Евросоюз принял курс на «чистую» экономику. Эта так называемая «зеленая сделка» предполагает достижение нулевого выброса парниковых газов и загрязнения окружающей среды за счет перехода от использования углеводородов к возобновляемым источникам энергии.
Один из элементов «зеленой сделки» — введение так называемого углеродного налога для импортируемой в ЕС продукции с большим «углеродным следом».
— Для нас важно, чтобы это трансграничное регулирование не стало оборотной стороной недобросовестной конкуренции, когда европейские компании получат преимущества. С зарубежными партнерами мы будем проводить линию недопустимости протекционистской политики, чтобы все эти механизмы, принимаемые ЕС, не противоречили международным стандартам и не нарушали правила международной торговли, — заявил в ходе форума президент РСПП Александр Шохин.
Бизнес-сообщество России и других стран, которые не входят в ЕС, обеспокоены перспективой введения углеродного регулирования. Потому что непонятно, по какой методике будет определяться размер «углеродного следа» в продукции, и каковы будут параметры углеродного налога. Но, даже по оптимистичным расчетам, это крайне негативно отразится на деятельности компаний, экспортирующих продукцию в Европу.
— Финансовые потери от введения трансграничного углеродного регулирования могут составить от 2 до 4 миллиардов евро в год, — привел данные исследований первый заместитель председателя Комитета РСПП по экологии и природопользованию, генеральный директор компании «ЕвроХим» Игорь Нечаев. — Западные производители и не скрывают, что меры по борьбе с изменением климата они будут использовать для повышения конкурентоспособности. Поэтому только объединенные усилия промышленности и власти могут защитить не только интересы наших компаний, но и национальные интересы в целом.
Так ли остра проблема изменения климата, как ее представляет Евросоюз? И готово ли российское общество жертвовать материальными благами ради окружающей среды? Глава ВЦИОМ Валерий Федоров привел данные опросов, которые свидетельствуют о том, что 52% наших соотечественников считают, что это — серьезная проблема, а 42 — что раздутая. При этом три четверти россиян не готовы платить больше за энергосберегающие товары, услуги и технологии. А вот высаживать деревья для снижения парникового эффекта готовы подавляющее большинство участников опроса: 94% из них сказали, что если бы в их городе объявили такую акцию, то они к ней обязательно бы присоединились.
— Вот что воспринимается «на ура», а не углеродный налог, который 68% опрошенных воспринимают как попытку Евросоюза заставить других платить больше, — сказал Валерий Федоров.
Игорь Нечаев, говоря о необходимости минимизировать риски и максимизировать возможности, сказал, что у России достаточно климатических активов, которые можно использовать в интересах отечественного бизнеса и общества: — Россия — абсолютный лидер по сокращению выбросов парниковых газов. За 20 лет их объем снизился на 57%, на программы повышения энергоэффективности потрачены сотни миллиардов долларов. И сейчас многие компании прорабатывают эффективные экологические проекты, большинство из которых — лесоклиматические проекты, за счет них объем поглощения лесами парниковых газов превысит объем выбросов углерода в окружающую среду.
При этом компания «ЕвроХим» реализует разные экологические проекты, направленные на снижение влияния на окружающую среду. Нечаев считает: «Чтобы остановить глобальное потепление, достаточно, чтобы каждый из нас посадил шесть деревьев в год. А если учесть, что в этом процессе активно участвует и крупный бизнес, то создание «зеленого щита» не кажется невыполнимой задачей».
Так, ООО «ЕвроХим-БМУ», предприятие ЕвроХима в Краснодарском крае, регулярно проводит экологические акции. Молодые сотрудники ООО «ЕвроХим-БМУ», студенты Белореченского индустриально-технологического техникума и добровольцы КК ЭОО «Экологическое содружество» посадили туи в Парке Победы Белореченска.