Последние три года наглядно показали, что бизнес должен быть готов к любому развитию событий. Предпринимателям пришлось стать максимально гибкими, скорость принятия решения сократилась до нескольких дней и даже часов. О секретах трансформации лабораторного направления Клиники Екатерининская сегодня говорим с генеральным директором Виталием Волковым.
― Виталий Юрьевич, тренд современного бизнеса ― вовремя подстроиться под любые потребности рынка. Вы с этим согласны?
― Однозначно да. И наш кейс по развитию лаборатории ― отличное тому подтверждение. Мы работаем на высококонкурентном поле, где присутствуют сильные игроки федерального и регионального уровня. Для уверенного развития мы постоянно улучшаем продукт, анализируем, чего ждет от нас пациент, и внедряем это в свой бизнес.
Если вернуться на несколько месяцев назад, то наша лаборатория неоднократно ставила рекорды по скорости выполнения исследований на коронавирус ― готовность результата в течение трех часов. Мы первыми в ЮФО ввели высокочувствительные тесты на COVID-19, которые позволяли определить наличие вируса в организме еще до появления симптомов. С нашей стороны это быстрый ответ на главный запрос рынка: «Когда будет готов тест?».
― Согласитесь, скорость обмена информацией настолько высока, что вы только собираетесь что-то внедрить, а ваши конкуренты уже знают об этом. Как вы реагируете на это?
― Наша команда создала уникальную модель лаборатории, для которой эпитеты «первые» и «единственные» стали привычными. Однако вы правы, подражательство в бизнесе никто не отменял. Типичной становится картина, когда мы привозим в наш край новую технологию, которую вслед за нами перенимают конкуренты в течение 1–2 лет. Но многие из наших результатов по качеству и скорости диагностики коронавирусной инфекции до сих пор не побиты. Лидером быть сложно, но возможно, если действуешь без промедления.
― Сейчас все с тревогой наблюдают, как после долгого перерыва вновь начала расти заболеваемость COVID-19. Готова ли Клиника Екатерининская к новому витку заболевания?
― Мы не почувствовали «долгого перерыва». Заболеваемость снижалась, но коронавирус полностью не исчезал. В общем объеме нашей лабораторной диагностики доля тестов на COVID-19 еще в июле держалась на уровне 10–15%, а сегодня этот показатель ежедневно растет.
Коронавирус стал нашей новой реальностью, в которой мы работаем. Диагностика на COVID-19, как и ранее, выполняется ежедневно, весь штат экспертов лабораторной службы сохранен в полном составе. Мы по-прежнему готовы проводить ПЦР-диагностику на выезде.
― Виталий Юрьевич, в период снижения ковидной нагрузки лаборатории лишились части выручки. Что вы предприняли для замещения выбывающих доходов?
― Объективно такая ситуация должна была настать. Мы это четко понимали, поэтому данный период максимально использовали для развития лаборатории ― как ковидного подразделения, так и иных зон.
Мы приобрели и запустили несколько единиц нового оборудования, выполнили апгрейд уже имеющихся аппаратов. Для некоторых направлений диагностики имеются по несколько экземпляров аппарата, чтобы в пиковые нагрузки выдерживать все сроки по готовности анализов. Есть стандарты качества оказания услуг, от которых мы не имеем права отступать ни при каких обстоятельствах.
Наряду с дооснащением лаборатории продолжаем развивать и сервисные опции. Сегодня в наших клиниках созданы все условия для забора анализов у детей с рождения, активно продвигаем направление по забору анализов там, где удобно пациенту: дома, в офисе или на даче. Отчасти мы подсмотрели этот сервис у ретейла. Клиент, получая определенный сервис на рынке услуг, начинает переносить свой опыт и в другие сферы. Поэтому нам остается только соответствовать, а порой и предвосхищать ожидания пациентов.
― В нынешних условиях бизнес испытывает сложности с закупками импортного оборудования, комплектующих. Но при этом вы говорите о больших объемах закупок. Или это отечественные аппараты?
― Нет, не отечественные. Около 98% нашего оборудования от европейских производителей. Без предвзятости отношусь к российскому производству медицинских диагностических аппаратов и, надо признать, последнее десятилетие наблюдаю резкий рост класса отечественных анализаторов.
Однако мы придерживаемся стратегии приобретать самое лучшее в отрасли оборудование, а такой высокий уровень в основном дают производители США и Западной Европы. Многие анализаторы у нас представлены в единственном на Юге России экземпляре. Мы обслуживаем наш родильный дом и хирургическое отделение, где важны скорость и точность результата в круглосуточном режиме.
Закупки, конечно, требуют теперь больших затрат, с поставками все еще сложности, но мы находим пути. Также продолжаем пользоваться английским, швейцарскими и немецким реагентами.
― Прогнозируете ли вы, что в дальнейшем ситуация с поставками еще больше усложнится?
― Безусловно, медицина столкнулась с рядом сложностей ― нарушена привычная логистика доставки реагентов, ряд линеек оборудования невозможно купить ни за какие деньги, часть компаний-поставщиков вообще ушла с российского рынка. Нашу уверенность обеспечивает то, что мы коренным образом обновили свой парк в 2021 году, вложив на тот момент около 180 млн рублей. Сегодня наше лабораторное оборудование, пожалуй, самое молодое среди всех клиник края.
Спрогнозировать развитие ситуации с поставками на будущее сложно, так как рынок еще изрядно штормит ― уход с российского рынка зарубежных производителей ударил прежде всего и по ним самим. Но уже созданы новые логистические цепочки через третьи страны, да и валютный курс позволяет нам не идти на компромиссы и держать качество услуг на заданном уровне ― все лабораторное оборудование и реагенты мы продолжаем покупать высшего качества.
― Помимо реагентов, что еще обеспечивает диагностическую ценность лаборатории Екатерининской?
― Высокое качество достигается благодаря целому ряду моментов: передовые анализаторы, команда профессионалов, многоступенчатая система внутреннего и внешнего контроля, доставка материала в лабораторию без транспортировки на большие расстояния. В нашей сети 90% исследований проводится в Краснодаре, то есть в непосредственной близости от места забора. Это отличает нас от других лабораторий и делает независимыми от авиаперевозок.
Большая доля исследований автоматизирована ― участие человека не нужно. Автоматизирована и система отправки результатов анализов пациентам: сразу после окончания исследования происходит рассылка бланков электронными письмами или в мобильное приложение. Особенно горжусь командой профессионалов ― настоящих экспертов лабораторной диагностики. Нынешнюю команду мы собирали в течение нескольких лет, внимательно отбирая каждого специалиста.
― И последний вопрос: какие планы на ближайшее будущее? Как изменилась стратегия развития в наше непростое время?
― Концепция лабораторной службы клиники остается прежней ― комплексный подход к здоровью. Мы практически ничего не отдаем на аутсорсинг и несем ответственность за пациента на каждой стадии ― первичный прием, инструментальную диагностику, лабораторные исследования проводим сами. В целом наша стратегия неизменна ― бескомпромиссное качество лабораторных услуг, которое выберет потребитель. Нас эта стратегия не подводит уже 15 лет.
ООО «Клиника Екатерининская», ОГРН 1092310000276, г. Краснодар, ул. им. Героя Яцкова И.В., 2/2. Лицензия Л041-01126-23/00343065 от 21.08.2020.