«Трофейной» называют недвижимость, которая не имеет аналогов и обладает эксклюзивными характеристиками. По оценке экспертов отрасли, доля объектов, соответствующих этому премиальному статусу, в мире не превышает 2%. В России еще несколько лет назад все «трофеи» располагались в Москве и Санкт-Петербурге, однако сегодня внимание коллекционеров притягивает Сочи. Курорт не только вошел в тройку городов мира с самым дорогим элитным жильем, но и стал единственным местом в стране за пределами деловых столиц, где есть трофейные объекты.
Что делает недвижимость «трофейной»
Трофейная недвижимость — это самые редкие по различным характеристикам (прежде всего по площади, локации и цене) и дорогие объекты недвижимости, представленные на рынке того или иного города. Иными словами, коллекционные объекты претендуют на статус уникальных без всяких рекламных преувеличений. Для обладателя такой лот по праву считается трофеем, подчеркивающим статус владельца, его достижения, принадлежность к узкому кругу элиты общества.
Андрей Соловьев, партнер, региональный директор департамента городской недвижимости NF Group:
«Чтобы здание можно было отнести к данному сегменту, оно не должно иметь аналогов на рынке. Мало быть качественным и дорогим, нужно быть уникальным. Как правило, «трофейная недвижимость» представлена единичными объектами, которые отличаются необычной локацией, неповторимыми видовыми характеристиками, уникальной архитектурой от всемирно известных мастеров и высочайшим качеством строительства. Подобные объекты экспонируются только в сегменте делюкс и часто являются объектом культурного наследия или находятся на исторически значимой территории».
В сегменте элитной недвижимости «трофейные» лоты занимают самую верхнюю планку по стоимости и ограниченности предложения. По данным NF Group, в России большая часть трофейной недвижимости сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах такие объекты есть только в одном городе — Сочи. На столичных рынках цена на лоты варьируется в диапазоне $20-50 млн, в курортной зоне — $5-15 млн.
С «трофейной» недвижимостью не работает обычный принцип ценообразования, и нет единых критериев по формированию стоимости, считают участники рынка. Наиболее востребованные и дорогие предложения не имеют аналогов, обладают культурной и архитектурной ценностью, авторским дизайном, расположены в уникальных природно-климатических и исторических локациях.
«Цена таких проектов складывается не из затрат на их создание, а из совокупности факторов: сюжета, архитектуры, творца, создавшего и воплотившего идею и концепцию, которую несет в себе здание, — рассказал «РБК Трендам» управляющий партнер Intermark Real Estate Дмитрий Халин.— Такую недвижимость нельзя назвать классической или традиционной, она существует по своим собственным законам. Как обладание шедеврами искусства — прерогатива самых обеспеченных слоев населения, так и владение трофейной недвижимостью — удел тех, чьи материальные возможности практически неограниченны. Причем сами владельцы создают дополнительную ценность этих объектов, напитывая дом своей историей. Таким образом трофейная недвижимость оказывается вне времени и вне моды».
Елена Кабешева, заместитель генерального директора, коммерческий директор девелопера курортной недвижимости FIVE (входит в группу «Мантера»):
«Трофейная недвижимость — это эксклюзивный продукт из линейки высокого сегмента, сочетающий в себе исключительный набор характеристик. Такие объекты строятся в центральных районах городов, исторических и лучших курортных локациях. Они наполнены качественной инфраструктурой и предлагают доступ к живописным визуальным характеристикам — видам на море или горы, достопримечательностям или парковым зонам. Такие объекты часто воспринимаются как знак статуса и успеха, что добавляет им ценность. Трофейные лоты в большинстве случаев являются единственными в своем роде — штучный товар. Именно поэтому трофейную недвижимость часто приобретают в коллекцию».
Курорты привлекают коллекционеров
Если несколько лет назад «трофейная недвижимость» в России прочно ассоциировалась с историческими локациями столичных городов, то сегодня фокус внимания коллекционеров премиальных лотов сместился в сторону юга страны. В первую очередь это касается Сочи, который по праву считается курортной столицей России, отмечают участники рынка.
Лилия Дорохина, генеральный директор LeePrime Group:
«Интерес к недвижимости Сочи обусловлен уникальными особенностями города: Кавказские горы, южное море и мягкий субтропический климат привлекают на черноморское побережье туристов со всего мира. Олимпийское наследие также наделяет курорт историко-культурным значением. Иначе говоря, обладать квартирой в Сочи стало престижно и элитарно. Кроме того, существенно «подогрели» спрос санкции и закрытые границы. В то время, когда вкладывать денежные активы в зарубежную недвижимость стало рискованно, Сочи предлагает состоятельным покупателям по-настоящему «трофейные» лоты. Появление таких объектов на рынке по-настоящему редкое событие, поэтому они всегда пользуются большим спросом».
Труднодоступность привычных европейских локаций для российской элиты становится импульсом, который превращает Сочи в новую столицу трофейных объектов, считают в Intermark Real Estate.
«Если сравнивать Сочи с Лазурным берегом Франции — Ниццей и Каннами, то нельзя сказать, что они полностью премиального уровня и застроены только трофейными объектами. Здесь очень дорогие объекты могут соседствовать с проектами более низкого сегмента, — считает Дмитрий Халин.— И с этой точки зрения отдельные локации в Сочи вполне имеют шанс стать центрами притяжения для трофейных объектов».
«Сочи — это единственное место на Черном море, подходящее для появления здесь трофейной недвижимости обеспеченных россиян, — рассказала «РБК Трендам» основатель агентства элитной недвижимости Kalinka Екатерина Румянцева.— Все говорит «за»: климат, уникальное природное сочетание моря и гор, а также инфраструктура для люксового отдыха. Например, гавань, которая будет приспособлена для обслуживания яхт большого водоизмещения».
Какие объекты в Сочи можно отнести к «трофеям»?
Среди лотов «Черной пятницы рынка недвижимости» (18+) в 2024 году числился трофейный пентхаус в комплексе делюкс-класса MANTERA Seaview residence, расположенном на Имеретинском побережье в Сочи. Его стоимость оценивалась почти в 1 млрд руб. Апартаменты площадью 212,5 кв. м включают три спальни, кухню-гостиную, два гардероба и три санузла. С персональной террасы площадью 67 кв. м открываются виды на Черное море и Кавказские горы.
Еще одним трофеем в Сочи можно назвать бутик-отель «Усадьба Хлудова». Это восстановленный исторический особняк в старейшем парке города «Ривьера», основанном в 1898 году представителем династии купцов Василием Хлудовым. Позднее в парке он построил усадьбу, в которой сам и проживал. Фасад дома выполнен в стиле русского модерна известным архитектором Львом Кекушевым. Интерьеры отеля выполнены руками русских мастеров в стиле русское барокко. Элементы декора, архитектурные элементы, статуи, отделки потолка — сусальное золото. На стенах усадьбы вывешено около 300 полотен сочинских мастеров живописи.
Премиальные апартаменты LeePrime Residences, расположены на высоте 560 м в окружении неповторимой природы Розы Хутора — одного из крупнейших горнолыжных кластера юга России. В отделке используются экологически чистые материалы, свойственные горным шале: дерево, стекло и натуральный камень. Несмотря на уединенность, апартаменты обладают прямым доступом к горнолыжным подъемникам, ресторанам, услугам СПА и шопинга. Неподалеку от апартаментов находится живописная набережная реки Мзымта.
К 2027 году на главном курорте страны будет построен еще один «трофей»: компании AR Group и APD совместными усилиями возводят клубный комплекс The Point на территории санатория «Красмашевский». Здравницу открыли в 1936 году, сейчас она носит статус объекта культурного наследия. Проект возведут на холме, покрытом тропической растительностью, с которого открываются виды на море, горы и Сочи. Архитектурным стилем для The Point авторы выбрали классицизм с элементами Belle Époque, прообразами для которого послужили вилла Massena и Les Chênes Verts на французской Ривьере.
Стабильный актив для сохранения капитала
Высокая стоимость лотов очерчивает достаточно узкий круг состоятельных людей, которые являются покупателями таких объектов — владельцы бизнеса, крупные общественные деятели, известные спортсмены, звезды кино и искусства. «Они приобретают недвижимость в первую очередь для себя, так как ценят комфорт, исключительность и приватность, готовы наслаждаться плодами своего труда и получать удовольствие от жизни в премиальных условиях. А также хотят сделать ценный «трофейный» лот предметом семейной коллекции, чтобы затем передать по наследству», — считает Лилия Дорохина.
С точки зрения инвестиционных вложений, «трофеи» являются стабильным активом, продолжает эксперт. Такая недвижимость в меньшей степени подвержена изменениям в экономике, на ее востребованности не сказываются колебания на рынке и геополитические риски.
«Трофейную недвижимость отличает высокая инвестиционная привлекательность. Это связано с тем, что предложение таких объектов на юге России в разы ниже растущего спроса целевой аудитории. Трофейные лоты не имеют равных по ликвидности, доходности и гибкости использования», — считает Елена Кабешева.
«"Трофейная недвижимость" — это даже не про инвестирование, а про долгосрочную защиту капитала и желание инвестора диверсифицировать свой портфель, — добавляет Андрей Соловьев.— При этом стоимость объектов растет параллельно спросу, а сложившиеся тенденции рынка поддерживают инвестирование в высококлассные дорогостоящие объекты».
Автор: Влад Левашов