От первого лица , Краснодарский край ,  
0 

Глеб Садов: «Фотография – это стиль жизни»

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова
Легендарный фотограф, студия которого — весь Ростов-на-Дону

Известный ростовский фотограф Глеб Садов, вместе с которым РБК+Юг реализует проект «Территория стильных» о южных дизайнерах, рассказал в интервью об истории создания полюбившегося всем проекта «ЧЕЛОВЕК ИЗРОСТОВА», будущем профессии фотографа на фоне развития нейросетей и своих мечтах.

Беседовала Марина Шеина

— Глеб, все знают, что ты независимый фотограф, но при этом уже на протяжении почти целого года ты активно сотрудничаешь с нашей Медиа Группой РБК Юг и Северный Кавказ. Почему тебе с нами интересно?

— Потому что здесь все очень оперативно, здесь происходят события, каждый день что-то новое. И мне очень нравится многозадачность, когда ты каждый день снимаешь что-то другое и разное. У вас все кипит, все бурлит, много людей, много локаций, много регионов, поэтому мне доставляет удовольствие быть в центре этих кипучих событий.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Один из твоих личных проектов, о котором многие слышали, — «ЧЕЛОВЕК ИЗРОСТОВА». Расскажи, как он родился?

— Это очень интересная история. Я стоял возле школы, где встречал дочку. Смотрю, идет Сергей Номерков — гуру дизайна. Смотрю и понимаю, что такой человек, как он, — яркое воплощение нашего города. Ростовчане любят город не только за его улицы, дворы, правый и левый берег Дона. Самое главное богатство – это, прежде всего, люди. И Сергей для меня был на тот момент воплощением этого человека. Я понял сразу, что он — человек из Ростова. Я подумал, что интересно было бы создать проект, где у людей, попадающих в кадр, была одна общая фамилия — «ИЗРОСТОВА». Поэтому под фотографиями нет подписи, кто этот человек, как его зовут, чем он занимается.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Однажды один мой знакомый сказал, что фотография для Глеба Садова — это стиль жизни, а весь Ростов-на-Дону — это и есть его студия. Фотография для тебя — это все-таки работа или образ жизни?

— Есть интересная закономерность: как только я не беру с собой фотоаппарат, даже когда иду в магазин недалеко от дома, я тут же вижу интересный кадр, и мне очень жаль, что я не могу его запечатлеть. Поэтому я просто купил маленький походный фотоаппарат — «зеркалку», а если есть возможность, всегда беру с собой «зеркалку» побольше, с объективом, который может снимать все.

Однозначно фотография для меня — это не только коммерческие заказы, это образ жизни. Но «ЧЕЛОВЕК ИЗРОСТОВА» — абсолютно некоммерческая вещь. Это проект для души, для города, возможность сделать что-то хорошее для места, которое мы все любим.

— Глеб, есть мнение, что ты еще и фотограф-диктатор. Ты не просто говоришь: повернитесь налево, посмотрите направо. Ты полностью определяешь условия съемки, начиная с выбора локации и заканчивая конкретными позами, быть твоей моделью непросто. Ты не боишься, что это отпугивает клиентов?

— Честно говоря, мне все равно, потому что моя главная задача — выполнить ту задачу, которая стоит передо мной, а каким образом она будет выполнена, никого не интересует. Иногда для хорошего результата надо на съемочной площадке ввести некоторую нервозность. Это может выглядеть как диктаторство, но это только ради того, чтобы все получилось. Это оправдано. Кому нужны необычные фотографии, те придут ко мне. А если нужна просто спокойная бытовая фотография, тогда это просто к другим фотографам. А если речь идет о fashion-съемке, то она должна быть только через преодоление.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— К слову, мы делаем совместный fashion-проект «Территория стильных», продвигаем креативные индустрии, южные бренды, локации и дизайнеров. Чувствуешь ли ты свою причастность к этой миссии?

— Я люблю fashion-съемку. Когда появляется возможность снять что-то подобное, я всегда за это берусь. В наших совместных работах есть элемент преодоления. Это то, что я люблю и ценю в фотографии. Ведь зачастую в проекте участвуют не профессиональные модели, а сотрудницы Медиа Группы РБК Юг и Северный Кавказ. Это простые люди, которые работают с нами и живут среди нас. Перед тобой ставится супер-задача: нужно взять человека и в течение небольшого времени его «расколдовать», чтобы на фотографиях этот человек выглядел так, как будто он занимается этим долгую часть жизни. Здесь необходимо создать настроение, привнести драйв, поработать с позами, но сделать это все достаточно быстро. Мне нравятся такие задачи. То же самое касается «ЧЕЛОВЕКА ИЗРОСТОВА». Я могу остановить человека на улице, потому что мне понравилось его лицо, и за одну минуту сделать хорошую портретную фотографию, где человек раскроется. Это как соревнование с самим собой. Это трудно, но интересно, далеко не все на это способны.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Мне кажется, мы близки к формулировке того, что такое метод Глеба Садова.

— Да, и мне это будет приятно и полезно сформулировать. Это быстрое погружение. Я намеренно ставлю себя в ситуацию преодоления, и отсюда же возникает так называемое «диктаторство», ведь надо ситуацию быстро поломать, надо чтобы человек выпрыгнул из привычной ему среды.

— Принято считать, что любое творчество — это по большей стени хобби. А сам творец вынужден зарабатывать каким-то другим делом, он преподает или еще где-то подрабатывает. А если говорить о тебе, то кормит ли тебя твое дело, кормит ли тебя фотография, Глеб?

— Да, кормит, но я стройный человек. Я много не ем, так что мне хватает. У меня же была другая работа, и она была гораздо более прибыльная, чем эта. Но на тот момент, когда Бог разбудил во мне талант фотографа, все изменилось.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Давно ты встал перед таким выбором?

— Да, давно, лет 15 назад.

— А что касается, например, создания своей творческой школы?

— Сразу вам скажу, мне бы очень этого хотелось. У меня было несколько учеников (порядка 10 человек), среди них лишь несколько занимались на коммерческой основе. Я бываю альтруистичен. Только путь наставничества и ученичества может творческого человека чему-то научить и сделать из него специалиста. Нет другого пути. В идеальном представлении школы я вижу некое пространство, где одновременно сосуществуют и студия, и выставочный зал, и фотобар, где встречались бы модели и фотографы. Такое место тусовки, где жизнь кипит практически круглосуточно.

— Будем надеется, что ты решишься на этот проект.

— Возможно, нас прочитает бизнесмен с административной жилкой, который скажет: «Я тоже хотел что-то подобное!» В таком месте я мог бы стать арт-директором, идейным вдохновителем.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Что сейчас в тренде в коммерческой фотографии? Я думаю, что нашей аудитории было бы любопытно узнать, за что сейчас больше всего платят фотографам.

— Конечно, за свадьбы.

— Давно ли ты снимал свадьбу?

— В прошлом году снимал, одну или две, но это потому, что были мои хорошие знакомые, близкие люди.

— Нельзя проигнорировать такой тренд как искусственный интеллект, технологии, нейросети. Чувствуешь ли ты конкурентное давление?

— Конечно, это поразительная история. Это правда интересно и красиво. Думаю, через какое-то время это действительно будет конкурентная штука, но, скорее, для рекламной фотографии.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Угроза есть?

— Угроза есть именно для рекламы, мне кажется. Нейросеть не пойдет же фотографировать людей сама, ног-то у нее нет. В вопросе трендов я согласен с высказыванием Маяковского: не делайте под Маяковского, а делайте под себя. Я считаю, каждый фотограф и любой человек должны найти творчески какую-то свою историю, свое направление. Как говорил Камю о смысле жизни: надо жить своими мечтами и воплощать их в дела.

— А о чем мечтает фотограф Глеб Садов?

— Конечно, я хотел бы сделать такую фотографию, которую бы знал весь мир. Как афганская девушка на обложке журнала «National Geographic». Безусловно, это зависит от меня, но и не только от меня. Я думаю, что у меня уже есть несколько таких фотографий, которыми можно гордиться. Во время событий, которые происходили у нас в Ростове, мне удалось сделать фотографии, достойные называться историческими.

— Ты про танк?

— Да, про танк. Я считаю, что у меня он объективно получился лучше всех. Конечно, для того, чтобы фотография стала всемирно известной, необходимо СМИ. Благодаря нашей совместной работе и творчеству, я думаю, что такая возможность обязательно появится. И я буду искренне рад, если рано или поздно моя фотография, которая станет известна всему миру, будет опубликована в журнале РБК+Юг.

Из личного архива Глеба Садова
Из личного архива Глеба Садова

— Я желаю тебе, чтоб твоя мечта исполнилась. Надеюсь, мы тебе в этом поможем.

— Спасибо, теперь эта мечта еще и наша общая!