Инновации , Краснодарский край ,  
0 

Новые российские агродроны представили на Кубани

Фото: ru.freepik.com
Фото: ru.freepik.com
Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ в рамках проекта «Бизнес по-нашему» рассказывает о российских компаниях, реализующих стратегию импортозамещения

Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров, рассказывающих о новых проектах и решениях на пути к достижению Россией экономического и технологического суверенитета.

Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.

Российский Холдинг Т1 организовал серийное производство собственной линейки дронов для сельского хозяйства, это беспилотная авиационная система (БАС) для внесения средств защиты растений «Рубин А50», а также мониторинговый дрон-помощник агронома «Рубин К5», которые были представлены на выставке «Золотая нива» в Краснодарском крае. Использование агродронов позволяет увеличить эффективность сельскохозяйственных процессов и снизить издержки аграриев.

«Развитие агропромышленного комплекса — одна из стратегических целей нашей страны. Беспилотные воздушные суда уже вошли в сельское хозяйство и отлично зарекомендовали себя. Электроника воздушного суда позволяет легко справляться со сложностями рельефа и обходить препятствия. Дроны по праву в скором времени станут неразлучным спутником агронома», — отметил директор Центра компетенций аэрокосмических технологий Холдинга Т1 Константин Шадрин.

Приоткрыть небо

Правительство РФ утвердило стратегию развития беспилотной авиации до 2030-2035 годов. В течение ближайших шести лет в стране должна появиться новая отрасль экономики, связанная с созданием и использованием гражданских беспилотников. Планируется, что производство БПЛА достигнет 18 тыс. судов в год, а к 2030 году — 32 тыс. БПЛА ежегодно. Сегодня в большинстве российских регионов действует запрет на полеты агродронов. В прошлом году правительство РФ утвердило параметры эксперимента, который упростит правовой режим в 12 регионах. В перечень вошли Астраханская, Волгоградская, Воронежская, Липецкая, Нижегородская, Новосибирская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области, а также Алтайский и Ставропольский края. Весной этого года подведомственный Минсельхозу Россельхозцентр начал разработку программы внедрения агродронов, рассчитанную на 2024-2026 годы.

Пока, по оценкам экспертов, более 80% беспилотной техники для АПК в России представлены китайскими брендами. Однако уже сегодня разработки отечественных агродронов активно ведутся в разных регионах страны. В частности, по данным минпрома Кубани, в крае такими разработками занимаются пять производителей (в Армавире, Краснодаре и Новороссийске), которые выпускают 13 моделей.

Помимо, собственно агродронов, создаются комплексы на базе БАС. В частности, на выставке на Кубани компания Т1 представила комплекс «АГРО-БАС» на базе агродрона «Рубин А50» — он включает в себя два БВС, растворный узел, генератор, зарядку аккумуляторных батарей, RTK-станцию и метеостанцию.

Развитие цифровых технологий в АПК позволяет интегрировать российские агродроны в цифровые платформы. В частности, «Рубин А50» интегрируется в цифровую платформу «Пиктерра», также разработанную Т1. Платформа использует данные дистанционного зондирования земли из космоса и роботизированных комплексов, телеметрию с IoT-датчиков, метеорологические данные, может обрабатывать полученную информацию и формировать детальный отчет по состоянию сельскохозяйственных угодий. В настоящее время в интерфейсе системы можно планировать и отслеживать работу агродронов по внесению средств защиты растений.

Разработки отечественного ПО и цифровых платформ, как и развитие беспилотных технологий, сегодня становятся одной из ключевых задач по достижению технологического суверенитета страны. При этом, как заявил в ходе пленарной сессии ПМЭФ-2024 президент РФ Владимир Путин, в ближайшее время Россию ждет «настоящая цифровая платформенная революция».

«В современных условиях производительность труда напрямую связана с цифровизацией, с использованием технологий искусственного интеллекта. К 2030 году нам предстоит сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Эти задачи будут решаться в рамках нового нацпроекта «Экономика данных», — сказал глава государства.

Безоблачные перспективы

Главным вызовом в развитии беспилотных авиационных систем является регулирование отрасли и баланс между стремительным развитием технологий и соблюдением безопасности, рассказал Константин Шадрин. По его словам, комплексного подхода в данном вопросе к сегодняшнему дню не выработали ни в одной стране, но первые правовые основания появляются именно у нас. «Россия — первая и единственная страна в мире, в которой функционируют такой механизм, как экспериментальные правовые режимы, в том числе для беспилотного транспорта. Это позволяет тестировать регуляторные, технологические и другие гипотезы для последующего успешного массового внедрения апробированных инноваций», — рассказал Шадрин.

По его словам, в настоящее время Россия инвестирует в развитие инфраструктуры для беспилотного транспорта, например, в создание «умных» дорог для беспилотных грузовых перевозок, а реализация нацпроекта «Развитие беспилотных авиационных систем» предусматривает интенсивное создание наземной инфраструктуры для БАС.

«Интенсивно развивается беспилотная авиация, постепенно будут появляться тяжелые логистические дроны, а сельскохозяйственные беспилотники будут становиться более интеллектуальными, в дальнейшей перспективе появятся БВС для пассажирских перевозок, интегрированные в городскую аэромобильность. Все это потребует создания цифровых интеллектуальных систем, основанных на применении технологий искусственного интеллекта и предиктивной аналитики, чтобы обеспечить эффективное управление будущей транспортной эко-системой», — заключил он.

Зачем дроны аграриям

Шаги государства по поддержке направления подтверждают запрос на создание и использование российских БПЛА для сельского хозяйства. Перспективность применения агродронов подтверждают и сами аграрии.

Так, по словам заместителя генерального директора по научно-технической деятельности «Прогресс Агро» Йожефа Фекете, БПЛА не только упрощают и удешевляют полевые работы — их эксплуатация значительно уменьшает ущерб почвам. «Это проще, дешевле, не надо с трактором и большим опрыскивателем ехать в поле. У нас есть, и не только у нас. Во многих хозяйствах — уплотнение почв, потому что тяжелая техника постоянно «утаптывает» почву. Использование дронов это уменьшает. Дрон не соприкасается вообще с растением. Трактор проедет по пшенице, — по пропашной культуре — все равно есть ущерб», — рассказал Фекете в эфире РБК ТВ.

Представители рынка сходятся во мнении, что несмотря на существующие пока ограничения запрос на агродроны, в том числе российского производства, со временем будет только расти. Как сообщал «Интерфакс», уже на 2024-2026 годы Минсельхоз РФ планировал закупить 299 беспилотников на сумму 526 млн руб. 

Росрыболовство планировало приобрести 153 единицы на 221,2 млн руб. Также насыщение агропромышленного комплекса России беспилотниками входит в программы «Росагролизинга».

Информационный обзор редакции