Вячеслав Козин, Tele2: «Акцент на максимальной персонализации»
Рынок Краснодарский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Вячеслав Козин, Tele2: «Акцент на максимальной персонализации»

Директор краснодарского филиала Tele2 Вячеслав Козин — о трендах в телекоме, развитии операторских экосистем и трендах 2021 года

Вячеслав Козин начал работать в Tele2 в июне 2011 года в качестве регионального управляющего директора Tele2 в Вологодской области. С августа 2013 года руководил филиалом Tele2 в Ростовской области, в июле 2017 года был назначен директором краснодарского филиала компании.

— Каким был 2020 год для Tele2 в Краснодарском крае? Этот вопрос уже стал традиционным, так как нет сфер бизнеса, на которые не повлияла пандемия. Как она сказалась на телекоме?

— С одной стороны, 2020 год оказался для нас сложным, с большим количеством вызовов. С другой — интересным, драйвовым и результативным. Он позволил с другого ракурса посмотреть на телекоммуникационный бизнес в целом.

Если говорить о вызовах, то в первую очередь пришлось перестраивать дистрибуцию. Кубань в апреле оказалась единственным регионом на юге, где закрылись все салоны сотовой связи. Люди не могли купить SIM-карты, решать какие-то вопросы. В течение месяца вопрос решили и нам разрешили работать — ведь в условиях карантина значимость мобильной связи резко выросла. Пандемия стала катализатором. Текущие процессы ускорились, и мы стали активно прорабатывать другие возможности взаимодействия с клиентами.

В частности, мы решили вопрос с онлайн-доставкой и существенного расширили сеть. В настоящее время в Краснодарском крае число населенных пунктов, куда организована курьерская доставка доставка SIM-карт, выросло до 420. Появились точки продажи в нетрадиционных на первый взгляд местах, например, на кассах «Магнита». Стала доступна саморегистрация — в отличие от «допандемийных» времен, SIM-карту можно активировать самостоятельно в приложении «Мой Tele2» и нет необходимости идти в салон связи.

— Что изменилось в предпочтениях потребителей во время пандемии и как это повлияло на трафик?

— Одним из трендов стал переток трафика. Если раньше мобильный интернет в основном использовали в развлекательных целях — музыка, игры, фильмы, стримы, то в пандемию телефон стал основным рабочим инструментом: все коммуникации проходили в онлайн-совещаниях. Трафик мигрировал из крупных бизнес-центров, исторического центра города в спальные районы, коттеджные поселки, станицы — туда, где люди находились на самоизоляции. Это стало еще одним вызовом для компании — резко увеличилась нагрузка на инфраструктуру и потребовалось оперативно провести мероприятия по оптимизации и перенастройке сети.

В плане интернет-трафика стали еще более выражены сезонные пики. 2020 год был сложным в этом плане. Традиционный летний сезон открылся позже обычного и весь отложенный спрос, который накопился на рынке за эти месяцы, был реализован в очень короткий срок. К нам в сжатый период приехало огромное количество абонентов. За счет того, что мы готовились, несмотря на пандемию, качественные показатели сети, интернет и голос, были выполнены на 100%.

— Вы говорите про миграцию трафика. Изменилось ли что-то в количественных характеристиках? Вырос ли его объем в пандемию?

— Трафик в сетях мобильных операторов растет постоянно — показатель практически удваивается каждый год. Во время пандемии в массовом сегменте мы приросли в 1,5 раза. Настоящий всплеск произошел на рынке B2B — там трафик увеличился в 2,5 раза.

В пандемию, по понятным причинам, упал роуминг. Продолжает снижаться объем потребления СМС-сообщений из-за миграции трафика в мессенджеры, но это компенсируется ростом интернета.

Меняется и профиль самих абонентов. У нас уже 80% клиентов имеют гаджеты с поддержкой 4G. Активно растет доля так называемых фаблетов, то есть, смартфонов с очень большим дисплеем. Это говорит о том, что потребление выросло в основном в области «тяжелого» контента. Развиваются онлайн-кинотеатры, хостинги, онлайн-музыка.

— Отразилась ли пандемия и изменения в структуре потребления на финансовых результатах компании?

— В пандемийный год финансовые итоги превысили ожидания. Сами они будут объявлены позже. Телеком испытывал меньшее давление. Он не показывает фееричные темпы роста, но генерирует стабильный денежный поток. Дополнительную выручку принесло увеличение трафика, люди стали покупать более «тяжелые» тарифные планы.

— Повлияла ли пандемия на продуктовую линейку? Какие новые продукты появились за это время?

— Нельзя сказать, что пандемия резко изменила нашу работу. По факту, все нововведения, связанные с продуктовыми портфелями и тарифными планами, соответствуют той бизнес-стратегии lifestyle enabler, которую мы приняли несколько лет назад. То есть, мы позиционируем себя как оператор, поддерживающий стиль жизни абонента. В ее рамках компания является трендсеттером, задает тон, устанавливает новые правила и запускает инновационные услуги.

Мы подтверждаем этот принцип на практике — Tele2 первым на рынке запустила бесплатный перенос остатков. Позже излишки позволили дарить или продавать на «Маркете», а сейчас сделали их вечными. Все это можно делать, не выходя из дома через мобильное приложение.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что у нас уникальная продуктовая линейка.

Одним из наших фокусов стал акцент на детальной, максимальной персонализации. Инструменты сервиса позволяют подстроить тарифный план под конкретного абонента вплоть до мелких сегментаций — количества СМС, включения конкретных социальных сетей. Более того, запущен виртуальный помощник «Миа» на основе искусственного интеллекта. Он анализирует, профиль потребления абонента и предлагает варианты по оптимизации тарифа.

— Растет трафик, соответственно, требуется и дальше модернизировать инфраструктуру. Что будет происходить в Краснодарском крае в 2021 году?

— Строительство и модернизация инфраструктуры у Tele2 — планомерная взвешенная работа на основе аналитики больших данных. Мы определяем места, где существенно растет трафик и перегружены существующие базовые станции или есть «белые пятна» в покрытии. На базе этой информации планируем мероприятия по улучшению качества сети. Это может быть расширение полосы частот, оптимизация или строительство новых базовых станций.

Когда мы говорим о модернизации сети, то важная для Кубани история — это туристическая зона. В частности, побережье. Подготовка к курортному сезону стала традиционной задачей. Второе направление — устранение цифрового неравенства. Это организация мобильной связи в малых населенных пунктах. Благодаря последовательной работе мы уже полностью заменили все базовые станции — не осталось ни одной без поддержки 4G.

— Уже давно телеком-операторы заявляют, что расти за счет новых абонентов больше невозможно. Какие возможности для развития вы видите?

— Емкость розничного рынка уже близка к конечной. Показатель количества SIM-карт на одного человека приближается к 200%. Поэтому дальнейшее увеличение идет за счет M2M устройств, начиная от счетчиков и заканчивая различными системами «умного» дома. Появляются все новые девайсы, которые имеют встроенные GSM-модули. Будет расти сегмент M2M.

Однако рынок развивается не только в количестве абонентов. Это, как и демпинг, путь в никуда. Сегодня рынок мобильных операторов строится на развитии экосистемы. Это вызвано тем, что клиент ищет персонализированные услуги, которые востребованы и релевантны. В итоге, у нас есть не только такие традиционные сервисы, как интернет и голос, но и, например, продукты типа Wink или совместные проекты с «Литресом».

Особенность Tele2 в том, что мы успешно развиваем фабрику MVNO (виртуальных операторов связи). На нашей инфраструктуре работает уже порядка 20 MVNO. Их появление стало одним из последних трендов, который укладывается в логику формирования экосистем — так как рынок насыщен, внутри бренда стали появляться дополнительные сервисы. Тот же Сбербанк, например, уже не просто банк. Мы идем по тому же пути развития.

— Какие цели и задачи вы ставите на 2021 год?

— Прежде всего, будет продолжена планомерная работа по инвестициям в инфраструктуру. В фокусе подготовка Черноморского побережья к летнему сезону. В 2020 году проведена массированная работа, направленная на улучшение качества связи на наших курортах — речь идет о Большом Сочи и Красной поляне.

Модернизация на Красной поляне была своевременной. Во время пандемии, когда другие страны оказались закрыты, горнолыжные курорты Сочи стали единственным инфраструктурным зимним объектом для Юга, Центральной полосы и Черноземья. При этом курорты Красной Поляны были одинаково популярны на протяжении всего года, за исключением периода самоизоляции. По нашей аналитике, число туристов выросло там в 2,5 раза — около полумиллиона наших абонентов. На каждого посетителя Красной Поляны пришлось около 1 Тб.

В 2021 году продолжится развитие мобильных сервисов. Даже те, кто первоначально скептически относился к онлайну и дистанционной работе, изменили свое мнение и привыкли к ним.

Мы также продолжим менять сеть дистрибуции. От монобрендовых салонов сотовой связи мы не уходим, но делаем фокус на развитии онлайн-продаж и ритейл. Наши SIM-карты уже можно купить в сетях «Детский мир», «Магнит», на заправках «Роснефти», на маркетплейсах типа Ozon и Wildberries. В Краснодарском крае мы также сотрудничаем с крупнейшей сетью — «Почтой России». Будем и дальше расширять свои каналы сбыта.