#21 Журнал РБК+Юг, 19 февраля
От первого лица⁠, Краснодарский край ,
0

Шуты и танцы Олега Игнатова

Фото из личного архива О. Игнатова
Фото из личного архива О. Игнатова
Донской художник Олег Игнатов — об исследовании мира с помощью живописи и о том, чего не хватает художникам

Редакция журнала РБК+Юг и Северный Кавказ начинает специальную рубрику «Гении места», посвященную искусству. Ведь именно искусство помогает саморазвитию, созданию креативных концепций и осознанному подходу к действительности, что крайне важно для современного бизнеса в России. Мы будем знакомить вас с творческими талантливыми людьми, живущими на Юге, чьи работы вдохновляют и формируют позитивный глубокий взгляд на мир.

Первым героем проекта стал заслуженный художник России Олег Игнатов — постоянный участник и организатор всероссийских и международных выставок, автор работ, известных далеко за пределами его родного Ростова-на-Дону и Юга России. На основе его работы «Панацея I» интернет-дизайнер редакции РБК+Юг и Северный Кавказ Яна Тихонович создала обложку этого журнала. На картине — грусть замерзающей на снегу скрипки, песочные часы и вербы как символ надежды, исцеления, мира. В 2023 году работа была выбрана «Почтой России» для почтовой марки в серии «Современное искусство России». Сегодня она находится в одной из частных коллекций Ростова-на-Дону.

Диалог с миром

«Только не спрашивайте меня о том, что нарисовано на моих картинах!» — сразу предупреждает Олег Валентинович. Спрашивают, как выяснилось, постоянно. Потому что каждая картина Олега Игнатова — загадка, ребус в красках, требующий погружения и поиска ответов.

— На мой взгляд, это не совсем правильно — объяснять свои работы. Мне, наоборот, интересно услышать, что человек увидел сам. Работая над картиной, я выкладываюсь полностью, и, когда она завершена, мне всегда нужно какое-то время, чтобы «выйти» из нее, «отпустить». После этого работа начинает жить сама по себе, и каждому зрителю может открываться по-своему,— говорит художник.

В его работах хорошо знакомые каждому образы — Колизей и Пизанская башня, библейские легенды, персонажи комедии дель арте и даже фантастические «пепелацы» из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» — обретают неожиданное звучание, рождают новые метафоры. Художник ведет постоянный диалог с миром, оставаясь с ним, миром, на равных — не случайно в сюжеты многих картин автор включает в качестве героя себя самого, делая автопортрет частью композиции.

Картины Олега Игнатова — это целый танец смыслов. Здесь сочетается несочетаемое, а незаметные, на первый взгляд, детали порой оказываются столь многозначительны, что полностью меняют первоначальное впечатление от увиденного.

— Что-то в картине должно останавливать, создавать ощущение неправильности, а потом должно появляться нечто, что все расставляет по местам,— так автор описывает один из «ключей» к пониманию своих работ.

Такова, например, его работа «Гримуар для Вещего Олега», которую сегодня можно увидеть в выставочном зале ростовского областной организации «Союз художников России». В центре композиции — лошадиный череп, напрямую отсылающий зрителя к легенде о Вещем Олеге. А вот смертоносная змея на полотне оказывается цифровой, воплощенной в виде биткоина. Но это, конечно, еще не все. В левом верхнем углу изображено солнце в виде плетеного донышка корзины, в которое воткнуты семь булавок — отсылка к православной иконе «Семистрельная». Нижний левый угол кажется пустым, но именно в нем спрятана загадка.

Написанная в 2014 году «Панацея I» очень лирична. Грусть замолчавшей, замерзающей на снегу скрипки, заключенная в песочных часах двойственность, смычок, пронзающий им же очерченное сердце. И вербы как символ надежды, исцеления, мира. В 2023 году картина была выбрана «Почтой России» для издания на почтовой марке в серии «Современное искусство России». Сегодня она находится в одной из частных коллекций Ростова-на-Дону.

«Хронический ростовчанин»

Олег Игнатов признает, что художником стал благодаря «роковому стечению благоприятных обстоятельств». Да, рисовал с детства, был в первом потоке учеников художественной школы при художественно-графическом факультете Ростовского пединститута. Но о карьере живописца не слишком задумывался.

— Я хотел быть гидробиологом, достаточно серьезно занимался боксом, после армии собирался поступить в высшую следственную школу в Волгограде. Правда, в последний момент передумал. А после армии устроился на работу художником-оформителем в одно закрытое конструкторское бюро. Через год начальство отправило меня получать высшее образование — я поступил на худграф пединститута,— рассказывает художник.

Потом было первое в Ростове частное рекламное агентство. А в 1994 году с другом провели выставку с названием «30 на 30» — обоим исполнялось по 30 лет.

В 1996 году он стал членом ростовской областной организации «Союз художников России», через девять лет возглавил организацию. Кто-то из его друзей и однокурсников уехал в столицу, кто-то — дальше, за пределы России. Художник Игнатов предпочел остаться в Ростове-на-Дону.

— Я хронический ростовчанин. Нет, я не претендую на звание «певца донского края» — мне этого, честно говоря, мало. Да, здесь мои корни, я здесь живу, я люблю Ростов, люблю Юг России. Юг — это цвет, это темперамент, энергетика. Здесь все немного хаотично, импульсивно, непредсказуемо — и это по-своему хорошо. И я, наверное, транслирую эту энергетику Юга куда-то за его пределы.

Вдохновение временем

Сегодня Олег Игнатов не только признанный живописец, но и преподаватель, администратор. В должности председателя правления организации творческого союза он занимается организацией выставок, работой с молодыми художниками. -  

— Ростовское отделение Союза художников самое большое на Юге, в его составе — 300 человек, второй такой организации нет. В 2006 году мы создали у себя молодежное отделение. Но возникает диссонанс: художников у нас много, а выставочных залов в Ростове катастрофически мало. Но художнику надо выставляться, потому что искусства без обратной связи не бывает. И с этим надо что-то делать,— говорит он.

Он хочет открыть в Ростове-на-Дону музей-панораму, посвященную освобождению города от немецко-фашистских захватчиков. Прямо сейчас готовится сразу к двум выставкам — в Москве и Санкт-Петербурге, где будут участвовать работы ростовских живописцев.

Одной из своих выставок он дал название «Шуты и танцы». Шут — центральная фигура целого цикла работ Олега Игнатова. Автор видит в нем «универсального персонажа», которого можно поместить практически в любые обстоятельства и таким образом исследовать любую ситуацию.

Но сейчас художник поставил перед собой новую задачу — создать серию работ, которая по своей смысловой значимости будет превосходить полиптих (единое произведение из нескольких картин, неразрывно связанных общим замыслом и композицией).

— В серии уже есть семь или восемь работ, будет еще как минимум две. В конечном счете будет что-то вроде саги о том, что происходит сейчас со мной, со страной, с миром,— обещает художник.

Олег Валентинович Игнатов родился в 1964 году в Ростове-на-Дону. Окончил художественно-графический факультет Ростовского государственного педагогического университета. С 1996 года член РО ВТОО «Союз художников России». Заслуженный художник России. Профессор кафедры изобразительного искусства ЮФУ. В 2005 году избран председателем правления Ростовского областного отделения ВТОО «Союз художников России». С 2013 года является секретарем ВТОО «Союз художников России» по Южному региону и Крыму.

Содержание
Закрыть