализацию экономически эффективных и социально значимых проектов. До 2026 года регионы выбрали свыше 180 млрд рублей на инфраструктурные объекты. Интересно, что большая часть этой суммы — 161 млрд — пойдет на жилищно-коммунальное хозяйство. Для градостроительной и туристической отраслей это ключевое условие. Также впервые за десятилетия регионы комплексно подошли к строительству очистных сооружений, что важно как для черноморского побережья Крыма и Кубани, так и на Азовском море.

«Развитие инфраструктуры — ключевой аспект, который обеспечит рост отрасли. Привлечь внимание туристов к Югу поможет улучшение транспортной доступности, создание новых гостиниц и туристических комплексов, развитие ресторанного бизнеса, акцент на культурном туризме»,— считает генеральный директор ООО «Специализированный Застройщик “Гранд Отель Агой”» Александра Ной.

Как отмечают эксперты, сейчас в регионе наблюдается нехватка субсидий, льготного кредитования и поддержки для малого и среднего бизнеса. Также существует проблема с предоставлением технических условий, что дополнительно усложняет ситуацию. Недостаток мощностей в регионе затрудняет развитие предпринимательства и сдерживает рост новых инициатив. Необходимы меры для улучшения этих аспектов, чтобы создать более благоприятные условия для бизнеса.


Подтянуть качество

В ближайшей перспективе туризм станет ключевым фактором экономического роста на Юге, считают эксперты. По прогнозам комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, к 2030 году количество туристов в регионе вырастет на 30 %. Растущий спрос на поездки потребует наращивания номерного фонда — на 90 тыс. номеров дополнительно. В планах регионов с учетом модульных гостиниц и крупнейших проектов «Новая Анапа» в Краснодарском крае, «Золотые пески» в Крыму и др. — уже 82 тыс., и интерес инвесторов к туристической сфере не ослабевает.

Несмотря на позитивные тенденции, туристическая отрасль на Юге сталкивается с рядом вызовов. По словам Дмитрия Богданова, сопредседателя экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС, «высокий поток туристов часто приводит к нехватке персонала и снижению качества сервиса». Цены на услуги часто не соответствуют уровню сервиса и инфраструктуры, считает Сангаджи Тарбаев, депутат Госдумы РФ от Калмыкии, председатель комитета по туризму.

«Потенциал огромен, мы это видим по превышению спроса в летний сезон,— считает совладелец «Кронвелл групп», вице-президент Российского союза туриндустрии Алексей Мусакин.— Есть, конечно, и ограничения. Весь этот огромный спрос сконцентрирован в сезон с мая по сентябрь. Все остальное время часть отелей закрывается. Поэтому в округе нужно создавать больше туристических “магнитов” — санаторно-курортных объектов, проводить больше деловых и развлекательных мероприятий». К ограничивающим факторам эксперт относит и качество возводимых объектов. По его мнению, его необходимо улучшать.


 
От первого лица Хуснуллин: От Петербурга до Севастополя — без светофоров и перекрестков
Содержание
Закрыть