Северная Осетия в новых экономических реалиях стала востребованным сухопутным путем, связывающим Россию со странами Ближнего Востока и Закавказья. На этом фоне республика наращивает свои логистические мощности и занимается привлечение целевых инвестиций. В эксклюзивном интервью «РБК+Юг» глава республики Сергей Меняйло рассказал о развитии экономического потенциала региона и проектах, которыми его представят на крупнейших экономических событиях страны — Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) и Кавказском инвестиционном форуме (КИФ).
— Сергей Иванович, в ходе ежегодного послания Федеральному собранию президент обозначил ряд ключевых направлений развития для регионов страны, в их числе — развитие промышленного потенциала, реализация инфраструктурных проектов. Какие из них наиболее актуальны для Северной Осетии?
— Сегодня сама жизнь и экономика подсказывают, какие направления надо развивать. Мы находимся в беспрецедентном санкционном режиме. Пустота, которая образовалась, уже занята нашими разработками — это драйвер, в том числе для развития науки. Мы наблюдаем рост экономики: так, рост индекса промышленного производства в 2023 году отмечен на 157%, отмечается и рост объема инвестиций во внутренний капитал.
В настоящее время для нас актуален ряд направлений. К примеру, у нас строится тепличный комплекс «Теплицы Алании» с объемом инвестиций в 18,5 млрд рублей. Есть проект, связанный с развитием яблоневых садов. Россия потребляет 5 млн тонн яблок в год, а отечественный продукт занимал всего 2 млн тонн в этом объеме. Сейчас мы можем в существенной мере заместить эту нишу. Также республика занимает неплохое место с точки зрения выращивания форели. И тут тоже такой нюанс: корма для нее мы раньше закупали за границей. А сейчас у нас в Беслане построен завод по производству всех видов кормов, в том числе и для рыбы. Интересные проекты связаны с переработкой молочной продукции и выращиванием спаржи. У нас строится тепличный комплекс «Теплицы Алании» с объемом инвестиций в 18,5 млрд рублей.
— В республике еще с советских времен осталось немало производственных площадок промпредприятий, которые в последующие годы по разным причинам простаивали. Возможно ли, на ваш взгляд, использовать их для развития новых, современных производств, технопарков?
— В Советском Союзе на территории республики было 147 довольно крупных предприятий. В их числе — Алагирский завод сопротивлений, «Электроцинк», «Садонский свинцово-цинковый комбинат», Мизурская обогатительная фабрика. К сожалению, сегодня многих производств нет. И мы никогда не восстановим промышленность в том объеме, который когда-то был. Да и необходимости такой нет. Но там, где это возможно, площадки нужно втянуть в промышленный оборот.
К примеру, у нас есть бывший завод «Кристалл». Сейчас здесь восстановлено производство меди — вакуумная плавка. Такая медь сегодня востребована в микросхемах, в оборонной промышленности, приборостроении. До этого в основном она импортировалась. Сегодня у предприятия заказов больше, чем оно может произвести. Завод «Электроцинк», «Мизурскую обогатительную фабрику» никто не восстановит, но это и не нужно. Это грязные производства, экологически неблагополучные.
— В прошлом году «Электроцинк» был продан республике. Что планируется создать на этой площадке?
— После инвентаризации и сверки имущества в собственность республики перешли 554 объекта, земельный участок площадью около 76 гектаров. Здесь планируется создать промышленный парк, привлечь инвесторов и разместить новые производства. Эта территория будет использоваться как промышленная площадка. Два резидента уже есть. Мы сейчас идем по пути регистрации управляющей компании для работы на территории с особыми преференциями.
— Путь в Грузию, который проходит через Северную Осетию, приобретает особое значение в новых экономических реалиях на фоне развития торгово-экономических отношений со странами Закавказья, Средней Азии, Ближнего Востока. Как изменился транспортный поток в этом направлении за последние два года?
— Действительно, маршрут через Верхний Ларс — очень востребованный путь между странами Ближнего Востока, Закавказья и Россией в условиях, когда дороги через Абхазию и Южную Осетию закрыты. Именно после блокирования Западом европейских коммуникаций России заговорили о реализации международных транспортных коридоров в Закавказье. МАПП «Верхний Ларс» превратился в важную реперную точку международного транспортного коридора «Север–Юг».
На Верхнем Ларсе по факту осуществляется прорыв экономической блокады, которую нам устроили страны Европы. В 2023 году прирост товарооборота только по нему составил более 15%.
Главное — это то, что международные транспортные коридоры стали рассматриваться в Закавказье как каркасные элементы региональной безопасности. Любая санкция, которая прерывает экономическую нить, — это палка о двух концах. И по кому она больше бьет, это еще надо выяснить.
— Территория Северной Осетии в текущей ситуации становится неким логистическим хабом. Какие направления, кроме автотранспортной составляющей, планируете развивать?
— Мы рассматриваем строительство терминала, аналога сухого порта. Сегодня идет только транзитный груз, но можно его и обрабатывать. Грузоотправители могут сюда присылать грузы, разгружать, перегружать, оформлять таможенные декларации. Такой многофункциональный терминал мы планируем строить. У нас международный круглосуточный аэропорт, поэтому мы можем организовать не только воздушные пассажироперевозки, но и грузоперевозки. Мы рассматриваем комплексный подход к перевозкам: перевозчику или грузоотправителю нужно предоставить возможность воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом отправить груз. Возникнет необходимость погрузочно-разгрузочных работ, обработки грузов. Это очень большой экономический эффект для республики.
— На какой стадии сегодня находится реализация проекта объездной дороги вокруг Владикавказа, завершить который планировалось к 2025 году? Сможет ли она в полной мере справиться с растущим транспортным потоком?
— Эта дорога для нас очень важна. Сегодня весь транспорт идет через Владикавказ. У нас с Росавтодором запланирован ряд проектов для того, чтобы транзитный транспорт шел «сквозняком» от границы республики до государственной границы России, минуя населенные пункты региона. Но, к сожалению, не все сразу и не все быстро. Нами разработаны документы транспортного планирования, мы проводим транспортную реформу. Они учитывают транзитный транспорт, который проходит через республику. Основная задача — это разгрузить Владикавказ, который сейчас очень сильно загружен.
— В конце 2023 года был представлен предварительный мастер-план Владикавказа с горизонтом планирования до 2033 года. На ваш взгляд, какова вероятность того, что план будет реализован?
— Недавно в Москве я провел рабочую встречу с представителями корпорации ДОМ.РФ, обсудили как раз детализацию проектных решений мастер-плана Владикавказа. Это глобальный, стратегический документ, в котором отражены общие направления развития столицы Северной Осетии до 2033 года. В нем порядка 138 проектов, к реализации 35 из которых уже можно приступить. В этом году мы планируем провести публичные слушания, после чего начнется работа по изменению генерального плана.
— В республике идет строительство курорта «Мамисон», проект имеет статус особой экономической зоны. На какой стадии сейчас находится его реализация?
— Общая стоимость этого проекта более 19 млрд рублей, планируется создание более 3000 рабочих мест. Завершить его мы должны до конца 2025 года. В настоящее время ведутся работы по строительству опор для первой очереди канатных дорог, идет строительство системы искусственного оснежения. По информации основного инвестора продолжаются работы по проектированию хостела на 600 мест, общежития на 400 мест, парковки на 700 мест. Есть отставание в проектных работах по гостинице категории 3 звезды на 500 мест.
— С учетом многочисленных проектов, реализуемых в регионе, как вы представите Северную Осетию на предстоящих крупнейших экономических мероприятиях — Петербургском экономическом форуме (ПМЭФ) и Кавказском экономическом форуме (КИФ)?
— Мы на форум выходим не только с тем, что у нас есть, но и с предложениями. То есть мы рассказываем об инвестиционной площадке, на которой мы видим реализацию определенного проекта. И финансовая модель этого проекта уже есть: инвестору предлагается вложить деньги именно в эту площадку и реализовать именно тот проект, который нужен нам. Нельзя всю республику делать, например, яблоневым садом или форелевым хозяйством. Заявок очень много, мы уже отказываем иногда. Мы понимаем, что нам в республике нужно и в каком направлении это развивать. Привлечь инвестиции — это значит привлечь бизнес и деньги для направления, необходимого региону. Нам нужны те проекты, которые не нарушат экологию и сделают определенный вклад в развитие экономики республики.
Автор: Наталья Тишкова