— Объем инвестиций в регион традиционно считается одним из основных индикаторов развития региональной экономики. В 2024 году Ставропольский край не попал в топ-15 регионов в национальном инвестиционном рейтинге АСИ, но вошел в десятку лучших по взаимодействию инвесторов с властями. Что именно, на ваш взгляд, повлияло на этот результат? И какие задачи по привлечению инвестиций край ставит для себя на будущий год?
— С Агентством стратегических инициатив мы сотрудничаем не первый год. Совместная работа позволила нам значительно упрочить свои позиции в национальном инвестиционном рейтинге. В том числе в рамках внедрения регионального инвестиционного стандарта, край смог подняться рейтинге на 3 позиции вверх до 20 места, а по бальной шкале рост составил 12,9 баллов.
На результат повлияло внедрение регионального инвестиционного стандарта — разработаны алгоритмы подключения по таким процедурам как подключение к сетям электроснабжения, получение земельных участков, получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, разработан свод инвестиционных правил, запущена в тестовом режиме Инвестиционная карта Ставропольского края.
Важно отметить, что мы произвели масштабирование регионального инвестиционного стандарта на муниципальный уровень. Министерство экономического развития Ставропольского края совместно с краевой Корпорацией развития разработали единые инвестиционные паспорта для всех округов края. Они включают всю необходимую информацию о территории — начиная от ключевых отраслей экономики, кадрового потенциала, заканчивая преференциями, которые предлагает бизнесу регион.
Также по запросу глав муниципальных образований были разработаны коробочные решения для реализации приоритетных направлений бизнеса. Взаимодействовать с инвесторами, сопровождать проекты будут инвестиционные уполномоченные, которых мы начнем обучать в ближайшее время.
Кроме того, Корпорацией развития края ведется работа по обновлению инвестиционного портала региона. Планируется создание личного кабинета инвестора, где в режиме реального времени инициаторы проектов смогут узнавать актуальную информацию об отдельных площадках. Все это позволит укрепить инвестиционный климат края и привлечь инвестиции в развитие нашей экономики.
Повышают инвестиционную привлекательность края и существующие механизмы поддержки инвесторов. Это предоставление в аренду земельных участков без проведения торгов, резидентство на территории региональных индустриальных парках и территории опережающего развития в Невинномысске, налоговые преференции по инвестиционным соглашениям, сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
В этом году наш край вошел в список регионов России, которые будут реализовывать бережливый проект «Сквозной инвестиционный поток». Его цель — повышение прозрачности и упрощение взаимодействия инвестора с органами власти и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов. Уже формируются паспорта по 11 направлениям взаимодействия с инвесторами, в ближайшее время начнется обучение региональных команд на базе РАНГиГС.
Что касается основных задач на 2025 год, то нацеливаю свою команду войти в топ-15 регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах и привлечь в экономику края не менее 392 млрд. рублей внебюджетных инвестиций.
— Можно ли сегодня говорить о том, что промышленность Ставрополья полностью адаптировалась к новым внешнеполитическим реалиям? В регионе есть предприятия, большая часть которых ранее экспортировалась, в том числе в страны Европы и США. Найдены ли сегодня новые внешние рынки сбыта для этой продукции?
— Ставропольский край смог адаптироваться к новым условиям и переориентировать свою экспортную деятельность. Наш регион продолжает наращивать натуральные объемы поставок и расширять географию рынков ее сбыта. На сегодняшний день большая часть поставок изменила свой вектор с Запада на Восток. Ключевыми странами-импортерами ставропольской продукции, в том числе и промышленной, становится все больше стран Азии, Ближнего Востока и Африки.
По итогам прошедшего полугодия край наладил сотрудничество со 103 государствами, экспортные поставки осуществлялись в 68 стран: 15,6% от экспортных поставок региона занял Азербайджан; 11,3% — Китай; 9,6% — Саудовская Аравия; 8,3% — Беларусь; 7% — Казахстан; по 5% — Грузия, Индия; 4,9% — Турция. Кроме того, в текущем году налажены поставки в Гану, Мозамбик, Кубу, Индонезию, Грецию, Гвинею, Габон, Либерию,
Крупные промышленные игроки Ставропольского края имеют широкую географию поставок. Основными странами-импортерами в текущем году выступают: Турция, Тунис, Азербайджан, Румыния, Франция, Бельгия, Бразилия, Молдова, Индия, Грузия, Израиль, Узбекистан, Таджикистан, Китай
— Аграрии края переживают трудный год из-за непогоды. Какой урожай удалось получить? Как фермерам помогает страхование посевов, по которому Ставрополье находится среди лидеров в России? И какие проекты сегодня реализуются в крае для обеспечения продовольственной безопасности страны, в том числе — для обеспечения российских аграриев собственными семенами, посадочным материалом?
— В текущем году сложились аномальные погодные условия и это, естественно, повлияло на формирование урожая. По итогам уборки прогнозируемый валовой сбор зерновых и зернобобовых составляет 8,3 млн. тонн, при средней урожайности 34,7 ц/га. Это ниже уровня 2023 года. Но, несмотря на снижение, собранного урожая с запасом хватит, чтобы обеспечить продовольственную безопасность.
Капризы погоды у нас на Ставрополье не редкость. Край находится в зоне рискованного земледелия, поэтому сельхозтоваропроизводители активно используют механизм агрострахования. Он позволяет минимизировать риски, связанные с частичной гибелью урожая. За последние 5 лет господдержка по агрострахованию составила 2,4 млрд. рублей. А выплаты страховых возмещений от страховых компаний за погибший урожай составили 3,2 млрд. рублей.
Сама система постоянно совершенствуется. Страховыми компаниями в крае впервые были апробированы авансовые платежи — предварительные суммы страховых выплат до сдачи необходимых статистических форм о сборе урожая. Данные выплаты позволили аграриям не только своевременно осуществить полевые работы, но и в нескольких случаях избежать банкротства.
Также Ставропольский край является одним из субъектов РФ, который заключил с Союзом «Единое объединение страховщиков АПК — Национальный союз агростраховщиков». На основании соглашения обеспечивается сопровождение договоров сельскохозяйственного страхования, оказывается методологическая, организационная и консультационная помощь при заключении договоров страхования, при наступлении событий, имеющих признаки страхового случая.
Что касается работы по увеличению доли семян отечественной селекции, то здесь тоже есть результаты. Используемые в регионе семена озимых культур уже на 100% отечественной селекции. По данным культурам семеноводство в крае ведется не только научными селекционными центрами, но и крупными сельхозтоваропроизводителями, 17 из которых имеют статус семеноводческих хозяйств.
По яровым зерновым культурам отечественные семена занимают 82%, по пропашным культурам пока еще есть зависимость от иностранной селекции. Но мы активно работаем, чтобы от этого уйти. Так в 2024 году мы увеличили во время сева долю используемых отечественных семян картофеля, кукурузы, подсолнечника, сои. Впервые 4% посеянных семян сахарной свеклы — отечественные, а в 2023 году и ранее были только импортные.
Сегодня в крае созданы условия для развития научных разработок в селекции и генетике. Это позволит в дальнейшем внедрить их результаты в производство сельскохозяйственной продукции и тем самым снизить уровень импортозависимости в семеноводстве.
— Туризм и курортная сфера сегодня играют все более значимую роль в экономике края. Как изменилась доля отрасли в ВРП Ставрополья за последние год-два? Есть ли планы по ее увеличению и на какой показатель предполагается выйти в итоге? В какие сроки и за счет чего эта цель может быть достигнута?
— Ставрополье последовательно наращивает долю туристской индустрии в валовом региональном продукте. На данный момент она достигла 3,8%. Тогда как в среднем по стране он составляет 2,6%.
Таким образом, мы продвигаемся в решении задачи, поставленной в Указе Президента РФ — по увеличению доли туристской отрасли в ВВП до 5% к 2030 году.
Для достижения этого целевого показателя у нас в регионе основной упор будем делать на развитие туристической инфраструктуры. Уже готова «дорожная карта» строительства и обновления гостиниц, достопримечательностей, туристических объектов. Важная составляющая — масштабная реконструкция коммунальной и дорожной инфраструктуры. Ставку делаем на привлечение якорных инвесторов путем создания особых экономических зон, налоговых льгот и других стимулов.
Параллельно сформировали широкий перечень мероприятий для продвижения туристического продукта. Расширяем событийную повестку. Это кинофестивали, музыкальные, спортивные, культурные, другие мероприятия, которые привлекают туристов и повышают интерес к региону. В процессе создания сеть новых туристических маршрутов. Наладили обучение и повышение квалификации сотрудников.
— Ставропольский край был одним из регионов, участвовавших в эксперименте по курортному сбору — за все время эксперимента в регионе было собрано более 2 млрд рублей. С 2025 года курортный сбор будет заменен туристическим налогом. Сколько средств рассчитывает привлечь Ставрополье благодаря туристическому налогу? Можно ли ожидать, что он будет настолько же эффективным, как курортный сбор?
— Эксперимент по курортному сбору полностью оправдал себя и стал одним из локомотивов развития туристического комплекса Ставропольского края.
Новая форма налогообложения — туристический налог должна продолжить эту положительную практику. Установление размеров налоговых ставок доверено самим регионам. В Ставропольском крае налог в 2025 году составит 1% от стоимости проживания.
Новый налог будет поступать в местный бюджет, в отличие от курортного сбора, который платили туристы — налог будет взиматься с коллективных средств размещения за каждый занятый номер.
Мы рассчитываем, что объем поступлений будет соответствовать тому, что мы собирали в 2024 году.
— Аэропорты региона — в Минводах и Ставрополе — остались одними из немногих работающих на Юге России. В Ставрополе реконструкция терминала должна завершиться к концу 2024 года, в Минеральных Водах — в 2025 году. Как это изменит транспортную доступность региона? Как планируется расширять маршрутную сеть обоих авиаузлов, учитывая, что сегодня ими пользуется все больше жителей других южных регионов?
— Действительно на данный момент в обоих аэропортах края ведется строительство новых современных терминалов внутренних воздушных линий, учитывающих возрастающие потребности региона в авиаперевозках.
Так, в аэропорту Ставрополь с начала 2024 года пассажиропоток составляет 511 тысяч человек. Это на 8% выше аналогичных показателей прошлого года. Новый терминал внутренних воздушных линий будет обладать пропускной способностью до 800 тысяч пассажиров в год.
Работы по строительству аэровокзального комплекса в аэропорту Ставрополь вышли на финишную прямую, окончание строительства запланировано уже в этом году. В нем установлены два телетрапа, система кондиционирования, выходы на посадку оборудованы современными тихоходными лифтами. Линия выдачи багажа станет многоуровневой, с реверсивной системой и встроенной системой безопасности, позволяющая автоматически отсекать подозрительный багаж, а также выявлять источники радиации.
Терминал позволит пассажирам получить современный уровень комфорта, а аэропорту повысить операционную эффективность, в том числе в связи с установлением новых систем навигации, существенно снизится зависимость работы аэропорта от погодных условий.
Старый терминал внутренних воздушных линий аэропорта Ставрополь будет преобразован в международный, что облегчит возможность вылета за границу, а также позволит увеличить частоту действующих рейсов и запустить новые направления.
Стабильный рост пассажиропотока показывает крупнейший авиационный узел Северного Кавказа — Международный аэропорт Минеральные Воды. По итогам 2023 года в нем обслужено свыше 4,7 млн. пассажиров. В планах на 2024 год — принять 5 млн. пассажиров.
Здесь также активно ведутся работы по строительству нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий. Работы планируем закончить в 2025 году — в год 100-летия аэропорта.
Новый терминал с площадью 28,5 тысяч квадратных метров оборудуют 5 телетрапами, высокотехнологичными системами обработки багажа, регистрации, досмотра, безопасности, а также системами поддержания микроклимата.
Что касается маршрутной сети, в 2024 году из аэропорта Ставрополь осуществляются перевозки по 6 направлениям (4 внутренние, 2 международные), из аэропорта Минеральные Воды — по 59 направлениям (43 внутренние, 16 международные). В приоритетные задачи входит увеличение авиасообщения и расширения географии полетов, в том числе и международного.
Изучение пассажиропотока по различным направлениям, позволяет проанализировать потребность в открытии новых внутренних направлений из аэропорта Минеральные Воды. В том числе в Ухту, Киров, Курган, существует необходимость организации рейсов во Владивосток, Иркутск, Хабаровск, Мурманск и Архангельск. Кроме того, в разработке находятся такие направления как: Ставрополь — Самара, Ставрополь — Уфа. На сегодняшний день ведутся переговоры с различными авиакомпаниями о расширении маршрутной сети.
Развитие наших аэропортов позволит безболезненно принимать растущий поток туристов в регион Кавказских Минеральных Вод, благоприятно скажется на развитии внутреннего туризма и даст импульс социально-экономическому развитию Ставропольского края в целом.