Важную роль в этом сыграло строительство новых, современных площадок и кратное увеличение номерного фонда. По данным игроков рынка, 2023 год отметился скачком популярности событийного туризма. Отдыхающих привлекают гастро— и кинофестивали, музыкальные события, зрелищные арт-выставки. Ожидается, что в 2024 году отрасль продвинется еще дальше.
Краснодарский край вошел в топ-5 лидеров событийного туризма в 2023 году по версии Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C. По оценкам центра, среди всех регионов РФ край отличается наиболее равномерным развитием инфраструктуры, а также показателями, характеризующими опыт проведения крупных мероприятий. Сегодня главными точками притяжения событийного туризма в регионе эксперты и игроки рынка называют горный кластер Сочи, который после Олимпийских игр 2014 года называют территорией опережающего развития в сфере событийного туризма.
Создавать события
По словам председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаева, Олимпиада, безусловно, оставила грандиозное наследие, которое стало базой для развития событийного туризма. Оно использовалось для проведения Чемпионата мира по футболу (ЧМ), который, по данным Ростуризма, посетили 795 тыс. человек, из них более 200 тыс. — иностранцы.
Кластер «Красная Поляна», построенный специально к Играм, сегодня является одним из самых грамотно «упакованных» турпродуктов в России, который хорошо продается в любое время года, считает Тарбаев. Масштабной площадкой, развивающей событийный туризм в этом кластере, считает депутат, стала RED ARENA, построенная в 2019 году. Она вмещает до 5 тыс. человек единовременно. При этом в 2023 году на площадке прошло более 67 мероприятий.
По словам генерального директора RED ARENA Ирины Борисовой, в списке мероприятий арены уже есть ледовые шоу, турниры ведущих бойцовских промоушенов, концерты звезд эстрады, а также деловые мероприятия. Многие, например, целенаправленно едут увидеть ледовое шоу с участием Татьяны Навки или фестиваль «День рождения Бабы Яги», который в 2023 году завоевал Гран-при Russian Event Awards — премии в области развития событийного туризма в России.
Другой горный курорт «Роза Хутор», созданный для Олимпиады, ежегодно проводит более 200 различных MICE-мероприятий, и, по словам генерального директора по маркетингу и продажам горного курорта Рушана Сабирова, их количество растет минимум на 50% в год.
В целом в Сочи в прошлом году состоялось более тысячи крупных культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, что в 1,7 раза больше, чем годом ранее, и почти в 4,5 раза больше, чем в олимпийский 2014 год.
Событийный туризм — это вид путешествия, при котором туристы приезжают в город с целью посетить конкретное мероприятие, например, фестиваль, концерт или выставку
Хлеба и зрелищ
Гастрономические фестивали набирают на черноморском курорте все большую популярность. В 2023 году восьмой раз на курорте «Красная Поляна» прошел фестиваль уличной еды и ресторанного бизнеса Gastreet International Restaurant Show (Gastreet-2024). На площади Южного мола морского порта Сочи состоялся гастрономический фестиваль «Сочинская кухня».
Зарекомендовали себя и музыкальные мероприятия, такие как VK-Fest, который в 2023 году прошел и в Сочи. Также здесь прошли тематические проекты Sirius Dance Days, Surius Baroque Days, Sirius Jazz Days. Их ежегодно посещают тысячи людей со всей страны.
По данным властей, более 60 концертов различного формата в 2023 году прошли в «Сириусе» (отдельный субъект РФ, образован на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента РФ в 2020 году). Их посетили 65 тыс. зрителей.
В 2023 году «Сириус» принял крупнейшие мероприятия, такие как Конгресс молодых ученых, Всероссийская неделя охраны труда, Международная олимпиада по финансовой безопасности. Кроме того, в течение года здесь проходит ряд крупных международных мероприятий.
Перспективы событийного туризма на юге
Одним из крупных мероприятий, ознаменовавших весну 2024 года на территории Сочи, стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Председатель правления, директор фонда «Росконгресс», организовавшего мероприятие, Александр Стуглев подчеркивает, что подтолкнуть организаторов и гостей приехать на мероприятие в нецентральный регион России способны главным образом события, впечатления и комфорт. Сочи как деловая площадка сегодня обладает всеми этими параметрами.
«Помимо деловых мероприятий, будут активно развиваться культурно-зрелищные, гастрономические и спортивные мероприятия, музыкальные, научно-популярные фестивали как точки притяжения туристов не только из соседних регионов, но и со всей страны», — заключил директор «Росконгреса».
По словам мэра Сочи Алексея Копайгородского, в 2024 году власти намерены закрепить за городом статус столицы событийного туризма страны.
По оценкам исследователей ВНИЦ R&C, в 2023 году в ивент-индустрии, как и в целом в экономике России, отмечался период восстановительного роста, который продолжится и в 2024 году. «Внутренний рост предполагает наличие серьезной конкуренции между регионами; соответственно, будет возрастать значимость таких факторов, как наличие актуальной стратегии развития регионального бренда, выявление его преимуществ в сфере организации и проведения мероприятий, а также продвижение уникального предложения», — говорится в отчете центра.
Трендом будущих лет станет круглогодичная заполняемость курортов горного и прибрежного кластеров