Экспертиза , Краснодарский край ,  
0 

Константин Боженов: Наша задача – стать лучшей сервисной компанией на Юге

Константин Боженов: Наша задача – стать лучшей сервисной компанией на Юге
Замдиректора «Ростелеком-Юг» Константин Боженов рассказал РБК Краснодар о том, как пандемия меняет культурный код компаний, что может предложить цифровой провайдер АПК и почему переход на «удаленку» может быть выгоден

Цифровизация как помощь бизнесу

В России был объявлен курс на цифровую трансформацию. Как это влияет на сегмент B2B? Что пользуется спросом? В каких направлениях бизнеса digital-решения внедряются активнее всего?

Цифровизация как понятие становится модным мейнстримом. Сегодня это звучит на каждом шагу и уже приписывается даже обычному чайнику. Не все понимают, зачем это делают, но процесс идет. Во многом — это работа на будущее, закладка фундамента. Но те, кто сейчас этого не сделают, с высокой долей вероятности окажутся на обочине.

Цифровизация уже сейчас может приносит бизнесу значительные результаты. Это оптимизация собственных инвестиций, снижение затрат на содержание персонала при возросшей степени прозрачности, контроля и совершенствования процесса. Вы можете годами биться над вопросом коллективного взаимодействия, но с помощью программных технологий автоматизировать его и всегда знать, что и как происходит, а в случае ошибки, понимать ее причину и способ устранения.

Что же касается спроса, то в первую очередь — это облачные технологии, которые представлены у нас широким спектром решений, от «Виртуального ЦОДа» до кибербезопасности. Отдельно стоит отметить digital-маркетинг. Ему соответствует «Ростелеком. Экраны», «ТВ для бизнеса» и «Wi-Fi для бизнеса» имеют такие опции, которые позволяют отцифровывать те или иные потребности клиентов и предлагать им только то, что нужно. Виртуальная АТС, номер 8-800 стоит совсем недорого, но помогает выстроить качественный канал общения с клиентами, он тоже в числе наиболее востребованных услуг.

— На Кубани традиционно высока доля малого и среднего бизнеса. Готовы ли эти компании к цифровой трансформации? Кому проще, корпорациям, которые не ограничены в инвестициях, или небольшим и гибким фирмам?

— Инвестициями на самом деле ограничены все без исключения. Даже крупные предприятия. С другой стороны, все не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Например, исторически считается, что госсегмент в России — это архаичная бюрократичная машина. Но посмотрите, какие возможности сейчас дают «Госуслуги», МФЦ с криптобиокабинами! Государство у нас является передовиком цифровой трансформации и задает этот вектор, что важно и правильно. Такие преобразования требуют лидера и должны быть управляемы.

Задачи, которые решают крупные и малые предприятия, во многом похожи. Отличаются масштабы — проектов и инвестиций. Например, крупная компания может вложить сотни миллионов в ЦОД. Это дорогостоящая история, требующая технической подготовки, закупки оборудования, обеспечения специальных условий. И есть вероятность, что через два года все безнадежно устареет и потребуется снова инвестировать. Поэтому, несмотря на готовность вкладывать деньги, многие прекрасно понимают, что передача этой задачи на аутсорсинг компании, которая специализируется на такой технологии — это самое эффективное решение.

Средний и малый бизнес делает то же самое, но в меньших масштабах. Тренд с точки зрения их выбора продуктов и ожидания от бизнеса очень похож. Но есть и отличия — МСП более гибкие. У них нет такой сложной системы согласований, собственнику стоит просто прочитать что-то интересное и уже на следующий день это может быть реализовано.

— Как идет цифровизация сельского хозяйства на Юге? Есть пример, как некий стартап продал «Мираторгу» решение, которое позволяет анализировать почву и определять необходимый объем удобрений. Есть ли что-то подобное у вас? Какие решения «Ростелеком» предлагает аграриям?

— Одна из наших технологии в этой области связана с цифровизацией сельскохозяйственных территорий — это решение по автоматизированному сравнению контуров пахотных земель, недавно наши коллеги представили на Российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Среди наших предложений есть беспилотники, которые могут проводить инвентаризацию сельхозугодий, создавать электронные карты полей, обследовать и анализировать посевы и контролировать другие аграрные и технические процессы. Еще мы предлагаем фермерам мониторинг транспорта с помощью телеметрии. Мы делаем сейчас упор на цифровизации сельского хозяйства, открыты и готовы сотрудничать со всеми большими и малыми компаниями, работающими в этом направлении, чтбы интегрировать их технологии в свои решения. То есть брать разработки стартапов и помогать им заходить на крупные предприятия. Мы можем реализовывать их проект как надежный инфраструктурный провайдер, объединяя с нашими сервисами. Да, отцифровка почвы — это круто! Но у заказчиков запрос не на отдельные продукты, а на более системные решения, которые позволят изменить экосистему предприятия в целом.

С точки зрения локальной специфики есть несколько моментов. Для того же Краснодарского края аграрный сектор — не единственный бюджетообразующий сегмент экономики, в регионе большой вклад в ВВП идет от торговли, туризма и других отраслей. То есть экономика диверсифицирована – что, безусловно, хорошо, но не всегда позволяет сделать упор на максимальное развитие одного направления. Если сравнить нас со средней полосой России, где также сильно развито сельское хозяйство и зачастую является базовой отраслью, то там фактор близости к столице влияет на готовность к цифровизации. В Черноземье много предприятий с головными офисами в Москве. А в столице традиционно новые технологии внедряются быстрее.

— Как развивается на Юге M2M (Интернет машин)? Какие у него перспективы?

— Сегмент М2М (machine-to-machine) у нас растет, потребность рынка есть, особенно со стороны крупных предприятий. В зависимости от региона прирост оценивается двузначными и трехзначными цифрами.

Это нужно и востребовано. По сути, М2М — это та же автоматизация. Например, снимать данные счетчиков можно удаленно, сокращая трудозатраты — человеку нет необходимости куда-то ходить, записывать, что-то проверять. У нас множество таких решений, которые мы внедряем в производственный процесс на любых этапах. Из последних ярких проектов — сотрудничество с компанией South Stream Transport, которая отвечает за эксплуатацию морского газопровода «Турецкий поток». С помощью решения «Ростелекома» клиент теперь ведет контроль подачи газа на всех узлах морского газопровода, который соединяет газотранспортную систему Турции и России и обеспечивает надежные поставки энергии в Турцию, Южную и Юго-Восточную Европу.

В целом, интернет машин — это выгодно и удобно, поэтому рынок будет расти. По прогнозам J’son & Partners Consulting, суммарное количество устройств M2M в России вырастет с 23 млн в 2018 году до 42 млн в 2022 году. В денежном выражении эксперты прогнозируют рост с 60 млрд до 69 млрд рублей. При этом значительно изменится его структура: снизится доля выручки от услуг передачи данных, а доля облачных сервисов резко возрастет. Конечно же, во всем этом нужна будет компетентная техподдержка и сопровождение, доля услуг которых тоже увеличится.

Константин Боженов: Наша задача – стать лучшей сервисной компанией на Юге

Пандемия и новая реальность

— С приходом осени возникла вторая волна коронавирусной инфекции, но многие уже оказались к ней готовы. Как пандемия COVID-19 изменила ситуацию на Юге России?

— Как мы все видим, история с пандемией еще не закончилась. Последние события повлияли на формат работы многих организаций. По данным ВЦИОМ, во время режима самоизоляции доля россиян, работающих удаленно, выросла в восемь раз. Если в начале пандемии многие говорили, что произойдет определенный откат и все вернутся в офисы, то сейчас руководители компаний поняли, что «удаленка» не так страшна, как казалась. А когда у их бизнеса выросла эффективность, они увидели преимущества в таком подходе.

То, что собственникам и директорам такой формат понравился, подтверждают опросы — по данным Высшей школы экономики, 72% удовлетворены качеством работы сотрудников на «удаленке», более трети видят плюсы в оптимизации оплаты труда и расходов на помещения, более 40% рады перспективам нанимать персонал вне зависимости от места проживания.

Мы сами это ощутили внутри компании — эффективность растет за счет смещения фокуса целеполагания. Если раньше многие контролировали процесс работы, то теперь фокус сместился именно на достижение результата. На мой взгляд, это и привело к повышению производительности.

С другой стороны, для многих работа была единственным местом, где они социально адаптировались и реализовывались как личности. Поэтому общения, безусловно, не хватает. Я думаю, мы продолжим работать в удаленном формате, но он будет более гибкий, с офисными днями, где у людей сохранится возможность пообщаться.

— Как на пандемию отреагировал бизнес? Повлияла ли вся история с коронавирусом на ваших клиентов?

— Если говорить про влияние пандемии непосредственно на бизнес, то тут двоякая ситуация. Бизнес пережил сильный стресс. Все стали лихорадочно переписывать свои стратегические и тактические планы, экстренно решали, что делать, чтобы остаться на плаву.

Пандемия очень сильно ударила по малому и среднему бизнесу. Если посмотреть на официальную статистику ФНС, число предприятий МСП в ЮФО и СКФО сократилось на 7-9%. Мы это увидели на своем опыте. Со стороны клиентов был большой процент блокировок, сообщений о расторжении. На сегодняшний день мы все еще восстанавливаем базу и по итогам года планируем показать небольшой прирост по сравнению с прошлогодним периодом. Но на общем фоне у нас результаты неплохие.

Тем не менее, благодаря поддержке государства, бизнес постепенно восстанавливается, на месте старых компаний открываются новые. Они уже работают с осознанием, что может возникнуть такая ситуация, когда ты на месяц или два окажешься дома. Поэтому отстраивают бизнес-процессы так, чтобы работа в этом случае не пострадала.

Сегодня растет спрос на организацию рабочих мест с защищенными каналами, виртуальными АТС и другими сервисами, позволяющими трудиться удаленно. Компании пересмотрели свои планы и начали интересоваться технологиями, позволяющими автоматизировать процесс и не зависеть от человеческого и территориального факторов.

Если говорить о госсегменте, то он тоже, несомненно, пострадал от пандемии. Но с точки зрения телекома, это был один из самых активных заказчиков в этот период. Во время самоизоляции начали множится и совершенствоваться кол-центры, горячие линии 8-800 для работы с населением. Многие проекты в это время мы, осознавая социальную значимость, запускали в рекордные сроки.

— В этот период «Ростелеком» объявлял множественные скидки и акции для малого и среднего бизнеса. С какой целью это делалось и как отреагировали на это предприниматели?

— Мы понимали, что наши клиенты оказались в тяжелой ситуации и запустили ряд акций, чтобы как-то их поддержать. Например, на два месяца бесплатно предоставляли сервис «Виртуальная АТС». На Юге было больше всего подключений. Это проходило в рамках нашей популярной акции «Домашний офис» за один рубль, которая оказалась очень полезной, потому что благодаря ей многие компании, особенно из сегмента малого бизнеса смогли перенастроить свою работу на удаленный формат.

С началом курортного сезона мы объявили еще одну акцию — по телевидению для гостиничного бизнеса и сферы услуг, предполагающую бесплатное подключение. С одной стороны, тогда мы понимали, что уже пошли послабления ограничений и туристы поедут на Юг. Но с другой стороны, экономика простаивала и малому бизнесу платить было тяжело. Эта акция помогла нашим партнерам привлечь клиентов в разгар сезона, когда на счету был каждый человек. Как показал спрос, акции оказались вытребованы и помогли бизнесу сгладить потрясения от карантина.

— Как продолжает развиваться история с тепловизорами? Ведь этот продукт, получается, появился благодаря коронавирусу?

— История с тепловизорами очень интересная. Мы одни из первых в России вывели такой продукт на рынок и сделали его максимально эффективным, надежным и гибким. Он обеспечивает высокую точность измерения температуры — до 0,3 градусов Цельсия, может проверять до 80 человек в секунду, при этом имеет широкий охват и может работать от объекта на расстоянии от 1,5 до 5 метров. Анализ потока людей происходит автоматически, без привлечения специально обученного персонала. При этом вся информация записывается на облачную платформу «Ростелекома» и выводятся на отдельный монитор охраны. Еще одна уникальность нашего решения — в автоматической калибровке тепловизоров с помощью черного тела, построенной на собственной видеоаналитике.

Рынок хорошо воспринял продукт, но не сразу. Никто не сомневался, что тепловизоры нужны, но при этом мало кто верил, что пандемия — это всерьез и надолго. Большинство надеялись, что коронавирус, как и грипп — сезонное явление, и все сойдет на нет в ближайшее время. Сейчас мы видим, что это не так.

Сегодня уже многие предприятия пересмотрели свой подход и расценивают тепловизоры, как сервис первой необходимости, наряду с пожарной сигнализацией и охраной. Но, к сожалению, из-за экономической ситуации не все готовы покупать такие комплексы. Поэтому мы значительно расширили свою линейку предложений. Сейчас в нашем портфеле есть разные варианты реализации решений, с гибким подходом к возможностям клиентов.

— Угроза карантина продолжает оставаться актуальной. Что вы ожидаете и к чему готовитесь, какие риски усматриваете?

— С точки зрения организации работы мы не будем менять свои подходы. Компания эффективно перестроилась на удаленный формат, многие процессы перешли в онлайн.

Что касается стратегии на будущее, с одной стороны, год был тяжелым для всех. С другой стороны, пандемия упростила работу с клиентами и подтолкнула развитие цифровизации. Многие из тех услуг, к которым некоторые клиенты относились с недоверием, теперь хорошо воспринимаются и пользуются спросом. Среди них удаленные рабочие места, виртуальная АТС, видеонаблюдение с аналитикой и другие решения с применением облачных технологий. Мы продолжим развивать оптическую инфраструктуру и телеком-услуги. Но основной упор будем делать на виртуальные сервисы.

Тренды и перспективы

— Что сейчас определяет динамику рынка цифровых сервисов и услуг? Какие тренды будут задавать сценарий на ближайший год?

— Я могу выделить три основных тренда. Прежде всего, это цифровая гигиена. Осознание бизнесом того, что это такая же необходимость, как мытье рук. Об информационной безопасности говорят все, но она в реальности есть далеко не везде. Здесь госсектор опережает бизнес.

Второй тренд — рост популярности виртуальных сервисов и всего, что с ними связано. Это виртуальные ЦОДы и АТС, видеонаблюдение, M2M контроль и различные решения для удаленного доступа. Если говорить о бизнесе, то это направление развито лучше, чем информационная безопасность. При этом виртуальные ЦОДы будут драйвером рынка еще не один год.

Третье направление — машинное обучение и искусственный интеллект. Это то, что будет определять будущее в течение как минимум ближайших пяти лет. Я не вижу пределов развития этой технологии.

— В Ростове уже работает новый центр мониторинга и реагирования на инциденты информационной безопасности. Было ли его открытие логичным шагом, обусловленным возросшим спросом на этот вид услуг?

— Да, это событие обусловлено потребностью рынка. Создание центров по защите от кибератак — это наша новая реальность и новая норма жизни. Наш цифровой профиль, как граждан, уже есть в «Госуслугах». Вы можете удаленно открывать счета, платить по face id, голосовать на выборах. Виртуальное пространство мало чем отличается от реального. Но пока поймать преступника, который украл сумку, зачастую проще, чем того, кто перевел деньги с карты.

Поэтому создание подобных центров — это нормальный гигиенический минимум. Плюс мы готовим плацдарм на будущее. Пока что не все наши клиенты отдают на аутсорсинг информационную безопасность. Но, как показала история с пандемией, все очень быстро меняется.

— На днях исполняется три года с того момента, как вы возглавили сегмент B2B на Юге. Что вы считаете наиболее важным достижением за это время?

— Мне кажется, главное достижение — это то, что нам удалось за три года поменять отношение в коллективе от плоскости «продавец — клиент» до того, чтобы воспринимать наших абонентов как партнеров и вести себя с ними соответствующим образом. Я искренне так считаю и со мной эти убеждения разделяют сотни моих коллег. Мы стремимся на деле показать, что мы лояльные, гибкие и нам не все равно, что у вас происходит.

Второй момент — мы поменяли культурный код наших сотрудников и сделали так, чтобы процессы и процедуры помогали людям. Благодаря этому внутренние регламенты стали адаптивными, их стало легко трансформировать под текущие задачи.

На будущее я ставлю задачу стать лучшей сервисной компанией на юге. На мой взгляд, мы к этому сделали уже много больших шагов.

Новости партнеров Актуальная «удаленка»: почему home office будет популярен после карантина
Содержание
Закрыть