В условиях изменения экономики меняются и взаимоотношения банков и бизнеса из различных отраслей реального сектора экономики. О том, какие процессы происходят в финансовом секторе региона и зачем банкам идти в малые города, РБК+Юг рассказал региональный управляющий Альфа-Банка в Ростовской области Антон Бутенко.
Время расширять горизонты
— Какова стратегия развития Альфа-Банка в Ростовской области? Изменилась ли она в связи с новой геополитической ситуацией?
— Альфа-Банк — один из крупнейших банков России, и в последние годы активно расширяет свое присутствие на территории страны, в том числе и в Ростовской области. Стратегия развития банка в нашем регионе основывается на экспансии в крупные районные центры региона и повышении качества предоставляемых клиентам услуг.
Банк адаптируется к новым реалиям экономики, внедряет высокотехнологичные продукты. Это позволяет нам привлекать новых клиентов и укреплять долю на финансовом рынке региона. Мы работаем согласно избранной изначально стратегии, выстраивая долгосрочные отношения с клиентами и повышая качество услуг.
— Каков объем корпоративного кредитования в Ростовской области? На какие цели чаще всего берут кредиты клиенты ростовского филиала банка?
— В нашем банке корпоративный блок всегда был сильным — сейчас в Альфа-Банке Ростовской области около 34 тыс. корпоративных клиентов. Это существенный объем, а само направление приносит банку стабильный доход. Корпоративный кредитный портфель Альфа-Банка в Ростовской области превышает 112 млрд рублей. При этом большая его часть, 70 млрд, — портфель крупного корпоративного бизнеса. В основ ном это оборотные средства, есть и инвестиционные кредиты. Объем кредитного портфеля компаний среднего бизнеса — 34 млрд рублей, малого — 8 млрд.
Акцент на цифровизацию
— Предприятия каких сегментов экономики являются вашими основными клиентами на Дону?
— Большую долю в объеме выданных кредитов занимает агропромышленный комплекс. У нас из 112 млрд портфеля юрлиц на долю предприятий, напрямую либо косвенно связанных с АПК, приходится 65 млрд рублей. В основном — агротрейдеры, а доля сель хозпроизводителей — 3-5 млрд рублей. За последние 2-3 года многие средние компании в регионе выросли в крупные, и продолжают активно развиваться.
Также сейчас мы расширяем направления работы с целью быть ближе для любого сегмента клиентов, в том числе для МСП. Мы считаем, что малый бизнес очень важен для экономики региона, и поэтому не только оказываем предпринимателям финансовую поддержку, но и создаем комфортную среду для их развития, в частности, запустили образовательную онлайн-платформу «Курс».
— Как вы строите работу с компаниями, ведущими внешнеэкономическую деятельность?
— На Юге России экспортеры — в основном предприятия АПК, и сейчас для них горячий период заключения договоров экспортных поставок. Сегодня при оформлении экспортных контрактов мы проверяем и контрагента, и всю цепочку в рамках поставки, а также помогаем проводить платежи.
Также мы стремимся стать банком первого выбора по Антон Бутенко, региональный управляющий Альфа-Банка в Ростовской области тренд 2025 года — развитие банком комиссионных продуктов и коробочных решений Корпоративный кредитный портфель Альфа-Банка в Ростовской области 112 млрд рублей из них: 70 млрд — крупный бизнес 34 млрд — средний 8 млрд — малый работе с Китаем и активно помогаем российским компаниям эффективно вести бизнес с этой страной. Отмечу, что Альфа-Банк в четвертый раз занял первое место как лидер в цифровизации ВЭД в рейтинге Markswebb*.
— Какие еще продукты ваш банк внедряет в рамках цифровизации?
— Цифровые сервисы дают дополнительные возможности совершенствования банковских технологий, в том числе тех, которые разрабатываются нашим маркетинговым подразделением: это игровые механики, каналы до ставки, а также новый в банковской отрасли МЛМ-канал — «Свой в Альфе».
Бизнесу банк предлагает передовые бес платные сервисы на основе искусственного интеллекта. Так, недавно Альфа-Банк запустил новый сервис — «Нейроофис», который представляет собой виртуальную команду нейроассистентов, обученных на знаниях миллионов экспертов. Этот сервис позволяет сделать искусственный интеллект доступным для каждого предпринимателя, преобразовав сложные технологии в простые и понятные действия для бизнеса.
В жизнь активно внедряются цифровые финансовые активы — в начале 2023 года Альфа-Банк зарегистрировал собственную платформу А-Токен. На платформе уже реализовано более 500 сделок, а совокупный объем размещений ЦФА достиг 200 млрд рублей, превысив прошлогодний показатель в пять раз.
Банк — это часть социума
— Альфа-Банк активно открывает новые офисы обслуживания в небольших городах и районах Ростовской области. Это происходит в рамках стратегии расширения своего присутствия в регионе?
— Первый phygital** — офис Альфа-Банк открыл в 2020 году, и сейчас в стране их около 800. В Ростовской области у нас таких офисов 24. Практика показала, что мы сделали правильный выбор, когда пошли в малые города с населением от 30 тысяч жителей, — это позволило увеличить банку долю присутствия в регионе. После пандемии люди устали от онлайна, им не хватает социализации, им важно смотреть в глаза тем, кому они доверяют свои деньги.
Phygital-офисы Альфа-Банка — это не большие офисы-трансформеры, где цифровые технологии сочетаются с физическим сервисом, где нет привычных барьеров и бумажной волокиты. Эти офисы уже стали центром притяжения людей в малых городах — местом, где можно получить консультацию, пройти обучение, принять участие в каких-то событиях.
Мы активно взаимодействуем с местными администрациями, поддерживаем культурные и спортивные мероприятия. Для нас это тот уровень взаимодействия с населением, когда мы не только банк, но часть социума, общественной жизни горожан. В течение года в Ростовской области мы приняли участие в более 240 социально значимых культурных и спортивных мероприятиях, на постоянной основе проводим собственные семинары по финансовой грамотности для студентов и школьников.
— Какие цели вы ставите для себя на будущий год?
— Если ключевая ставка в ближайший перспективе сохранится, то это приведет к сокращению объемов кредитования физических лиц, но в корпоративном сегменте мы ожидаем умеренный рост. При этом рост активной клиентской базы является для нас стратегическим направлением, которое мы будем реализовывать за счет предложения сложных комбинированных банковских продуктов, цифровых финансовых инструментов, которые позволяют клиенту получать более высокий процент, чем по депозиту.
Тренд следующего года — развитие банком комиссионных продуктов, коробочных решений, которые позволят компенсировать выпадающие доходы. Сейчас стоимость кредитов для бизнеса высокая, а экономика без дешевых доступных денег развиваться не может. Она может существовать, но не развиваться. Активное развитие реального сектора экономики будет при условии существенных объемов льготных госпрограмм и снижения стоимости кредитных средств для бизнеса.
* Исследование Business Internet Banking Rank 2024, консалтинговое агентство Markswebb.
** phygital — от английского physical и digital, сочетание цифровых и физических каналов.
Реклама. https://alfabank.ru/ АО «Альфа-Банк» Генеральная лицензия Банка России № 1326 от 16 января 2015 г.
16+