Практика , Краснодарский край ,  
0 

Эпоха мегапроектов: о драйверах развития экономики юга России

Фото: Туризм.РФ
Фото: Туризм.РФ
Резкое изменение внешнеэкономических связей России с 2022 года принесло южным регионам страны как новые ограничения, так и окна возможностей

Сегодня юг и Северный Кавказ оказались в числе одних из наиболее охваченных экономическим ростом федеральных округов России, полагают эксперты. По данным Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», экономика России с 2000-х годов в среднем росла темпами 103% ежегодно, в то время как ВРП так называемого Южного полюса роста (территория ЮФО и СКФО)  — 105%. В перспективе 12–18 лет показатель может дойти до 10% благодаря реализации инфраструктурных «мегапроектов», которые окажут наибольший мультипликативный эффект на экономику не только макрорегиона, но и всей страны.

Южное экспортное окно

У бизнеса в условиях санкционного давления со стороны недружественных стран открылись новые коридоры, и не только транспортные: международные рынки и партнеры дали толчок развитию так называемого несырьевого экспорта. Компании показали за короткий период высокие темпы продвижения на внешние рынки. Так, до 2030 года на юге начнется реализация транспортных проектов, связывающих Россию и Иран с перспективой развития альтернативных логистических путей в Индию и страны Ближнего Востока, рассказал Евгений Куценко, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ). В контексте этого одним из стратегических проектов для страны является международный транспортный коридор «Север–Юг».

«Коридор открывает путь к взаимодействию с Ираном, Индией, странами Ближнего Востока, а главное дает альтернативу перегруженным Транссибу и БАМу. Хотя этот проект затронет лишь несколько регионов юга, он имеет общероссийское значение. При этом успешность его реализации, к сожалению, зависит не только от России, но и от зарубежных партнеров», — сообщил Дмитрий Землянский, директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС.

Порты и трассы будущего

В сфере торгово-транспортно-логистического комплекса ведется увеличение портовых мощностей. По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, суммарные инвестиции в развитие портов Азово-Черноморского бассейна оцениваются в 545 млрд руб. Так, в морском порту «Тамань» ПАО «Тольяттиазот» построит перевалочный комплекс аммиака и карбамида, в Новороссийске ПАО «Новороссийский морской торговый порт» намерено возвести перегрузочный комплекс мощностью 12 млн тонн грузов в год.

Фото: ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»
Фото: ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря»

Суммарные инвестиции в развитие портов Азово-Черноморского бассейна оцениваются в 545 млрд руб.

«Дальше мы должны говорить о комплексном «воссоздании» Азовского транспортно-логистического узла. Вкладываются средства в порт Мариуполя, и здесь возникает очень хорошая возможность», — сообщил управляющий директор консорциума «Леонтьевский центр — AV Group» Алексей Крыловский.

Большой пул мегапроектов связан с автодорожным строительством, сообщил эксперт. Один из масштабных, трасса «Джубга–Адлер», позволит увеличить объем ВРП Краснодарского края вдвое, эффект для экономики региона оценивается в 1,8 трлн руб., отмечал министр экономики края Алексей Юртаев. Другой амбициозный проект — дорога между курортами «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Лагонаки» в Адыгее и «Красная Поляна» в Сочи. По оценке вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, прямая транспортная артерия создаст возможности для ускоренного развития туризма на юге России.

«Трасса «КЧР — Красная Поляна» обсуждается давно. Она должна связать курорты «Архыз» и «Красная Поляна», давая возможность сформировать более комплексный турпродукт. Но стоимость проекта высока, и просчет эффектов должен быть очень аккуратным», — рассказал Дмитрий Землянский.

Фото: «Автодор»
Фото: «Автодор»

Скоростная автодорога «Горячий Ключ — Адлер», которая станет дублером существующей трассы А-147 «Джубга–Сочи», разгрузит транспортный поток в период высокого туристического сезона.

Синергия курортов юга и Северного Кавказа

Ограничения на внешний туризм для граждан России открыли окно возможностей для внутрироссийских дестинаций, считает Землянский. Активизация внутреннего туризма снимает часть сомнений, которые наблюдались еще несколько лет назад в отношении таких проектов, как «Мамисон».

«Готовится к реализации целая россыпь проектов по созданию и расширению горнолыжных курортов («Эльбрус», «Архыз», «Мамисон», «Армхи», «Ведучи», «Лагонаки» и др.), развитию прибрежного (Черное, Азовское и Каспийское моря), культурного (Дербент) и рекреационного (Кавказские минеральные воды) видов туризма. С участием корпорации «Туризм.РФ» реализуют туристические кластеры «Новая Анапа», «Абрау-Дюрсо», «Турьев хутор» в Краснодарском крае и «Лагонаки» в Республике Адыгея. Согласно данным компании, суммарный турпоток по четырем кластерам оценивается в 4,9 млн человек в год, а объем инвестиций — 528,2 млрд руб. Развитие курортных кластеров юга и Северного Кавказа в единой связке, создание «бесшовного» пространства для туристов окажет существенный экономический эффект на макрорегион», — считает Алексей Крыловский.

«Когда мы в полной мере построим все эти проекты, во-первых, мы здесь увидим огромный многомиллиардный портфель. Во-вторых, уже сегодня инвесторы очень качественно выстраивают синергетические связи. Это отслеживается как раз в мощном треугольнике проектов «Красная Поляна», «Лагонаки», «Архыз», который реализует одна группа компаний «Мантера». Здесь огромный потенциал от Каспийского до Черного моря и далее привязка Азовского и Крымского курортных кластеров», — добавил эксперт.

«Бесшовность» курортов ЮФО и СКФО обеспечит высокий мультипликативный эффект.

Фото: Туризм.РФ
Фото: Туризм.РФ

Проект «Лагонаки» в Адыгее позволит увеличить турпоток в республику до 300 тыс. человек в год и привлечь порядка 300 млрд руб. инвестиций в субъект

Точки роста для будущих прорывов — промышленность и АПК

Немаловажную роль в будущем экономическом успехе макрорегиона окажет обрабатывающая промышленность. Рост обрабатывающих производств составил 5,7% в ЮФО и 4% в СКФО, привел данные Евгений Куценко. Ключевым вектором развития отрасли до 2030 года он называет импортозамещение.

«Источниками промышленного роста стали производства готовых металлических изделий, прочих транспортных средств, пищевых продуктов, напитков, одежды, текстильных изделий. Особенно активно на юге России развиваются промышленные кластеры, среди которых промкластер «Кубань» (переработка с/х продукции), межрегиональный радиоэлектронный кластер (Ростовская область, Краснодарский край и Ставрополье), Волгодонский промышленный кластер атомного машиностроения, Национальный аэрозольный кластер, промышленный кластер сельскохозяйственного машиностроения на базе «Ростсельмаша», — пояснил Куценко.

Помимо промышленности, на юге активно развивается сельское хозяйство с прицелом на новые экспортные рынки и импортозамещение.

Фото: пресс-служба «Ростсельмаш»
Фото: пресс-служба «Ростсельмаш»

Промышленные кластеры и проекты в сельском хозяйстве усилят экономические позиции южного макрорегиона

Мир выбирает российское

Экспорт ЮФО за 2022 год вырос относительно 2021 года на 2%, а объем несырьевого неэнергетического экспорта — на 3%. По данным Российского экспортного центра, ведущие позиции в несырьевом неэнергетическом экспорте ЮФО занимают зерновые (36%), металлургия и драгметаллы (18%), масложировая отрасль (17%), химическая промышленность, в том числе нефте— и газохимия (8%), машиностроение (8%).

ЮФО занимает 5 место по объемам несырьевого неэнергетического экспорта среди федеральных округов России.

«Южный федеральный округ экспортоориентированный: 70% занимает экспорт несырьевого характера. Наша продукция является конкурентоспособной, в связи с чем недружественные страны предпринимают попытки не допустить ее на рынок. По сравнению с предыдущим годом у нас идет увеличение по всем показателям, в том числе благодаря усилиям экспортеров», — комментировал заместитель полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Владимир Гурба на церемонии награждения победителей и призеров всероссийского конкурса «Экспортер года» по ЮФО.

Несырьевой неэнергетический экспорт в Южном федеральном округе в 2022 году осуществляли 5163 компании, из которых 90% — малый и средний бизнес.

148 — количество стран-партнеров в несырьевом неэнергет ическом экспорте Южного федерального округа в 2022 году

Эдуард Кузнецов, депутат Госдумы РФ

Новые инвестиционные мегапроекты будут способствовать увеличению транспортной доступности между городами и побережьем, что создаст условия для развития туризма, торговли и других видов экономической деятельности в регионе. Это приведет к увеличению объемов торговли, туристического потока и инвестиций в экономику южного макрорегиона. По прогнозам, это даст увеличение ВРП субъектов южного региона на более чем 2,5% в год с устойчивой тенденцией дальнейшего увеличения. Реализация мегапроектов в санаторно-курортном комплексе позволит увеличить численность туристического потока в туристско-рекреационные районы южного макрорегиона — свыше 20 млн человек в год к 2027 году.

Александр Новак, заместитель председателя правительства РФ

Северный Кавказ сохраняет положительную динамику по ключевым показателям. Растет объем инвестиций, реальные денежные доходы, снижается уровень безработицы. Инвесторы вкладываются в проекты, благодаря чему запускаются новые технологичные производства, создаются рабочие места, развивается малый и средний бизнес. Промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера, туризм одинаково важны для дальнейшего гармоничного развития макрорегиона.

От первого лица Алексей Воевода: Зарубежные спортсмены хотят выступать в Сочи
Скачать Содержание
Закрыть