#13 Журнал РБК+Юг, 22 сентября
От первого лица , Краснодарский край ,  
0 

Строить будущее, сохраняя прошлое

Фото: пресс-служба администрации Краснодара
Фото: пресс-служба администрации Краснодара
Мэр Краснодара Евгений Наумов — о строительном потенциале города, решении транспортных вопросов и сохранении исторической застройки

Темпы застройки Краснодара за последние годы обогнали столичные. В 2023 году столица Краснодарского края лидировала среди российских городов по вводу жилья в расчете на одного человека. Что позволит в условиях активной застройки сохранить комфорт, транспортную доступность и историческую архитектуру и какова роль девелоперов в этом процессе, рассказал мэр Краснодара Евгений Наумов.

Проекты КРТ преобразят город

— Краснодар является одним из лидеров страны по объемам строительства жилья. Какие показатели сейчас демонстрирует отрасль? Сколько многоквартирного и индивидуального жилья будет введено по итогам 2024 года?

— Строительство — одна из ключевых отраслей экономики, локомотив развития города. В прошлом году сдали в эксплуатацию 3,3 млн кв. м жилья, из них многоквартирного — 2,4 млн кв. м, индивидуального — 900 тыс. кв. м. Объем строительно-монтажных работ составил 36,6 млрд руб. — это колоссальная цифра. Для сравнения, собственные доходы городского бюджета Краснодара в прошлом году — около 30 млрд руб.

Строительство подтягивает за собой смежные отрасли: производство стройматериалов, отделка, производство мебели и так далее. По нашим прогнозам, в этом году темпы строительства останутся на уровне прежних лет. Если смотреть результаты на середину июля, сдано более 700 тыс. кв. м. По итогам года планируем сдать в эксплуатацию около 2,5 млн кв. м жилья, и это только многоквартирные дома.

— По состоянию на февраль 2024 года в городе было заключено шесть договоров о комплексном развитии территории (КРТ). Как подобный подход повлияет на облик и экономику Краснодара?

— Мы строим и развиваем город по-новому. И КРТ — это необходимый инструмент для решения главной задачи — обеспечения комфортной жизни людей. Реализация проектов КРТ должна преобразить город, сделать его более современным и комфортным для людей, а также повысить инвестиционную привлекательность кубанской столицы для бизнеса.

Сейчас у нас заключено шесть таких договоров. Это 336 га и 2,2 млн кв. м нового комфортного, современного жилья. Если говорить о будущем, то сейчас на рассмотрении у нас еще один проект КРТ. Это территория общей площадью 63,8 га. Также продолжаем проработку других проектов.

Совместные транспортные решения

— С учетом темпов развития и застройки Краснодара особенно остро стоит вопрос транспортной доступности. Какие крупные дорожные проекты будут реализованы в обозримом будущем?

— Для Краснодара, стремительно растущего в последние годы, развитие транспорта, дорожной инфраструктуры — приоритетные задачи. Согласно генплану, в городе нужно построить более 1000 км дорог, в том числе с масштабными развязками и мостами. Именно эти проекты в перспективе разгрузят город. Они трудоемкие, дорогостоящие, но жизненно необходимые. Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил разработать отдельную программу по развитию улично-дорожной сети в Краснодаре. Она будет рассчитана на 10 лет — с 2025 по 2035 годы.

В плане на текущий год — строительство 13,5 км дорог в районе улиц Тополинойя, Симферопольской, Ратной Славы и ряда других. Безусловно, они сделают путь водителей комфортнее, хотя и не решат полностью проблему пробок. В этом году также планируем приступить к строительству дороги по ул. Старокубанской. Этот район сейчас активно развивается: строятся событийная площадка, школа для одаренных детей.

— В настоящий момент в Краснодаре ведется строительство новых трамвайных линий по концессионному соглашению с «Синарой ГТР-Краснодар». С инициативой построить еще одну трамвайную ветку в микрорайон Россинского недавно выступила ГК «Инсити». Какой в целом вклад вносят строительные компании в развитие транспортной и социальной инфраструктуры города?

— Действительно, компания «Инсити» начала проектирование трамвайной ветки, которая должна будет пройти от ул. им. Петра Метальникова до ул. Семигорской. Завершить проектные работы обещают в конце мая будущего года. Хорошая инициатива, мы ее поддерживаем, это развитие самого перспективного общественного транспорта в нашем городе — трамвая.

Строительные компании у нас строят и ремонтируют дороги, возводят школы и детские сады. Сейчас при их участии строится и реконструируется более десятка дорог, в том числе по ул. Батуринской, Чепигинской, Яснополянской, им. краеведа Соловьева и другим. Уверен, мы и дальше будем реализовывать совместные проекты, ведь это наш город, мы здесь живем и должны делать все, чтобы он становился лучше, красивее и комфортнее для всех жителей: для детей, молодежи. Только так у него есть будущее.

Сохраняя историческое наследие

— Для благоустройства исторического центра Краснодара в разные годы разрабатывалось несколько проектов: «Семь улиц», проект исторического квартала, уже реализованный краснодарский Арбат. Каким вы видите будущее исторического центра города?

— Будущее исторического центра — это комфорт. Создают его две составляющие: функциональная и визуальная. Жители и гости города, приезжая в центр на прогулки, с рабочим визитом или за гастрономическими приключениями, должны получить полный комплекс услуг и инфраструктуру для своего досуга. И я говорю не только о скамейках, летних кафе и магазинах, но и о музеях, выставочных пространствах, о полноценном ресторанном комплексе.

Второй аспект — облик города. Мы почти закончили с незаконными рекламными конструкциями в городе. Внутригородские округа вместе с бизнесом закрашивают стихийные граффити. Уверен, что скоро предприниматели придут к эстетичным, понятным для русскоязычных людей вывескам.
На итоговой защите гостеприимного Краснодара в «Сколково» в числе ключевых проектов мы указали исторический квартал. Это комплекс зданий XIX—XX веков на территории одного квартала, наполненного музеями и местами притяжения. Срок его реализации поставили до 2030 года. Для таких объемных проектов 5 лет — это миг. Также мы прорабатываем две концепции новых пешеходных маршрутов в историческом центре города. Первая — маршрут выходного дня, который закольцует в себе основные территории для отдыха в центре. Вторая — отдельный маршрут по одной из центральных улиц.

— В мае 2024 года вы поручили разработать концепцию развития всех парков города. С какой территории начнется преобразование? В чем оно будет заключаться?

— Реальность такова, что все городские парки нуждаются в глубокой модернизации. Это большая работа, к которой нужно подойти вдумчиво, применяя современные технологии и учитывая уникальность каждого парка. Поэтому мы прорабатываем концепцию развития зеленых пространств.
Пилотным проектом станет Городской сад. Он основан в Екатеринодаре в 1848 году. Во время поездки по Кавказу его посещал император Александр III. Парк сильно пострадал в Великую Отечественную войну, но в нем до сих пор растут старые дубы. Именно историческая значимость — то, на что мы опирались при выборе пилотного проекта. Когда он покажет свою состоятельность, приступим к остальным паркам.

Автор: Наталья Радчук

Практика Точки притяжения Геленджика
Содержание
Закрыть