Sharing-экономика: нужен ли современному бизнесу собственный автомобиль
Материалы выпуска
Sharing-экономика: нужен ли современному бизнесу собственный автомобиль Рынок Антон Петровцев: Как развивать премиальный сервис на Кубани Экспертиза Wheely: Сервис кроется в деталях Рынок
Рынок Краснодарский край
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Sharing-экономика: нужен ли современному бизнесу собственный автомобиль

Отказаться от личного и корпоративного автотранспорта в современном мире можно без ущерба для своего удобства или даже статуса

Shareconomy — популярный тренд, зародившийся в Европе более 10 лет назад. Термин переводится на русский язык как «долевая экономика», а в буквальном смысле означает коллективное использование, а не владение каким-либо ресурсом: жильем, офисом, оборудованием и инструментами, автомобилем.

Эксперты отмечают, что shareconomy стала уже полноценной экономической моделью. Особое место в ней занимает направление совместного использования автомобилей — carsharing.

Впрочем, «каршеринг» вышел далеко за пределы стандартного понимания этого термина. Теперь это не просто аренда транспортного средства, но и возможность получить во временное пользование полноценный сервис с личным водителем, который позволит без ущерба для привычного уклада жизни отказаться от собственного или корпоративного автомобиля.

Почему выгодно отказаться от своего автомобиля

В конце июля 2019 года эксперты банка HSBC опубликовали исследование, согласно которому россиянам, которые проезжают на личном автомобиле менее 5,4 тыс. км в год, выгоднее пользоваться такси. Россия оказалась на первом месте по величине этого расстояния среди крупнейших стран.

Расчеты эксперты проводили на базе автомобиля Toyota Camry. В анализе учитывались расходы на топливо и обслуживание машины, средние цены на такси, а также уровень доходов жителей, сообщает РБК.

Эксперты HSBC объяснили, что такая ситуация в России складывается из-за высокой стоимости покупки автомобиля, цена которого с учетом импортных тарифов достаточно высока, при сравнительно недорогом такси.

Впрочем, цена самого автомобиля — это не единственная и далеко не главная категория расходов, из которых складывается конечная стоимость владения собственным транспортным средством. Существенную часть здесь составляет страховка, которая на отдельные типа автомобилей (например, представительского класса) может достигать нескольких сотен тысяч рублей, а также расходы на парковку, бензин, плановое обслуживание и ремонт. При этом, по статистике, личный автомобиль в среднем простаивает 23 часа в сутки, а в стоимости теряет около 40% — сразу после выезда из автосалона.

Какие есть альтернативы

Решением проблемы может стать такси и каршеринг, однако подходят такие варианты далеко не всем. Как правило, сервисы такси предлагают самые бюджетные варианты: автомобили представительского и бизнес-класса либо не представлены вообще, либо их количество сильно ограничено, время подачи очень долгое, а качество обслуживания не всегда на должном уровне.

Повременная аренда автомобиля также имеет свои недостатки. Прежде всего, каршеринг требует личного участия в управлении транспортным средством, однако это не всегда представляется возможным. Во-первых, не у всех есть водительское удостоверение, во-вторых, рабочие и личные вопросы далеко не всегда удобно (и безопасно) решать за рулем.

Кроме того, пользование подобными сервисами требует манипуляций, доставляющих определенные неудобства: перевод из режима езды в режим парковки, тщательный осмотр машины перед использованием на наличие повреждений, необходимость заезжать на заправку.

Помимо этого, не все каршеринговые сервисы позволяют оставить автомобиль там, где удобно водителю. Из-за этого приходится искать специальную зону, где можно завершить поездку, что приводит к дополнительным тратам времени и денег. Это особенно актуально для Краснодара из-за проблем с парковками и общей перегруженности транспортными средствами.

Лишние хлопоты

Многие представители бизнес-структур в качестве альтернативного варианта также выбирали корпоративный автомобиль или наем водителя. Тем не менее, такие варианты также имеют немало существенных минусов.

В декабре 2018 года вступили в силу поправки, существенно осложнившие правила пользования и владения корпоративным транспортом. Прежде всего, корпоративный автомобиль нельзя использовать в личных целях: на каждую поездку необходимо составлять путевой лист или доверенность на водителя.

Кроме того, необходимо проводить предрейсовый контроль автомобиля и медосмотр водителя. В случае их отсутствия налагается серьезный штраф, который для юридического лица будет существенно выше, чем для физического (как и в случае нарушения ПДД). Таким образом, в штате сотрудников теперь, помимо водителей, необходимо держать медика и автомеханика.

Также владельцев корпоративного транспорта обязали обустраивать парковку для собственных автомобилей. И это еще не все — при наличии корпоративного транспорта необходимо закладывать в бюджет компании расходы на ремонт и обслуживание автомобилей.

Наем персонального водителя в штат имеет те же основные минусы, что и при самостоятельном пользовании автомобилем: расходы на обслуживание и содержание. Кроме того, добавляется необходимость поиска квалифицированного водителя, который будет соответствовать всем заявленным требованием. Также ему придется платить полноценную зарплату, несмотря на то, что большую часть времени автомобиль (как и водитель) будет простаивать.

Личный водитель — в аренду

Альтернативное решение предлагает сервис личных водителей Wheely. С одной стороны, здесь есть все преимущества персонального водителя. На заказ приедет автомобиль не старше трех лет строгих цветов (брендирование или любые опознавательные знаки строго запрещены)  — это особенно актуально, если пассажиру предстоит поездка на важную деловую встречу или торжественное мероприятие. Водитель, одетый в строгий костюм, не будет досаждать разговорами, а в салоне можно как поработать, так и отдохнуть — клиент сам выбирает оптимальный маршрут, комфортную температуру и любимую радиостанцию.

С другой стороны, использование сервиса позволяет избежать затрат на содержание личного водителя в штате и дает определенную гибкость при планировании поездок — например, заказ можно сделать на ближайшее время или к определенному часу, одновременно можно вызвать несколько автомобилей или выбрать другого пассажира. В Москве, Санкт-Петербурге и Сочи для поездок в большой компании можно заказать пятиместный Mercedes-Benz Viano. Wheely подойдет и для поездок с детьми: по стандартам, любой автомобиль снабжен детским удерживающим устройством (бустером).

Чтобы обеспечить пассажиру максимальный уровень комфорта, сервис устанавливает очень высокие стандарты. В Москве, Петербурге и Сочи на заказ приедет Mercedes E— или S-класса, BMW 5 или BMW 7; в Краснодаре это может быть Toyota Camry, Kia Optima, Volvo S60 и другие автомобили того же класса. Все транспортные средства должны обслуживаться только у официальных дилеров.

Стать водителем в таком сервисе может далеко не каждый. Кандидаты проходят строгую аккредитацию, включающую тест на знание города и делового этикета, а каждый автомобиль тщательно осматривается — в общей сложности, тестирование занимает около четырех часов. Отбор настолько жесткий, что из 10 соискателей работу получает лишь один. Средний стаж вождения составляет 17 лет.

У каждого водителя есть персональный рейтинг, который формируется на основании оценок клиентов: средний балл составляет 4,95 из 5. Если водитель не соблюдает стандарты компании, его вызывают на переаттестацию, а если рейтинг снижается до 4,75 — навсегда отключают от сотрудничества с сервисом.

По нажатию кнопки

Вызвать личного водителя из Wheely — не сложнее, чем заказать такси. Как и в других сервисах, это можно сделать через приложение. Среднее время подачи составляет 5 минут. Каждый пассажир, совершающий поездку, застрахован. Страховка до 2 млн рублей действует во всех городах России.

Средняя стоимость поездки на Wheely в Москве — около 1200 рублей. В регионах, включая Краснодар — около 600-700 рублей. Аналогичные по стоимости поездки предлагают обычные такси на тарифах «повышенной комфортности». При этом у Wheely нет динамического ценообразования: это значит, что стоимость поездки не зависит от повышенного спроса из-за плохой погоды, времени суток или сложной транспортной ситуации.

«Я живу на два города, постоянно перемещаюсь между Москвой и Краснодаром, в аэропорт постоянно заказываю Wheely, — рассказывает владелец небольшого бизнеса Андрей Зайцев. — Для меня главное преимущество — очень качественный сервис. Водитель встретит в зале прибытия с табличкой — его не надо искать по всей парковке. Он поможет донести багаж, а если дождь — предложит зонт, откроет дверь в салон. Кроме того, можно указать любимую музыку, которая будет играть в автомобиле. Ни в одном такси я подобных удобств не видел».