Редакции РБК Юг и «Деловой газеты.Юг» совместно с медиа «Университеты. РФ» запустили новый проект — «Вектор ректора». Это серия телевизионных интервью с ректорами ведущих вузов России, которые рассказывают о том, как они взаимодействуют с бизнесом и реализуют федеральные проекты. Героем первого такого интервью стала ректор ЮФУ Инна Шевченко.
Интервью у руководителя вуза берет Алина Андреева — молодой корреспондент РБК Ростов и выпускница медиаобразовательных проектов «Лаборатория PROМедиа» и «Школа атомных коммуникаций Mediaskills».
Кадры всему голова
— Дефицит кадров сегодня является темой номер один для многих отраслей экономики. Обращается ли к вам бизнес с запросом на подготовку специалистов? И насколько ему соответствуют запросы абитуриентов — какие программы подготовки сегодня востребованы?
— Сегодня действительно наблюдается период самой низкой в стране безработицы, но отмечу, что у выпускников ЮФУ нет и никогда не было проблем с трудоустройством по специальности. В этом году у нас самыми востребованными стали специальности, связанные с программой инженерии, включая подготовку по ИТ-направлениям.
И конкурс, и средний балл поступления существенно выросли на таких направлениях, как «Мехатроника и робототехника», «Автоматизация процессов», «Инфокоммуникационные системы». У нас появились новые направления, связанные с биоинженерией, где тоже наблюдался высокий спрос и высокий проходной балл. Это продиктовано как потребностью в инженерах со стороны наших индустриальных партнеров и базовых отраслей экономики в целом, так и с развитием образовательных программ, среды и уровня разработок, которые ведутся в нашей передовой инженерной школе.
Мы видим растущий спрос и на программы, связанные с экономикой, управлением, психологией, педагогическими науками, филологией и даже на программы подготовки учителей — литературы, русского и иностранного языков, математики. Это нас, безусловно, радует, потому что в хорошем смысле — это замкнутый цикл. Когда мы готовим хороших педагогов, мы можем рассчитывать и на качественных абитуриентов, и на выпускников наших школ.
В этом году существенно вырос спрос на программы магистратуры разного формата. Причем 40% поступивших к нам на уровень магистратуры и аспирантуры — это выпускники других университетов.
Что касается запросов от работодателей, то этот период характеризуется более активной позицией наших партнеров. Они не просто участвуют в образовательном процессе, трансформируют образовательное пространство, но и совместно с нами уже проектируют образовательные процессы, а некоторые — даже школы.
Буквально недавно мы открыли передовую экономическую школу с Юго-Западным банком Сбербанка, где планируется подготовка специалистов в сфере финансовой аналитики, экономического и финансового консалтинга. Эти студенты в период подготовки будут обучаться прямо на площадках Сбера, работать с практическими кейсами. И таких запросов на построение длинных программ подготовки кадров сегодня много.
Мы сегодня работаем практически со всеми компаниями Ростовской области, не только крупными, но и с ассоциациями малого и среднего бизнеса. Мы видим, как сегодня востребован рынок креативных индустрий, к которым мы относим и журналистику, и все, что связано с продвижением разного рода контента.
Мне кажется, что сегодня у университетов «золотое» время, когда они могут использовать внутренние возможности страны, мирового сообщества для того, чтобы сконцентрироваться на конкретных задачах, которые сегодня крайне востребованы.
— Какие специальности в регионе, по вашим наблюдениям, сегодня самые высокооплачиваемые?
— Вопрос о заработной плате всегда задается в моменте — сколько получает выпускник. Но мы должны задаваться вопросом, сколько выпускник будет зарабатывать через год после окончания университета, через три года, через 10-20 лет, и какая доля выпускников относится к сегменту самых высокооплачиваемых профессий в стране.
Если говорить в заданном формате, то самая высокая зарплата в момент выпуска специалиста — в IT-секторе, эти студенты трудоустраиваются с самого раннего периода. В группах инженеров заработная плата в среднем составляет от 170 тыс. руб., и в течение трех лет она достаточно хорошо растет. Но есть и примеры, когда в год выпуска это не самая высокая заработная плата, но за три года происходит рост, например, от инженера до инженера-конструктора, инженера-технолога, и уровень заработной платы начинает экспоненциально расти.
Опережать потребность в инженерах
— В Ростовской области в течение пяти лет планируют открыть 50 заводов. При этом уже сейчас предприятия говорят об острой нехватке инженеров. Где брать кадры для будущих предприятий?
— Для нас важно даже не количество заводов, а понимание — в какой сфере они будут создаваться. Не зная этого, даже при растущих объемах подготовки инженеров, вузы и учреждения СПО могут оказаться не способны обеспечить растущую потребность новых производств в кадрах. И мы адресно работаем с правительством региона, чтобы понимать, по каким направлениям будет происходить рост.
Сегодня Ростовская область — ведущий экспортер зерна. Это значит, что в регионе будет существенно развиваться сельхозпереработка, высокоточное земледелие, все направления в биоэкономике, связанные с повышением урожайности. Поэтому мы увеличиваем объем подготовки не только по классической биологии, почвоведению, но и открываем направления в инженерной группе, биотехнологии, фундаментальной биологии, биоинженерии, биоинформатике.
В регионе идет развитие химического кластера. И мы наращиваем подготовку данного направления, увеличиваем количество лабораторий и опытно-производственных баз, где идет поиск технологических решений в области материаловедения. Мы работаем с производствами в Шахтах, Азове, Ростове-на-Дону, Каменске-Шахтинском, Волгодонске. И, конечно, в Таганроге — одном из самых промышленных городов на юге России. Там сегодня развивается большое количество импортозамещающих производств с широкой линейкой возможностей для наших выпускников. Уже сегодня количество студентов в Таганроге выросло на 15% по отношению к прошлому году. Есть основания думать, что рост сохранится и в дальнейшем.
— Киберпространства, киберинженеры, нейросети — сегодня это уже реальность. В ЮФУ есть Передовая инженерная школа (ПИШ), которая как раз ориентируется на ИИ и цифровые технологии. Какие интересные разработки есть уже сейчас?
— Создавали ПИШ «Инженерия киберплатформ», мы поставили крупную технологическую задачу — создать единую систему, базовую платформу, центр принятия решений, а также различные роботизированные платформы наземного, морского, воздушного базирования без существующих каналов связи. Чтобы это осуществить, нужны высокого уровня математика, электроника, нужна соответствующая среда. И сегодня у нас создаются полигоны, которые являются модельными и на которых происходит совмещение физической и цифровой среды.
Если говорить о конкретных разработках, то они базируются на двух типах решения, которые используются уже сейчас. Например, у нас есть разработки для подводных аппаратов — АНПА. Это и подводные необитаемые аппараты, и надводная робототехника, она уже производится на предприятиях Санкт-Петербурга.
Есть целый ряд решений, связанных с разработкой инкапсулированных МЕМС — это новая технология для создания электронной компонентной базы. Есть решения в области связи — так, мы являемся единственными в стране разработчиками целой линейки низкопрофильных широкополосных антенн, которые применяются сегодня для различных систем авионики.
И самая важная задача, которую мы решаем — это создание киберфизической среды, платформы, где идет расчет систем поддержки принятия решений. К примеру, мы сотрудничаем с АФК «Система», Агрохолдинг «СТЕПЬ» — тестируем беспилотные платформы, которые используются для полей, для более точного подбора состава удобрений и предсказания урожайности в зависимости от погодных условий. И это лишь один из примеров.
Конечно, все это потребовало принципиально другого подхода к проектированию университетской среды. И если сегодня вы побываете на площадках ПИШ, вы не узнаете ЮФУ — сейчас это принципиально другие решения.
— Сегодня в России, тем более на Юге активно развивается внутренний туризм. У вас уже есть опыт работы с партнерами в этой сфере. Какие специалисты и с какими компетенциями сегодня нужны в этой отрасли?
— Мы активно работаем с «Абрау Дюрсо» — это наш ответственный партнер, который вместе с нами, фактически, проектирует создание этой отрасли, ведь виноделие — это не только создание вина. Мы работаем со всеми донскими производителями вина, с хутором Старозолотовский, который возрождает традиции донского виноделия и связанного с ним этнотуризма.
На наш взгляд, сегодня происходит некоторое переосмысление этой отрасли, которая ориентируется на запрос потребителя — растет потребность в интеллектуальном досуге. От «Абрау Дюрсо» мы впервые получили заказ на подготовку специалистов высшего образования — историков, биологов, социологов, литературоведов, потому что экскурсия по винодельческим хозяйствам — это не просто дегустация. Дегустируя вино, люди хотят понимать его происхождение, историю места, где оно произведено, историю и культуру потребления. И тогда данный вид туризма становится одной из форм интеллектуального досуга.
— Если говорить о будущем: как, по-вашему, изменится ситуация с кадрами через 30 лет? Какие профессии и навыки будут наиболее востребованы?
— Сложно сказать, что будет через 30 лет. Но на мой взгляд, самый востребованный навык образования — умение получать знания. А самые актуальные знания, которые нужно получать в университете, чтобы через 30 лет быть востребованным, — это те, которые могут продуцировать следующие знания. То есть университет дает знания и учит мышлению.
Наверное, мы не сможем точно сказать, какие будут профессии через 30 лет, но они точно будут гибкими, базирующимися на ключевом навыке — мышлении. Особенно, когда мы говорим о бурном развитии цифровых технологий и искусственного интеллекта. Но именно мышление человека, его эмоции, его чувства будут превалировать, потому что ИИ — программа, которую создает человек, именно он ставит задачи. Перефразируя Декарта, можно сказать, что через 30 лет тезис — я мыслю, следовательно, я существую — будет самым актуальным лозунгом рынка труда.
Проекты технологического прорыва
— ЮФУ входит в программу господдержки университетов «Приоритет 2030», которая должна помочь РФ сделать технологический рывок. Ваш университет является одним из самых сильных с точки зрения предложения новых решений. Какие решения, на ваш взгляд, помогут нам добиться больших успехов в экономике?
— Мне кажется, основной рывок будет сделан в трех ключевых направлениях. Это производство материалов, энергетики, а также в области ИИ и различного рода цифровых решений. Здесь у университета есть уже стандартные пакеты, которые применимы в сегодняшних, прежде всего, технологических условиях. Есть и прорывные решения, где мы, в каком-то смысле, даже опережаем мир. Например, в материалах сегодня важны не только состав и чистота, но и скорость получения материала с заданными свойствами. Мы являемся ведущими разработчиками в мире в системе микрофлюидного синтеза. Это в разы ускоряет производство материала и делает его в десятки раз экономнее.
Есть целый ряд направлений, которые связаны с обеспечением безопасности. Это и новые решения в области систем гражданского разминирования, прогнозирования, предотвращение и скрининга социально-значимых заболеваний, — очень большой комплекс таких решений, который на новой технологической платформе будет давать существенный экономический эффект, что и обеспечивает вклад университета в экономику региона и страны в целом. Но самое важное, что мы ориентированы не на замещение, а именно на опережение, на создание технологий на самом передовом крае развития науки и технологий в мире.
— У нас есть совместный проект «PROНаука», мы берем интервью у ведущих ученых вашего вуза. Например, я знаю, что в ЮФУ создали «компьютерный нос», уникальные новые материалы, устройства, которые можно вживлять в организм человека. Над какими еще научными открытиями работает вуз? Чего нам ждать?
— Это, в том числе, проекты, которые связаны с созданием российской орбитальной станции к 2030 году. Также сегодня мы работаем над созданием новых лекарственных препаратов. Например, обезболивающих без наркотического привыкания, которые работают на других принципах нервной системы. Сегодня мы работаем над новыми подходами к минерально-сырьевому комплексу. Учитывая, что четыре региона страны вошли в Содружество «Донбасс», разрабатываем комплексные программы для шахт. В том числе, по использованию редкоземельных металлов.
У нас есть отдельные направления, связанные с развитием не только научно-технологических решений, но и общественно-гуманитарных направлений. В частности, есть ряд разработок, очень интересных, с точки зрения, философии, политологии, социологии и так далее.
Вектор ректора ЮФУ
— Свой проект мы назвали «Вектор ректора». Каков ваш вектор, Инна Константиновна?
— Конечно, я бы выделила несколько основных тезисов. Прежде всего — это ответственность и осознанность всех, кто работает в университете и с университетами. Понимание, что университет — это очень многогранная структура. Университет исследовательский, потому что в нем ведутся не только самые передовые исследования и разработки, но и потому, что здесь все построено на исследованиях, любопытстве, попытках найти новое и включить это в образовательную программу, организовать процесс передачи знаний. Мы всегда будем педагогическим вузом, потому что мы не только готовим педагогические кадры, но и сами по себе являемся наставниками и хранителями той истории, которая иногда уберегает нас от слишком смелых решений. Это и университет предпринимательский, — чтобы быть устойчивыми, работать в тех нишах, в которых мы еще не работали, и занимать те позиции, которые мы еще не занимали.
Конечно, мы университет глобальный, потому что сегодня в ЮФУ обучаются более 3 тыс. иностранных граждан. В нашем университете работают иностранные специалисты из многих ведущих стран мира. Мы видим сегодня востребованность нашего вуза, и никакая политическая ситуация на это не влияет. Конечно, мы ориентируемся в работе на общемировые тенденции, учитывая при этом, что мы — университет региональный, который расположен в Ростове-на-Дону и Таганроге, в двух городах с выраженными историческими традициями.
Мы, конечно, университет технологический, потому что у нас создается целый ряд технологий. Мы работаем с ведущими государственными корпорациями — «Ростех», «Роскосмос», АФК «Система», «Росатом». Это наши большие индустриальные партнеры.
Мы университет федеральный, это не только статус, но и способность своей стратегией в университете выработать такие решения, которые могут быть использованы в стране, как в сфере науки и образования, так и там, где сфера наук об образовании является обеспечивающей и фундаментальной для их развития.
Мне кажется, мы должны действовать так, чтобы наши тактические победы не становились стратегическими промахами, мы должны суметь сыграть «в долгую», сочетая понимание возможностей и рисков, то есть, видеть как быстрые победы, так и длинные тренды развития университета, руководствуясь тезисом: думай глобально, действуй локально.
Беседовала Алина Андреева
Спецпроект «Вектор ректора» ориентирован на информирование «из первых уст» бизнес-сообщества, представителей разных отраслей экономики и молодежной аудитории о потенциале и возможностях вузов для решения кадровых проблем и обеспечения технологического суверенитета страны. Проект также призван вовлечь молодых людей в деловую и научную журналистику.
Мультиформантный контент выходит одновременно на нескольких площадках — ресурсах «РБК Юг», «Деловой газеты.Юг» и медиа «Университеты. РФ».
Медиа Группа «Бизнес и точка» объединяет такие деловые СМИ, как РБК Юг, «Ведомости Юг» и «Деловая газета.Юг»