Говоря о географии распространения «брендов» Кавказа в прошлом, чаще всего вспоминают VI—X века — времена Великого Шелкового пути, Аланского царства и Хазарии, расцвета Дербента. Но наиболее интенсивный товарообмен ближе к петровским временам. Это связано с появлением здесь инфраструктуры российского государства, приходом промышленного капитала и строительством железной дороги к черноморским портам. Ведущий научный сотрудник отдела древней и средневековой истории Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Даниял Кидирниязов рассказал РБК.Кавказ о том, чем и с кем торговал Северный Кавказ.
Дербент уступает Кизляру
«Каспийское море больше, чем Черное. Оно не имеет связей и является большим обособленным морем… К западу от него лежит страна Московия, к востоку — Гилян персидский и страны узбеков, булгар, калмыков», — так описывал геополитический расклад XVII века прибывший в Дербент турецкий путешественник Эвлий Челеби. Двигаясь вдоль берега Каспия он отметил, что местное население занято ремеслами и зарабатывает на жизнь шелководством. Древний город в то время все так же оставался крупнейшим торговым центром, откуда к соседям расходились шедевры кубачинских мастеров, изделия из овчины и войлока, ковры и, конечно, холодное оружие. А еще Эвлеби описал относительно недавно появившуюся «московскую крепость Терек недалеко от страны аваров».
Крепость Терки появилась близ впадения Сунжи в Терек в 1567 году и потом дважды уничтожалась и переносилась из-за подтоплений на новое место вместе со всем населением. Обрастала слободками и торговыми рядами, таможней для взимания пошлин и постепенно превратилась в крупный центр местной и транзитной торговли. Как и Моздок того времени, Терки играла и важную роль центра обмена технологиями — они воплощались в новейших образцах огнестрельного оружия из России и ближневосточных стран. Уже к концу XVII века Терский город по товарообороту обогнал Дербент: сыграла роль близость к Астрахани, выход к Волге.
После переноса на новое место указом Петра I в междуречье Терека и Сулака торговый узел продолжил существовать под новым именем — крепость Святого Креста. В Дербент со стороны крепости перегонялось разом почти шесть десятков верблюдов. Но вскоре и эта крепость была срыта согласно договору с Ираном, а население и торговля переместились в основанный в 1735 году Кизляр. Там и в Моздоке впоследствии шла основная торговля кавказских народов с коммерсантами из внутренних областей России.
К началу XIX века многоязычный Кизляр, стоявший на древнем маршруте, связывавшем Европу с Азией, сосредоточил 90% всего торгового оборота Предкавказья. На нескольких городских рынках предлагалось все многообразие региональных товаров, расходившихся по о громному пространству от Персии до Санкт-Петербурга. В середине XIX века на ярмарку из Кизляра вывозились огромные объемы главных товарных позиций Кавказа того времени: шелка-сырца, марены и до 6,15 млн литров местного вина.
Шелк, вино и скакуны
«В конце XVIII — начале XIX века почти во всех селениях в приказном порядке, под угрозой штрафа, разводили тутовые деревья. В одном Кизляре и его окрестностях насчитывалось более миллиона штук», — говорит Даниял Кидирниязов.
Производство шелка-сырца не было древней отраслью в Притеречных районах и стало развиваться лишь c XVII века. В 1710 году армянский купец Сафар Васильев получил от властей разрешение завести на Тереке «шелковые заводы», для чего тайно вывозил из Закавказья персонал, а власти выделяли переселенцам земли под тутовые деревья. К началу XIX века на Северном Кавказе ежегодно производилось 3,5-5 тонн шелка-сырца в год. Отрасль процветала вплоть до 1840-х годов.
Еще во времена существования Терского городка началось стимулирование к занятию виноградарством. Отрасль достигла наивысшего расцвета в пушкинские времена. В Кизляре работала школа виноделия, близ города насчитывалось до 4500 виноградников, которые давали в год 15-27 млн литров вина — и весь этот объем распространялся по внутренним российским губерниям. Тогда же всероссийским брендом стала и водка «кизлярка», которой сбывалось от 1,5 млн литров в год.
Циклически организованная ярмарочная и базарная торговля в ту эпоху повсеместно была основной формой организации товарообмена. Пышные сезонные ярмарки проходили еще с конца XVIII века в Ставрополе и Георгиевске. Купцы свозили сюда огромный ассортимент товаров: от английского текстиля до отечественных чугунных котлов, продавали воронежских тяжеловозов и закупали местный мясной скот. Крупнейшая ярмарка действовала в станице Наурской. В крепости Грозной также процветала торговля: базар был постоянно действующим, работали магазины и лавки.
Начальник Левого фланга Кавказской укрепленной линии А. П. Пулло в 1840 году писал: «В Кизляре и на некоторых других пунктах открылись торжища, куда горцы стекались со всех сторон для продажи своих продуктов». Торговать на линию ежегодно прибывало до 40 тысяч местных жителей. Помимо очевидной сельхозпродукции и высоко ценимых кабардинских скакунов, приезжие приобретали мед и воск, башлыки и бурки, шубы из овчины и сукно. Шерсть карачаевских и ногайских овец была высоко востребована российскими суконными фабриками и даже поставлялась за границу.
Между Каспием и Азовом
В середине XIX века российское правительство задумалось о привлечении на Кавказ инвестиций. К этому времени Кавказ уже был административно «организован» в Ставропольскую губернию с центром в Ставрополе. В Северной Осетии начали добывать свинцово-цинковые руды на Садонском месторождении, в Алагире появился серебросвинцовый завод, а в Российской империи — первый собственный свинец кавказского производства.
Приход инвестиций в промышленность, как водится, сдерживало отсутствие инфраструктуры, в тот период железнодорожного сообщения. Уже запуск его на первом участке между Ростовом-на-Дону и Владикавказом в 1872 году сильно сказался на темпах роста товарообмена и укрупнении производств. А после того, как железнодорожное полотно дотянули до Порт-Петровска и Баку (1894-99 гг.), число промышленных предприятий начало быстро увеличиваться на всем огромном пространстве «от моря до моря». Так, Дагестан добывал нефть, ртуть и серу, ловил и солил сельдь. В Темирхан-Шуре (ныне Буйнакске) зародилась новая отрасль промышленности — консервная (более 11 млн банок в год в 1915 году). Работали и сопутствующие предприятия — бондарные и холодильные. Всего же к революции 1917 года в Дагестане функционировало 134 промышленных предприятия.
Железная дорога интенсифицировала и экономику Грозненского округа. В регионе бурными темпами начала расти добыча нефти и нефтепереработка. От Петровского порта также переправлялась к Черному морю и нефть из Азербайджана. Кратно увеличились перевозки хлебной продукции. До того ставропольское зерно и другие товары (шерсть, сало, семя льна, сливочное масло) с большими трудностями везли до Кубани и затем к Азовскому морю, чтобы отправить на экспорт в Европу. Роль мощного катализатора железная дорога сыграла и для морских перевозок. Именно тогда пробил звездный час Порт-Петровска (нынешней Махачкалы), который стал крупнейшим центром торговли с юго-востоком Каспия и где ежегодно разгружались сотни судов. Рис и хлопок, как и нефть, отправлялись по Владикавказской железной дороге через Новороссийск и далее зарубежным покупателям.
Автор: Ольга Калантарова