Практика , Краснодарский край ,  
0 

Заповедные инвестиции

Фото: Константин Кордонский, архив ФГБУ «Национальный парк “Кисловодский”»
Фото: Константин Кордонский, архив ФГБУ «Национальный парк “Кисловодский”»
Что необходимо для создания экологического туризма на ООПТ Северного Кавказа

Нацпарки Северного Кавказа являются самыми посещаемыми в России. Поручение президента страны Владимира Путина создать инфраструктуру для экотуризма станет мощным стимулом для развития этого направления на ближайшие несколько лет. Оценка емкости и туристического потенциала, а также грамотный менеджмент позволят инвесторам эффективно использовать территории парков, регулировать потоки туристов, а также помогать заповедной системе зарабатывать, считают эксперты.

Диверсификация туристических потоков

На фоне общего роста внутреннего турпотока экологический туризм набирает все большую популярность в национальных парках юга и Северного Кавказа.

По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в 2023 году особо охраняемые природные территории (ООПТ) федерального значения посетило 14,56 млн человек — на полмиллиона больше, чем годом ранее. Самое большое количество туристов — около 5 млн — побывало в национальном парке «Кисловодский» в Ставропольском крае. Здесь в 1901 году был создан самый первый в стране терренкур (маршрут для лечебной ходьбы). Сегодня на территории нацпарка создано уже 6 маршрутов общей протяженностью 25 км. По итогам 2023 года количество посещений ООПТ выросло в 1,5 раза по сравнению с 2021 годом.

Помимо этого нацпарка, на Северном Кавказе создано еще 4 ООПТ федерального значения — нацпарки «Сочинский», «Приэльбрусье», «Самурский» и «Алания». Последний относится к числу наиболее молодых в России: его создали в 1998 году в Ирафском районе Северной Осетии—Алании. Сегодня на этой территории действуют более 30 маршрутов общей протяженностью 195,7 км.

«Поток туристов ежегодно увеличивается. В 2023 году он составил более 28 тыс. человек, и это только посетители экологических троп, в границах ООПТ цифра больше. То же можно сказать о географии туристов от Владивостока до Калининграда, Камчатки. Основными направлениями остаются Москва, Санкт-Петербург и Кавказские Минеральные Воды. Становится больше авто-, мото-, велопутешественников», — прокомментировали в пресс-службе нацпарка «Алания».

Там отметили, что основные места размещения туристов на территории ООПТ сохранились еще со времен СССР. Запрос на новые средства размещения, отели и гостиницы достаточно большой, как и на создание информационных центров для обслуживания посетителей, организацию мастер-классов и просветительских мероприятий, обустройство экологических троп, заключили в пресс-службе парка «Алания».

Дать заработать

Экологический туризм на ООПТ является одной из отраслей с самым перспективным направлением. Большинство крупных корпораций заинтересованы в развитии этого направления и давно ведут эту работу на территориях нацпарков, сказала руководитель комитета по развитию устойчивого туризма «Российского союза туриндустрии» (РСТ) Вита Саар.

«Большинство крупных корпораций заинтересованы в развитии туризма, в том числе на ООПТ, и эта работа началась не сегодня. Заповедники, нацпарки ведут работу с инвесторами, с их волонтерскими корпусами. Корпорации им помогают строить тропы, временные объекты размещения», — рассказала Саар.

Потенциал экологического туризма в национальных парках Северного Кавказа огромный, подтверждает эксперт экоцентра «Заповедники» Александр Железняк. Он подчеркивает: инвестиции в развитие туристических направлений, приспособленных для пеших путешественников, минимальны, однако в будущем они способны генерировать хорошую прибыль и способствовать развитию тех областей, куда прибывают туристы.

«Потенциал Северного Кавказа фантастический. Сегодня в Дагестан поехали миллионы туристов, но там нет элементарной инфраструктуры, и в этом не всегда виноват бизнес. Бизнес при определенных условиях контроля со стороны нацпарка может работать очень эффективно, помогая парку как с регулированием потока, так и с зарабатыванием денег», — сказал Железняк.

Сегодня над обустройством и популяризацией экологического туризма на курортах Северного Кавказа работает Институт развития Кавказ.РФ. По словам исполнительного директора корпорации Хасана Тимижева, на курортах Северного Кавказа появятся суммарно 60 км экотроп разных уровней сложности: с навигацией, сервисами, информационными стендами, смотровыми площадками.

«В советское время вдоль Кавказского хребта была масса троп — ходили и к Черному морю, и в Абхазию, и в Закавказье. И сегодня одна из наших задач — восстанавливать эти маршруты, начиная с курортов Кавказ.РФ, и максимально популяризировать пеший туризм, потому что туристы едут к нам прежде всего за впечатлениями. И если зимой мы предлагаем горнолыжные активности, то летом и в межсезонье экотропы — основная точка притяжения. Наша цель — сделать их доступными, комфортными и насыщенными», — сказал Хасан Тимижев.

До этого Кавказ.РФ представил проект единого межрегионального туристического маршрута «Кавказская тропа». Сегодня это один из перспективных проектов для Северного Кавказа, который объединяет природные и культурно-исторические объекты округа в один маршрут от Черного до Каспийского моря.

«Общая протяженность тропы составляет 3300 км. Она пройдет по территории всех республик Северного Кавказа и Краснодарского края, включая 13 особо охраняемых природных территорий. Сейчас мы прорабатываем мастер-план по развитию территорий субъектов СКФО в границах маршрута, он будет готов в марте следующего года. У нас уже есть понимание фирменного стиля «Кавказкой тропы», предложения по маркировке и навигации», — пояснил Тимижев.

Оценка емкости и потребностей

По мнению руководителя комитета по развитию устойчивого туризма РСТ Виты Саар, сегодня турпоток на ООПТ Северного Кавказа уже достаточный, но емкость еще есть, ее и предстоит сначала рассчитать, а затем разработать турпродукт для каждой из территорий. Эксперт подчеркнула, что туризм на ООПТ должен развиваться устойчиво и с расчетом всех антропогенных нагрузок.

Саар отмечает: до недавнего времени национальные парки России, в том числе территории юга и Северного Кавказа, развивались по принципу закрытости. Это главное отличие российских нацпарков от мировых: национальные парки других стран, наоборот, шли по пути открытости для показа. Их программы предназначены для того, чтобы помочь посетителям оценить важность природных ресурсов и необходимости их сохранении. Сегодня и российские парки идут по пути все большей открытости для человека, отметила глава комитета РСТ.

Согласно закону о рекреации на ООПТ до конца 2024 года все нацпарки должны посчитать свою туристическую емкость. По прогнозам министерства, после произведенных оценок можно будет говорить о плане финансирования строительства той или иной инфраструктуры на территории.

Как прокомментировали в пресс-службе Минприроды России, на рекреационных территориях определят специальные места для инвестиционных проектов. После этого будут утверждены планы рекреационной деятельности, далее для инвесторов с конкретными предложениями пройдет процедура торгов. С победителем заключат соглашение об осуществлении рекреационной деятельности (до 49 лет), договор аренды земельного участка или соглашение о сервитуте. Среди главный условий соглашения — обязательное выполнение инвестором природоохранных требований.

«Национальные парки и заповедники — это потенциал для развития экологического туризма, но он точно должен быть управляем и безвреден для природы. Понять, где он еще может вырасти без вреда для экосистем, а где пора его перенаправить, поможет закон о рекреации на ООПТ. Все территории без исключения посчитают свою туристическую емкость уже до конца 2024 года», — цитирует пресс-служба министерства природных ресурсов и экологии России главу ведомства Александра Козлова.

Оценка емкости и туристического потенциала ООПТ позволит спланировать минимально необходимое количество троп, а также визит-центров, подъездных путей, парковок, понять, сколько объектов размещения должно быть на территории или наоборот для этого нет необходимости, оценить, насколько это может угрожать охраняемой территории, считает Александр Железняк.
«Важно, что такая инициатива исходит от президента России, это значит, что чиновники начнут обращать внимание на развитие национальных парков и прочих охраняемых природных территорий.

Если говорить о практических задачах, то сначала нужно разработать стратегии развития каждой ООПТ в отдельности, оценить риски и возможности развития рекреации на территории. Однозначно, у нас есть ООПТ, для которых туризм станет гибельным, и наоборот. Для многих национальных парков регулируемый туризм — это единственный путь к сохранению и восстановлению природных комплексов», — сказал Железняк.

По словам эксперта, заявленные президентом деньги позволят в срок до 2030 года обеспечить такие базовые вещи, как, например, обустройство троп, парковок, санитарных зон. Когда есть стратегия, можно составлять смету для привлечения необходимых бюджетов и, возможно, инвесторов, отмечает он.

«Инфраструктура национальных парков должна минимизировать воздействие туристов на ООПТ, регулировать потоки. В таком случае территория без ущерба, а с максимальной выгодой для себя сможет принять на порядок большее количество туристов, чем в тех случаях, когда в нацпарк приезжают стихийные посетители, гуляют где хотят и как хотят, а бизнес так же хаотично работает с ними. Это особенно важно сегодня в России, где растет тренд путешествий по стране. И если сегодня наши природные территории сталкиваются с проблемами, когда у них 20 или 50 тысяч туристов в год, то что будет, когда посетителей будет в 10 или 20 раз больше? Это более чем перспективное направление для развития, но важно делать это осознанно, с привлечением специалистов не только строительного профиля», — заключил Железняк.

«В рамках действия нацпроекта «Экология», который завершается в конце 2024 года, всего на 5 лет из бюджета РФ планировалось 555 млн руб. на все национальные парки России. Это, конечно, очень мало. Радует, что президент озвучил суммы финансирования, которые значительно увеличились. От этого можно отталкиваться, вести расчеты, начать проектировать парки. Это не значит, что сейчас надо бежать и строить горнолыжные курорты, нужно осознано подходить к строительству, причем достаточно осторожно.

Национальные парки — это категория ООПТ, в которой работа с туристами — одна из ключевых задач. Под этот формат были созданы нацпарки по сравнению с заповедниками, где никогда никаких туристов не было. Если есть поток людей и запрос на отдых на природе, значит этот поток нужно отрегулировать и сделать его управляемым. Мировой опыт говорит о том, что на этом хаосе можно построить бизнес и помогать заповедной системе зарабатывать», — добавил Железняк.

Автор: Алина Руденко

От первого лица Курортное сердце
Содержание
Закрыть