От первого лица , Краснодарский край ,  
0 

Рамиль Нигмадзянов: Сочинский мясокомбинат увеличит производство на 30%

Фото:  “Бизнес и точка”
Фото: “Бизнес и точка”
Генеральный директор Сочинского мясокомбината Рамиль Нигмадзянов — о культуре потребления мяса в России, кадровой политике и инвестициях в модернизацию завода

Потребление мяса всех видов в России в 2024 году возросло на 2 кг и достигло 83 кг на человека, заявил генеральный директор Национального союза птицеводов (НСП) Сергей Лахтюхов. По его прогнозам, в ближайшие пять лет ожидается дальнейший рост потребления мяса. О спросе на мясную продукцию, планах увеличения объемов производства и кадровой политике, в интервью РБК ТВ Юг рассказал генеральный директор Сочинского мясокомбината Рамиль Нигмадзянов.

— Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказывал, что мясо в 2024 году в среднем подорожало на 15% из-за роста цен на корма и логистических издержек. Вы согласны с такой оценкой?

— Да, я согласен, но это — средние цифры. В каждом регионе они разные, в зависимости от конкретной ситуации. В том же самом Сочи — серпантин. Ты не можешь грузить все мясо — на поворотах может быть опасно. С точки зрения безопасности, количество мяса, привезенного в одной машине, будет меньше среднего, значит, логистика будет чуть дороже.
Тенденция роста цен на мясную продукцию — однозначно есть и будет. Мы не только переработчики, мы знаем, что такое сельское хозяйство. И в этом сегменте есть предпосылки, что сырье будет дороже.

Главное, чтобы наша добавленная стоимость была комфортна для покупателя. Вот самый главный баланс — мы делаем продукцию для всех слоев населения, но мы однозначно идем в направлении «средний» и «средний плюс». Мы — региональный поставщик продукции, мы из Сочи, где море, где все дорого, да и сама жизнь другая. И мы не можем здесь делать тот продукт, который был бы в сегменте «сильно эконом».

— Россия в 2024 году побила очередной рекорд производства мяса, укрепила положение на мировом рынке. Как для вас сложился 2024 год?

— Для нас 2024 год был положительным. Сложилась хорошая, сильная команда, мы поняли, каким должно быть штатное расписание, кто и чем должен заниматься. Все проекты, бизнес-планы, инвестиционные в том числе, расписали. Бюджеты все защищены.

Что касается сырья, то Россия себя полностью обеспечила курицей и свининой. Но с говядиной еще сложновато. Потребление в России пока еще не вышло на уровень, который мог бы быть, на уровень Европы и США. Я думаю, что потенциал у России еще большой.

— А как меняется потребление последнее время?

— Спрос больше переходит на охлажденную продукцию, есть смещение от колбасных изделий. Я предполагаю, что у того поколения, которое растет сейчас, потребление будет уходить в сторону готовых продуктов. Структура потребления будет меняться в любом случае. Важно самому производителю все эти тенденции вовремя улавливать и реагировать.

Наставничество как решение кадровой проблемы

— Сегодня очень много внимания уделяется ситуации с кадрами. Кого больше всего сейчас не хватает вам, вашим коллегам? Какие специалисты сейчас необходимы?

— Ситуация у всех очень непростая, особенно с линейными сотрудниками. Надо создавать корпоративную культуру, при которой сотрудники будут с радостью приходить на работу. Мы много внимания начинаем этому уделять. Сейчас необходимы все специалисты, которые задействованы в цехах: технические службы, слесари КИП, обвальщики, жиловщики, составители фарша. Людей этих профессий всегда не хватает, и мы их всегда приглашаем.

— Насколько молодые специалисты охотно идут в такие профессии?

— Коллектив омолаживается, молодые люди хотят работать. Мы понимаем, что поначалу у них не хватает опыта, но есть наставничество. При этом мы не любим заниматься «хантингом», но говорим: мы открываем двери и готовы обучать. Любой человек, работающий на том или ином предприятии, должен получать доход однозначно не ниже рынка. А наша задача — платить выше рынка. При этом работник должен уметь себя оценивать. Мы тоже обладаем этими цифрами, понимаем, сколько в каком городе стоит жизнь.

— Какие пути решения кадрового вопроса вы видите? Может нивелировать этот вопрос автоматизация процессов, роботизация?

— Мы должны пользоваться тем, что Сочи — город-курорт. Здесь чище воздух, мало промышленных предприятий, многие люди хотели бы переехать сюда. Но просто переехать и снимать жилье — дорого для молодых специалистов. Поэтому мы готовимся к тому, чтобы их принимать. Как и тех, кто только окончил учебу по профилю. Есть и отдельная программа для студентов, которые летом могут приехать, поработать и одновременно пожить на курорте.

Что касается роботизации, то, конечно, мы двигаемся в этом направлении и будем двигаться дальше. У нас запланированы встречи, мы начинаем дружить с коллегами из Китая.

Инвестиции в модернизацию

— Сочинский мясокомбинат имеет долгую историю. Какие вехи в истории предприятия вы считаете наиболее важными? Насколько сегодня инфраструктура комбината отвечает современным технологиям?

— Предприятие было запущено в 1937 году. Все это время Сочинский мясокомбинат быстро развивался. Конечно, были разные периоды: девяностые годы, двухтысячные. Сейчас, например, мы уже думаем о тех позициях, которых пока нет на рынке, но мы начинаем двигаться в этом направлении.

Есть очень много интересных моментов и в истории комбината. Например, связанных с «законодателем колбасной моды» Микояном (Анастас Микоян — государственный и партийный деятель СССР — прим. ред.). Это тот человек, который придумал нами любимую «Докторскую» колбасу. Благодаря ему на Сочинском комбинате появилась скульптура быка с бойцом, копия которой была установлена на ВДНХ, а проектировала это знаменитая Вера Мухина. В наших планах «возродить» этого быка. Сейчас готовим проект, это не так просто, он должен быть аналогичным тому, что был раньше.

Что касается инфраструктурного обеспечения, то мы имеем холодильники, где хранится сырье, есть колбасное производство, есть склад готовой продукции, технические службы, свой автопарк, очистные сооружения. Изначально комбинат спроектирован под «полный цикл». Сырье проходит весь технологический процесс, и готовая продукция доходит до покупателей.

Предела совершенству нет. Технологии развиваются, мы много ездим и видим, какое оборудование выходит на рынке. Наше оборудование, конечно, все современное. И, с учетом богатейшего опыта завода, мы будем продолжать делать ту продукцию, которую будет любить наш покупатель.

— А сами здания?

— Здания, конечно, прошлого века. Есть те, где нужно делать косметический ремонт, есть нуждающиеся в полномасштабном ремонте, например, в замене полов.

— Какие средства планируется вложить в инфраструктуру в ближайшие годы?

— Это довольно приличные цифры, потому что мы будем менять достаточно большой парк оборудования, готовим здания и сооружения для проживания, для технических служб, готовим и будем открывать новые, свои магазины. В ближайшие два года инвестиции составят порядка 1,3 млрд руб.

— Каковы планы предприятия по объемам выпуска продукции в 2025 году?

— Мы выполнили свой бизнес-план в 2024 году. Планы на 2025 год, конечно же, выше. Мы выпускаем ежемесячно порядка 400 тонн продукции, в планах выйти на 600-700 тонн ежемесячно. А ежедневно мы делаем от 14 до 20 тонн. И я считаю, что Сочинский мясокобинат со всей своей историей и опытом может выпускать намного больше, по моим оценкам — в пять раз. Мы хотим выйти к таким показателям в течение семи лет. Для этого нужно очень много подготовительной работы. Должны быть подготовлены холодильники, люди, отгрузка, все процессы. Даже если мы инвестируем огромное количество денег в предприятие, надо подготовиться: надо обучить людей, надо самим быть технологически готовым к этому.

Мы пошли не только на юг (Краснодар, Ростов), но и дальше — Воронеж, Москва. Мы сейчас создаем хорошие команды, которые готовы развиваться. Мы ведь не только предлагаем свою продукцию, но и изучаем вкусы в этом регионе. Двигаясь от Сочи, мы видим, как они меняются, и будем предлагать в регионах то, что интересно потребителю.

— Каким предприятие планирует встретить свое столетие?

— Предприятие встретит столетие счастливыми сотрудниками, которые передают свои знания дальше, своим внукам и правнукам. «Сочинский мясокомбинат» — предприятие, которое каждый день гордится своей работой. Предприятие, которое любят клиенты. Это предприятие технологичное, быстро принимающее решение и видящее будущее в горизонте плюс двадцать пять, плюс пятьдесят лет.