— По оценкам Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, турпоток в санатории Краснодарского края в 2022 году вырос на четверть по сравнению с доковидным 2019 годом. По итогам 2023 года прогнозируется рост на 5–7%. Как вы оцениваете потенциал санаторной отрасли на Черноморском побережье?
— Действительно, сегодня спрос на отдых в Краснодарском крае очень высокий. Можно сказать, что настала эра внутреннего туризма. Инвесторы замотивированы вкладывать средства в эту сферу, государство оказывает поддержку. При этом у санаторно-курортной отрасли есть особенный потенциал. Она будет развиваться еще активнее за счет внутреннего спроса и повышения качества. «Внутренние» гости стали еще требовательнее, они хотят получать на родной земле услуги не хуже, чем ранее за границей. Поэтому отели, санатории и оздоровительные комплексы направят максимум усилий и ресурсов на развитие и улучшение качества продукта.
Сегодня все больше и больше объектов размещения предлагают, помимо проживания, различные оздоровительные программы. Это позитивный тренд. Включение таких предложений — это способ не только повысить ценность для гостей, но и решить одну из самых больших задач — снизить влияние сезонности.
— В 2022 году компания LeePrime Group (входит в состав AVA Group) подписала на ПМЭФ соглашение о строительстве рекреационного комплекса «Медвежий угол» в Адлерском районе Сочи. Что предполагает инвестпроект, на каком он сейчас этапе?
— Сейчас идет активная работа по реновации санатория, который станет современным курортом активного долголетия и осознанного отношения к здоровью. В «LeePrime collection Медвежий угол» будут реализованы комплексные велнес-программы, в основе которых — целостный подход к восстановлению экосистемы организма.
Ключевые постулаты курорта включают чекап и раннюю диагностику, применение интегративной доказательной медицины, сочетание бальнеологии, фитотерапии, велнес-методик и физиотерапии, здорового питания и сомнологии.
— Основываясь на опыте проекта «Медвежий угол», рассматриваете ли другие гостиничные объекты для реновации на Черноморском побережье, в других локациях?
— На Петербургском международном экономическом форуме 2023 мы подписали еще одно соглашение — о строительстве бизнес-отеля в столице Республики Адыгея, городе Майкопе. Через несколько лет на месте гостиницы-долгостроя появится LeePrime business hotel Maykop 4* на 162 номера, где мы также создадим бизнес- и медиацентр с высокотехнологичным оборудованием для организации мероприятий различного формата и масштаба.
Гостям будут доступны фитнес-зал, ресторан национальной и европейской кухни, а также велнес-комплекс с авторскими программами The Garden spa&wellness. Рассматриваем и другие локации.
— Реконструкция существующих санаториев уже некий тренд на Юге России. Например, в Сочи модернизируют санатории «Волна», «Кристалл», «Известия». Можно ли говорить о росте интереса инвесторов к реновации санаторных комплексов?
— Да, ожидаемо инвестиции в этот сектор продолжат расти. Одна из тенденций, которая сегодня наблюдается на рынке, — рост интереса к превентивной медицине и «превентивному» туризму.
Сегодня активные потребители ищут способы оставаться здоровыми и предотвращать болезни заранее, а не лечиться после их возникновения. Это привело к резкому увеличению спроса на оздоровительные центры, велнес-комплексы и санатории, которые предлагают услуги превентивной медицины, физического и ментального оздоровления.
Еще одна тенденция — акцент на персонализированных услугах. Многие состоятельные путешественники готовы платить больше за медицинские и оздоровительные программы, адаптированные к их индивидуальным потребностям.
— Какие особенности есть в управлении и брендинге подобных объектов? Какие нюансы необходимо учитывать?
В целом управление санаторно-курортным комплексом — это сложный и ответственный процесс, требующий широкого спектра навыков и опыта, включая знания не только в медицине и курортологии, но и в области финансов, human resources, маркетинга и обслуживания гостей. Без правильной команды сложно, а на самом деле практически невозможно, обеспечить эффективное управление всеми аспектами бизнеса.
Для бизнеса важно соответствовать времени. Наши гости сегодня продвинуты и насмотрены. Теперь они не просто пользователи услуг, они непосредственные участники процесса. Поэтому и мы должны держать соответствующий уровень.
— Ваша компания планировала выйти с инициативой создать образовательный центр по обучению линейного и среднего персонала. На какой стадии эта идея? Какую потребность в кадрах мог бы закрыть этот центр?
— Наша идея заключается в том, чтобы обучение специалистов индустрии гостеприимства проходило неразрывно с практикой. Благодаря новому подходу к обучению наши студенты будут получать актуальную информацию по всем аспектам современного гостиничного менеджмента и при этом смогут подходить к управленческим вопросам творчески и стратегически.
В цифровую эпоху сильно поменяется роль руководителей и менеджеров в гостиничном бизнесе. Помимо умения управлять процессами и системами, они должны будут стать лидерами, способными мотивировать своих сотрудников. Для нас важно, чтобы студенты научились мыслить как предприниматели и понимали, что самый главный капитал бизнеса — совокупное мышление его сотрудников.
LeePrime Group стала индустриальным партнером Финансового университета при Правительстве РФ, мы вместе реализуем программу «Гостиничный бизнес» и инновационную образовательную модель. Для наиболее эффективного взаимодействия мы предлагаем студентам погружаться в гибкие форматы обучения, такие как лекционные сессии, мастер-майнды, бизнес-игры и работа с кейсами. Это будет способствовать развитию навыков лидерства, коммуникации и управления временем.
— В одном из интервью вы говорили, что гостиничный сектор Краснодарского края шагнул вперед в части качества сервиса. Какие, на ваш взгляд, остались проблемные места, удастся ли их устранить в ближайшие годы?
— Пришло время переосмыслить то, каким может быть сервис приема и размещения гостей. Необходимо помнить, что мы всегда будем индустрией, ориентированной на людей. Благодаря большему количеству доступных данных о гостях и возможностям их быстрой обработки мы можем найти больше способов выстроить с ними более тесные отношения. Неспособность сделать это — упущенная возможность, влекущая значительные потери для бизнеса. К тому же, отель — это «скоропортящийся продукт».