Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ, в которую входит «Деловая газета.Юг», представляет проект «Бизнес по-нашему» о предпринимателях Юга России, рассказывающих свои истории создания бизнеса. Это некоммерческий проект, который призван поддержать отечественные бренды в рамках озвученной президентской политики. Он состоит из серии постоянных редакционных обзоров — жизнеутверждающих и вдохновляющих историй о том, как местные предприниматели адаптировались на рынке после введения санкций и ухода иностранных компаний. Несмотря на трудности, они успешно развивают бизнес и производство в родных регионах и гордятся этим.
Ранее президент РФ Владимир Путин на форуме Агентства стратегических инициатив «Сильные идеи для нового времени» отметил, что России необходима целенаправленная политика всемерного поддержания и продвижения отечественных брендов на всех уровнях — в СМИ, социальных сетях и новых медиа. Глава государства подчеркнул, что именно в городах, населенных пунктах начинается путь небольших предприятий и локальных брендов к общероссийской известности.
Новым героем проекта стал фермер из хутора Кубанского — 31-летний Алексей Астахов вместе со своей семьей выращивает на полях и в теплицах голубику, клубнику, перец, помидоры и огурцы, которые потом успешно реализует в Краснодарском крае уже на протяжении шести лет.
Основатель КФХ рассказал, с какими трудностями он столкнулся при открытии своего дела, как господдержка в виде гранта помогла ему в строительстве теплицы, сколько зарабатывают «в полях» и как отечественный сельхозбизнес справляется с актуальными вызовами рынка.
— Как вам пришла идея заняться сельским хозяйством?
— Все началось в 2017 году: после службы в армии и окончания университета я немного поработал водителем в Краснодаре, а потом вернулся в родной хутор Кубанский и с семьей начал возделывать и строить теплицы — тогда они были еще деревянные. Первой культурой, которую мы попробовали выращивать, был огурец —- опыт его выращивания уже был у родителей, поэтому решили начать с него. В целом мы получили положительный результат — тогда мы сразу поняли, что это перспективное дело и решили расширяться. На площади 5 га поставили 1 га теплиц, и в них мы сейчас выращиваем огурцы, болгарский перец, томат, клубнику, черную смородину и голубику — ассортимент довольно широкий.
— Столкнулись ли с какими-то проблемами при открытии своего хозяйства?
— Сельское хозяйство — неоднозначное направление, оно очень подвержено разным факторам: погодным условиям, неурожаям, ценовым колебаниям, и постоянно приходится маневрировать и находить новые возможности. Например, в разные годы одни культуры могут быть более рентабельны, а какие-то, наоборот, становятся убыточными, и поэтому приходится иметь ассортимент. Но вообще не считаю, что какие-то проблемы есть, есть только приключения.
— А что насчет санкционного периода? Как считаете, справляется ли отечественный бизнес с актуальными запросами рынка?
— Дело в том, что санкции, которые против нас ввели, они, конечно, мешают нам — увеличилась стоимость материалов, удобрений, средств защиты растений, и это сказывается потом на себестоимости продукции, это конкретно в моем случае. Менее устойчивый бизнес с большой долговой нагрузкой может не выдержать и закрыться, в этом ничего такого нет. В любом случае, откроются новые предприятия, а сильные станут еще сильнее.
В целом в сельском хозяйстве импортозамещение началось еще с 2014 года, когда ввели первые санкции. Однако Турция, например, продолжает поставлять продукты, но мы все равно сдвигаем спрос в отечественную сторону: у нас и качество лучше, и ягода максимально свежая, потому что перевозка сказывается и на качестве, и на вкусе товара. Мы во многом превосходим импортную продукцию.
Вообще, мы самодостаточная страна — народ у нас талантливый и люди очень трудолюбивые. Мы способны сами себя полностью и прокормить, и одеть, обуть.
— В таком случае, в чем заключается социальная функция вашего бизнеса, а в чем патриотическая?
— Насчет социальной: у меня открыто КФХ, я плачу налоги. У меня также есть сотрудники и рабочие — вообще, такое хозяйство даже с семьей тяжело вести, и конечно, мы привлекаем людей на работу, на посадки и на сборы. Без людей никуда. Но когда начинается сезон клубники — рабочие уходят собирать ее, потому что там оплата зависит от количества собранного, а на овощах — от количества часов. Был один парнишка, который до обеда насобирал ягод на 7-8 тыс. рублей и ушел. Но к нам часто приходят и работают семьями, это им очень материально помогает.
А по поводу патриотической — я разделяю позицию нашего руководства и страны. Мы поддерживаем своей продукцией ребят на СВО, в том числе не так давно сам ездил и отвозил гуманитарную помощь.
— Насколько успешен ваш бизнес? Посоветовали ли бы вы заняться сельским хозяйством другим людям?
— В прошлом, когда я говорил, что у меня своя ферма, то люди не думали, что это прибыльно. Но многое меняется, и если раньше никто не хотел заниматься сельским хозяйством, то сейчас все больше людей видят в этом перспективу.
Мне как-то говорили знакомые, что они тоже хотят заняться сельским хозяйством, но переживают за реализацию. Я им рассказал, что у меня никогда не было проблем с этим — всегда все продается, просто вопрос в цене: ее надо регулировать в определенные моменты. Но нужно, чтобы у людей был начальный капитал, потому что с голого поля начинать очень тяжело. В кредит или на заемные средства этим заниматься не самая лучшая идея, есть много рисков. Но надо чувствовать в себе уверенность, не бояться и делать. На самом деле, это перспективное направление, и государственная поддержка имеется, и если желание у человека есть, то все обязательно получится.
— А пользовались ли вы мерами господдержки? Помогают ли сейчас местные власти бизнесу?
— Да, помогают, но нужно убедить власти, региональные в том числе, в том, что твой проект имеет жизнеспособность, и тогда могут выделить средства. Есть разные программы, я лично знаю об этом: в 2019 году я участвовал в программе «Начинающий фермер», это региональный конкурс на поддержку начинающего КФХ. Нужно было подготовить бизнес-план, защитить его перед комиссией, а дальше я получил грант и построил на эти деньги большую промышленную теплицу, в которой сейчас выращиваю помидоры. Эта теплица позволяет регулировать микроклимат, поддерживать температуру, влажность, и, соответственно, более высокий и качественный урожай в ней получается.
— Дорого ли построить одну теплицу?
— Конечно, около 3,5 млн рублей. Сама теплица стоит где-то 1,7 млн рублей, но еще нужно отопление, установка и котельная. Это именно хорошая теплица, а есть и проще.
В принципе, в таких помещениях культурам очень комфортно, они защищены здесь от града и ливней — например, в этом году были частые дожди, которые не давали возможность собирать клубнику в открытом грунте. А здесь, в теплицах, это нивелируется. Единственное, конечно, тепличное направление более затратно.
— Не хотелось ли переехать в город? Вы стремитесь заниматься своим хозяйством в 31 год, это нетипично — многие сейчас, наоборот, уезжают в центры. Что бы вы сказали таким людям?
— У меня большая семья, и здесь, именно в Белореченском районе, в хуторе Кубанском, очень хорошее место и для жизни, и для развития, и для бизнеса. Я хочу и дальше, занимаясь делом, улучшать все вокруг себя. В том числе чтобы моя семья становилась более счастливой и богатой. Там, где ты родился, здесь как-то легче — это родное место, и оно, наверное, в том числе стало катализатором для развития.
Но я в принципе связь с городом не теряю и очень часто бываю в региональном центре, и люди, с которыми я общаюсь и дружу, они очень восторженно смотрят на меня. Когда я им показываю, чем занимаюсь, они приезжают ко мне в гости и радуются за меня, в том числе звонят, иногда даже спрашивают совета — не именно как заняться сельским хозяйством, потому что оно не очень простое, а какие-то сопутствующие направления, например торговля. И я рассказываю людям, потому что я через все это сам прошел, и есть моменты, которые человек, в первый раз столкнувшись с этим, просто-напросто не может знать. И потом, пообщавшись, они немного отрезвляются и принимают решение.
— А бизнес по-нашему — это как?
— Бизнес по-нашему — это трудолюбие, стрессоустойчивость и смелость. Есть поговорка, что русские долго запрягают, но быстро едут. Наверное, и я, прежде чем начать, тоже обдумывал все и просчитывал варианты, насколько КФХ будет иметь успех. Я считаю, что сделал правильный выбор — я доволен и планирую дальше развиваться.
Информационный обзор редакции, 0+