Это даже без учета гидроэлектростанций мощностью более 50 МВт. В настоящее время в регионах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) задействованы 1,3 ГВт ВИЭ-энергетики. Высокий показатель объясняется природно-ресурсным потенциалом: масштабная горная речная сеть, формирующая условия для развития гидропотенциала, ветровой коридор в Ставропольском крае и морские ветра Каспийского побережья создают условия для развития крупных проектов, считают эксперты. Активное развитие зеленой генерации в России, в частности на Северном Кавказе, стало возможным благодаря программе поддержки возобновляемой энергетики (ДПМ ВИЭ). До 2029 года в округе запланировано увеличение мощности ВИЭ-генерации на 730 МВт до более 2 ГВт.
Энергичный край и «страна гор»
Свыше 250 солнечных дней в году, живописные долины, широко раскинувшиеся плодородные поля, окруженные горами и реками, — это врата Кавказа, Ставрополье. Ветропарки и плантации солнечных батарей стали уже символом этого региона.
Ставропольский край одним из первых в стране начал плотно заниматься развитием альтернативных источников энергии. Именно здесь расположен самый большой ветропарк — Кочубеевская ветроэлектростанция (ВЭС) мощностью 210 МВт. Всего в крае семь ветровых электростанций общей мощностью 765 МВт. «Для конкретного региона это уже значительный объем. Он способен обеспечить электроэнергией более 335 тыс. домохозяйств», — прокомментировали в пресс-службе ветроэнергетического дивизиона «Росатома».
Среди других «зеленых» объектов края одна из крупнейших в РФ Старомарьевская СЭС на 100 МВт и десять ГЭС на 261 МВт. Общая доля возобновляемой энергии в общей структуре установленной мощности на Ставрополье превышает 20%. Край занял второе место в комплексном инвестиционном рейтинге в области возобновляемой энергетики для регионов первой и второй ценовых зон оптового рынка по итогам 2022 года.
В Дагестане в советское время был построен каскад ГЭС на реке Сулак, в том числе Чиркейская ГЭС мощностью 1000 МВт, благодаря которой республика до начала XXI века не только обеспечивала себя электроэнергией, но и поставляла ее в другие регионы. Однако стабильный рост населения вызвал дефицит электроэнергии, теперь имеющиеся мощности покрывают не более 60% потребностей. Энергосистема региона преимущественно представлена гидроэлектростанциями, но есть в Дагестане и солнечные электростанции — Южно-Сухокумская СЭС на 15 МВт и Каспийская СЭС на 1 МВт.
Сила воды
Гидрогенерация традиционна для всего Северного Кавказа. Помимо выработки кВт, водохранилища ГЭС обеспечивают водоснабжение населенных пунктов и промышленных предприятий, ирригацию и защиту от наводнений.
Лидерами малой гидроэнергетики по итогам 2022 года в проводимом АРВЭ в прошлом году в региональном инвестиционном рейтинге в области ВИЭ стали Кабардино-Балкария (КБР) и Северная Осетия. В КБР действует восемь ГЭС, доля собственной выработки от поступления в сеть составляет 33,5%. К 2030 году здесь хотят достроить еще три ГЭС. «Рассчитываем, что доля собственной выработки вырастет до 41%», — рассказал помощник министра промышленности, энергетики и торговли КБР Алим Тохов.
В Северной Осетии девять гидроэлектростанций на 439,4 МВт. Уникальная по своей технической сложности Зарамагская ГЭС-1 на реке Ардон (346 МВт) — третья по мощности в СКФО. Сейчас на реке Фиагдон строится МГЭС «Барс», которая сможет обеспечить дополнительной электроэнергией 2,2 тыс. домов. Гидрогенерация популярна и в Карачаево-Черкесии. Неиспользуемый потенциал региона оценивается в 100-110 МВт. В субъекте действуют семь МГЭС, а также Зеленчукская гидроаккумулирующая электростанция.
Благоприятные условия для развития ВИЭ есть и в Чеченской Республике. В субъекте построена МГЭС на реке Аргун и Наурская СЭС. «По предварительным оценкам, можно построить более 60 ГЭС мощностью 1127 МВт, включая малые на реках Терек и Сунжа», — рассказал директор департамента энергетики Министерства промышленности и энергетики Чечни Ибрагим Капаев.
Соседняя Ингушетия — единственная в СКФО без своих генерирующих мощностей. Однако изучается возможность создания МГЭС на реках Асса, Армхи и Фортанга. «В случае строительства каскада МГЭС мощность может достигать 15 МВт», — предположил замминистра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства субъекта Алисхан Дзауров. Это обеспечит покрытие 20% потребностей региона.
Экологичные перспективы
Энергетики планируют до 2029 года создать в СКФО дополнительно 730 МВт ВИЭ-генерации, при этом здесь построят почти 2/3 всех запланированных на сегодняшний день проектов МГЭС в России. Что касается солнечной энергетики, запланирован ввод Ногайской СЭС и Дербентской СЭС в Дагестане, Курчалоевской, Ачхой-Мартановской СЭС в Чечне. В Кочубеевском и Туркменском округах Ставрополья планируют возвести ВЭС.
«Дагестан очень перспективен по ветру. Еще не исчерпаны резервы энергии воды — есть возможности строить малые ГЭС на Аварском и Андийском Койсу, а также существует проект Самурского энергетического кластера. Что касается солнечной генерации, то в Дагестане есть районы, где количество солнечных дней в году превышает 300», — прокомментировал заместитель по научной работе директора Института проблем геотермии и возобновляемой энергетики — филиала Объединенного института высоких температур РАН Саид Ниналалов.
В Дагестане в 2026 году запустят Новолакскую ВЭС (315 МВт), которая станет крупнейшей в стране по мощности. А уже в следующем году — Дербентскую СЭС на 100 МВт. Если удастся найти инвесторов на проект Дагестанского солнечного парка в Ногайском районе на 830 МВт, то регион практически удвоит объем генерации ВИЭ и сможет поставлять электроэнергию в другие регионы. Парк может стать одним из крупнейших не только в России, но и в Европе. «По сути это единственно возможная в РФ площадка для создания в одном месте такого объема мощностей СЭС», — прокомментировал руководитель проектного офиса по развитию ВИЭ Министерства энергетики и тарифов Дагестана, гендиректор группы компаний «ЭкоЭнерджи» Артур Алибеков.
Солнечная генерация в планах и в Ингушетии. В республике в этом году объявят конкурс на строительство СЭС. Республика присоединяется и к созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта: здесь хотят построить первые десять станций. А в Северной Осетии уже установлены шесть таких объектов и планируется не менее девяти. Большинство зарядных станций в СКФО расположены вдоль трассы «Кавказ», но в марте они появились и в курортной зоне Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии: три станции открыты на высоте 2237 м. Компания «Электробустер» планирует установку 170 «зарядок» во всех семи субъектах.
Что кроме экологичности?
Шесть из семи регионов Северного Кавказа являются энергодефицитными. Дефицит баланса в округе составляет около 10,4 млрд кВт-ч в год. При этом у СКФО есть возможности развивать возобновляемую энергетику и снижать как затраты на выработку, так и негативное воздействие на окружающую среду.
Например, ввод двух Красногорских МГЭС может обеспечить более 10% потребления в энергосистеме Карачаево-Черкесии, что позволяет снять сезонные ограничения мощности Зеленчукской ГЭС-ГАЭС. «Солнечные и ветровые станции могут быть установлены ближе к местам потребления, что позволяет избежать затрат на транспортировку», — считает министр энергетики и тарифов Дагестана Марат Шихалиев.
Как и любая другая растущая сфера экономики, зеленая энергетика создает рабочие места. К плюсам можно отнести и локализацию оборудования. «Более 70% комплектующих ВЭС, СЭС и МГЭС изготавливается в РФ, а это и высокие технологии, и рабочие места», — отметил Алибеков.
«Зеленое топливо» для туризма
Альтернативные источники энергии важны и в развитии туризма: объектам необходимо стабильное электричество. И как бы это удивительно ни звучало, объекты ВИЭ-генерации и сами могут привлекать туристов. Например, ветроустановки удивляют необычной архитектурой и величественным видом, поэтому, проезжая мимо, многие останавливаются и фотографируются на их фоне. «Были даже случаи, когда при проведении свадебных торжеств пары специально приезжали на ветропарки, чтобы запечатлеть торжественные моменты», — рассказали в пресс-службе ветроэнергетического дивизиона Росатома.
Одна из живописных туристских локаций в СКФО — это Чиркейская ГЭС: с одной стороны плотины — водохранилища с водными развлекательными комплексами, а с другой — Сулакский каньон, самый глубокий в Европе. Туристы могут посмотреть ГЭС не только снаружи, есть экскурсии и по самой гидроэлектростанции.
Все чаще гостиницы в труднодоступных местах устанавливают себе солнечные панели для покрытия собственных нужд. «Это позволяет снизить риски возникновения перебоев с электроэнергией в период пиковых нагрузок, в особенности летом, и значительно сократить расходы на потребление из сети», — прокомментировали в ГК «Хевел».
А минусы есть?
Зеленая энергетика имеет и свои слабые места: зависимость от погоды и стоимость установки оборудования. Эксперты видят и потенциальное негативное влияние на экологию. Так, по мнению директора научно-технического центра «Зеленая энергетика» Грозненского государственного нефтяного технического университета Ислама Саламова, для того чтобы объекты ВИЭ были безопасны на всем жизненном цикле, нужна научная база. Он добавил, что есть исследования о воздействии на локальную температуру крупных ВЭС и СЭС. «Ископаемое топливо ограничено, и я уверен, что надо развивать другие виды получаемой энергии, однако это нужно делать в сопровождении глубоких научных исследований, чтобы не навредить природе», — подчеркнул ученый.
В ГК «Хевел» в свою очередь рассказали, что каждый солнечный модуль уже в первый год эксплуатации «возвращает» весь углеродный след, возникший в результате его производства. Как пояснили в компании, при гарантированном безремонтном сроке работы оборудования 30 лет, солнечная генерация обеспечивает снижения выбросов на протяжении как минимум 29 лет. «Модули не содержат тяжелых металлов или опасных веществ, а длительный срок их эксплуатации гарантирует минимально возможные объемы отходов. По оценкам ученых, солнечная генерация образует в 840 раз меньше отходов, чем, например, при сжигании угля», — добавили в ГК «Хевел».
Как изменится через десятилетия энергетический комплекс Северного Кавказа зависит от многих факторов. Несомненно одно: СКФО уже сейчас является одним из центров развития ВИЭ-генерации, которая может стать важным шагом в снижении загрязнения экологии, улучшении экономики и в формировании инновационного имиджа округа и страны.
Автор: Надежда Мурзаханова