От первого лица , Краснодарский край ,  
0 

Туризм, ИТ и биотехнологии

Фото: Илья Хачатурян, пресс-служба СКФУ
Фото: Илья Хачатурян, пресс-служба СКФУ
Вузы наращивают кадровый потенциал Северного Кавказа

За последние несколько лет Северный Кавказ демонстрирует опережающую динамику по всем показателям: активно развиваются туризм, промышленность, АПК, появляются новые сегменты, привлекательные для инвесторов.

Для дальнейшего роста региону остро нужны квалифицированные кадры. Ректор Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Дмитрий Беспалов рассказал РБК Юг о направлениях и результатах подготовки специалистов для реального сектора экономики региона.

Для развития нужны кадры

— Дмитрий Николаевич, не теряет своей актуальности вопрос подготовки высококвалифицированных кадров для различных отраслей российской экономики, в том числе Северного Кавказа. Какие задачи поставлены в этом направлении, на что делается упор?

— Университет осуществляет подготовку кадров, которые смогут обеспечить конкурентное социально-экономическое развитие макрорегиона. И здесь я бы хотел подчеркнуть важность сотрудничества с представителями крупного бизнеса и исполнительной власти региона. Федеральный университет стал частью уникальной социально-экономической и политической экосистемы Северного Кавказа. В макрорегионе динамично развиваются такие отрасли, как сельское хозяйство, туризм, промышленность. Потребность реального сектора экономики в конкурентных, качественных кадрах становится все выше.

Так, Северный Кавказ — один из основных туристских регионов страны по совокупности факторов и потенциалу. Согласно утвержденной правительством России «Стратегии социально-экономического развития СКФО», планируется масштабное развитие сферы туризма и гостеприимства. К 2030 году будет введено в эксплуатацию более 130 новых туристских объектов и реализовано 150 инвестиционных проектов. Это даст увеличение туристского потока до 24 млн человек в год. Мы понимаем, что под реализацию развития этой отрасли уже сейчас нужны кадры, а через 5-6 лет их потребуется кратно больше.

Поэтому приоритетным направлением для себя мы считаем именно подготовку высококвалифицированных специалистов: в СКФУ уже существуют 47 базовых кафедр, созданных непосредственно на ведущих предприятиях. 47 базовых кафедр СКФУ созданы непосредственно на ведущих предприятиях региона Кроме реализации образовательных программ высшего образования, мы также активно развиваем сегмент дополнительного образования. Это позволяет более гибко реагировать на отраслевые запросы и быстрее восполнять дефицит отдельных профессий на рынке труда.

— Как осуществляется в СКФУ подготовка специалистов для сферы туризма? Насколько востребована эта специальность?

— Уже более 10 лет наш университет готовит кадры для индустрии туризма, все наши образовательные программы аккредитованы Рособрнадзором. В настоящее время по программам высшего образования в области «Сервис и туризм» обучается более 800 студентов, из них 493 — на бюджетной основе. Федеральный университет сотрудничает с более чем 150 предприятиями индустрии туризма и поддерживает партнерские отношения с профильными министерствами регионов округа, эксперты которых принимают активное участие в разработке и актуализации образовательных программ.

Кроме того, в прошлом году СКФУ вступил в федеральный научно-образовательный консорциум «Устойчивый туризм», который занимается научным обеспечением развития туризма и подготовкой кадров для туристской индустрии регионов России. На базе СКФУ реализуется масштабный проект «Школа кавказского гостеприимства». Его цель состоит в обеспечении региона высококвалифицированными специалистами, ориентированными на международные стандарты сервиса и способными управлять туристской деятельностью в современных условиях.
Студенты стажируются на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства в городах-курортах КМВ, в туристских центрах СКФО и Краснодарского края, в Крыму, в Москве, в Санкт-Петербурге и других регионах. Сегодня базы практики для студентов Северо-Кавказского федерального университета насчитывают около 100 предприятий индустрии туризма и гостеприимства, а партнерские отношения налажены с профильными министерствами субъектов СКФО.

Поколение новаторов

— Сейчас в России проводится активная работа по цифровизации различных отраслей экономики. Соответственно, будущие специалисты должны обладать и прогрессивными компетенциями. Как обстоит работа по подготовке кадров нового поколения?

— Переход на современную экономику невозможен без внедрения цифровых компетенций во все направления подготовки кадров. СКФУ является одним из драйверов цифровой трансформации на Северном Кавказе, генерируя как проекты в области IT-решений, так и подготовку кадров для отрасли. Так, уже осенью Ставрополь станет столицей искусственного интеллекта и программирования в России. Фестиваль RuCode («РУКОД», 12+ — прим. ред.) объединит школьников, студентов и специалистов, желающих повысить свой уровень знаний и начать карьеру в IT-индустрии. Наряду с МФТИ, организаторами мероприятия выступают ведущие российские вузы, в том числе СКФУ.

Подготовка кадров у нас ведется не только на профильных направлениях, но и в формате дополнительного образования. СКФУ является участником Национальной программы «Цифровая экономика РФ», в рамках которой в университете организована «Цифровая кафедра», где реализуется 9 образовательных программ для формирования цифровых компетенций и навыков использования современных технологий. За два потока обучение бесплатно (в рамках госпрограммы «Приоритет-2030» — прим. ред.) прошли уже 2700 человек. В этом году планируется расширение программ и привлечение студентов различных специальностей.

— С 2022 года в России стартовало «Десятилетие науки и технологий», и можно констатировать, что интерес СМИ к разработкам наших ученых существенно вырос. Удается ли вовлекать в науку молодых и при помощи каких ресурсов вы это делаете?

— Безусловно, со стартом проекта «Десятилетие науки и технологий» в России начался новый этап научно-технологического развития. Наука перешла на ключевые позиции и стала восприниматься как один из важнейших драйверов развития государства. Отмечу, что популяризация — это далеко не единственная задача. Существенно увеличилась роль науки в укреплении экономического суверенитета России. Этому способствует ряд реализуемых государством проектов, в том числе грантов, которые позволяют форсировать путь от научной идеи до реального производства. Так, в нашем университете с 2020 года в 1,5 раза выросло финансирование исследовательских проектов (НИОКР) и на 40% увеличены расходы на науку. Эти средства также помогают переоснащать лабораторные комплексы, а в СКФУ 70 научно-образовательных лабораторий. Второй важный тренд — привлечение в науку молодежи. Студенты буквально с первых дней обучения имеют шанс войти в научные коллективы и вместе с опытными наставниками начать собственный проект или присоединиться к общему

— Какие еще стимулирующие госпрограммы есть для студентов? Как государство вовлекает в научный процесс молодых ученых?

— Во-первых, выросло и число грантов, которые получают студенты на научные разработки. Например, «Фонд содействия инновациям» финансирует проект «Студенческий стартап» в объеме 1 млн рублей на 1 год. А по проекту «Умник» студент или аспирант может получить до полумиллиона рублей. Только за последние годы победителями от СКФУ по этим проектам стали почти 90 студентов. Для развития технологических компетенций и содействия в развитии инновационного предпринимательства среди молодежи в университете создан технопарк. Во-вторых, продолжается реализация программы «Стартап как диплом», направленной на вовлечение талантливых студентов в развитие экосистемы технологического предпринимательства. В итоге студент вместе с дипломом о высшем образовании имеет на руках готовый разработанный проект, который он может предложить инвестору и начать собственное дело. В целом отмечу, что инструментов для вовлечения молодежи в науку и технологическое предпринимательство много — это и федеральные проекты, и наши собственные. Уверен, что тенденция включения молодых ребят в исследовательскую повестку позволит через несколько лет вырастить поколение новаторов, которые внесут вклад в развитие нашей страны.

Автор: Наталья Андреева

Содержание
Закрыть